Особенности использования метода стимуляции в работе с особыми детьми

Елена Фиклеева
Особенности использования метода стимуляции в работе с особыми детьми

Прежде чем говорить о сенсомоторном развитии детей со сложными и множественными психофизическими нарушениями, важно подчеркнуть, что каждый ребёнок развивается, бывает, что медленно, своим путём, но развивается, если этому способствовать.

Первой и главной особенностью развития данной категории детей является то, что нельзя провести параллель между физическим и реальным возрастом ребёнка. Второй – навык, полученный на занятии, должен постоянно закрепляться, иначе он угасает. Третьей – в развитии этих детей наблюдаются как прогресс, так и регресс. И эти процессы постоянно сменяют друг друга.

Проблема развития данной категории детей кроется в том, что до недавнего времени в отечественной педагогике они определялись как "необучаемые". Детей с множественными психофизическими нарушениями рассматривали только как нуждающихся в медицинской помощи и ухаживающей системе услуг.

Однако в теории и педагогической практике большинства цивилизованных стран понятие "необучаемый" не рассматривается, поскольку там на первый план выходят не физические и интеллектуально-эмоциональные качества ребёнка, а уровень сложности программных требований. И если ребёнок не может усвоить содержание определённой программы, то выбирается или специально разрабатывается другая программа, посильная для него.

Работая с детьми с тяжелыми и множественными психофизическими нарушениями, мы пришли к выводу, что для сенсомоторного развития данной категории детей наиболее действенным является метод стимуляции. Используя данный метод, мы получили возможность осуществить процесс элементарного обучения ребёнка. Каждый раз, когда мы взаимодействуем с ребёнком, у нас появляется возможность передать в доступной для него форме информацию о нём самом, об окружающем мире, воздействуя на сенсорные каналы ребёнка.

Работа по сенсомоторной стимуляции детей со сложными и множественными психофизическими нарушениями включает в себя:

тактильную стимуляцию, стимуляцию зрения, стимуляцию слуха, стимуляцию обонятельной чувствительности, стимуляцию вкусовой чувствительности, стимуляцию мелкой моторики и функции кисти, стимуляцию органов артикуляции и стимулирование губ, стимуляцию вестибулярного восприятия.

Для того чтобы педагогическое воздействие, направленное на развитие сенсомоторного развития детей со сложными и множественными

нарушениями было эффективным, необходимо знать и учитывать особенности данной категории детей: уход за ребёнком и развивающие занятия должны осуществлять одни и те же люди, каждый из которых ведёт себя одинаково, использует одни и те же слова, движения, что даёт ребёнку ощущение постоянства; во время проведения упражнений и занятий необходимо использовать возможности сохранных анализаторов с последующим включением их в компенсаторные процессы и формировать умение пользоваться ими; не забывать о том, что у данной категории детей сформировавшийся навык может угаснуть, если его не закреплять; помнить, что проблема сенсомоторного развития детей с двойным или тройным дефектом не сводится к сумме особенностей психического и (или) физического развития при каждом нарушении, а образует новую сложную структуру нарушений и требует особого психолого-педагогического подхода.

Исходя из вышеперечисленного, мы разработали определённые правила проведения занятий (игр, упражнений) по сенсомоторному развитию детей со сложными и множественными психофизическими нарушениями:

Во-первых, перед началом занятия (игры, упражнения) убедитесь, что ребёнку удобно, нет никаких отвлекающих факторов.

Во-вторых, необходимо дать понять ребёнку, что вы здесь, рядом с ним. Это может быть: ласковый голос, тихий приятный звук, осторожное безопасное прикосновение.

В третьих, обязательно дождитесь ответной реакции ребёнка: улыбки, звука, замирания, оживления и т. п.

Только после этого начинайте строить общение с ребёнком и приступайте к непосредственной стимуляции. Общаясь с ребёнком, постоянно поддерживайте с ним тесный контакт. Делайте всё медленно и спокойно, сопровождая свои действия речью. Ограничивайте количество стимулирующих воздействий за определённый промежуток времени. Стимулируя, применяйте односложные раздражители. Помните, что иногда для того, чтобы ослабленные органы чувств реагировали на стимуляцию (раздражитель) требуется более сильная, повторяющаяся стимуляция, которая проводится в отсутствии других воздействий. Не забывайте, что при стимуляции стоит быть чувствительным к сигналам и реакциям ребёнка. Стоит дождаться этих реакций, ведь зачастую они бывают очень слабыми и необычными.

В течении нескольких лет, проводя занятия (упражнения, игры) по сенсомоторному развитию детей со сложными и множественными нарушениями психофизического развития, мы учитывали особенности данной категории детей и соблюдали правила проведения занятий. Благодаря проведённой работе заметно улучшились показатели сенсомоторного развития детей, что подтверждает эффективность выбранной нами методики.

Публикации по теме:

Пособие для пальчиковых игр «Привет, ладошка!»Пособие для пальчиковых игр «Привет, ладошка!» Пособие содержит набор из двух перчаток и альбома (в данном пособии тонкий фотоальбом) с подборкой коротких стихов для пальчиковых игр.

Консультация для родителей «Для чего нужна артикуляционная гимнастика» Для того чтобы ребёнок научился говорить сложные звуки, его губы, язык должны быть сильными и гибкими, удерживать определённое время необходимое.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Космос
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Особенности использования метода стимуляции в работе с особыми детьми
Опубликовано: 5 января 2015 в 00:38
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День санок на МААМ

«Вот моя деревня, вот мой дом родной. Вот качусь я в санках по горе крутой», – стихотворение Ивана Сурикова «Детство» известно всем и каждому. Не только у Ивана Захаровича детство ассоциировалось,...

7 декабря. Праздник новогоднего декора на МААМ

Елка, Дед Мороз со Снегурочкой, снежинки и мандарины — обязательные атрибуты нашего новогоднего праздника. В России все любят Новый год, поэтому и принято его отмечать с размахом. В предновогоднюю пору...

Фотоотчёт о занятии по рисованию в старшей группе «Большие и маленькие ели»
Фотоотчёт о занятии по рисованию в старшей группе "Большие и маленькие ели" Цель: учить передавать в рисунке образы больших и маленьких заснеженных...
Мастер-класс по изготовлению осенней открытки «Подарок для мамы»
Мастер – класс изготовление осенней открытки «Подарок для мамы"( рисование с элементами аппликации Автор: воспитатель дошкольной группы Сырова Наталья...
Конспект НОД по изодеятельности в технике «декупаж» с использованием природного...
Конспект непосредственно образовательной деятельности художественно-эстетической направленности «Украшения для елочки» с детьми группы раннего возраста с...