Особенности развития коммуникативной стороны речи у детей с нарушением зрения

Бирагова Инна
Особенности развития коммуникативной стороны речи у детей с нарушением зрения

Дошкольный возраст является сенситивным периодом развития сложных коммуникативных связей детей, умений общаться не только с отдельными детьми, но и с коллективом сверстников, с взрослыми, в соответствии с социально одобряемыми нормами поведения. Именно в дошкольном возрасте закладываются основные формы поведения и общения, складывается детский коллектив, законы существования которого требуют более развитой системы коммуникативных навыков. Зрительный дефект затрудняет развитие коммуникативной и творческой деятельности детей этого возраста.

Речь у детей с нарушениями зрения формируется на тех же принципиально одинаковых основах, что и речь нормально видящих детей. Также как и у нормально видящих, речь детей при зрительной неполноценности развивается и усваивается в процессе коммуникативной деятельности, но имеет некоторые особенности - изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется вербализм, из-за отсутствия зрительных впечатлений в речи редко употребляются развернутые высказывания. В процессе речевого общения с окружающими, которое постоянно осуществляется в его бытовой, игровой и учебной деятельности он непроизвольно подражает образцам слышимой им речи.

Зрительный дефект является одним из наиболее сложных и тяжелых по своим последствиям в развитии ребенка. Определение глубины зрительного нарушения у новорожденного затруднено в связи с тем, что зрительная система младенца имеет существенные отличия от зрительной системы взрослого.

В первые месяцы жизни зрение ребенка характеризуется как примитивное, диффузное светоощущение. Развитие зрительного восприятия проявляется у новорожденных в виде реакции слежения. И лишь ко второму месяцу у детей появляется предметное зрение, когда ребенок начинает живо реагировать на мать. Основным видом коммуникативного воздействия в раннем возрасте является непосредственно эмоциональное или ситуативно-личностное общение, направленное на удовлетворение потребностей ребенка в любви и заботе взрослого. Отсутствие зрения или его нарушение могут быть констатированные уже на первой неделе после рождения, и поэтому нарушение зрительных функций не сказывается негативно на общем развитии ребенка, в том числе и на развитии его коммуникации в этот период.

Зрительный анализатор организует и корригирует работу всех систем организма, поэтому нарушения его деятельности негативно сказываются на работе всех других анализаторных систем. Для детей, имеющих зрительную патологию, этот момент является чрезвычайно сложным - доверяя своему нарушенному зрению, они игнорируют или слабо дифференцируют информацию от других анализаторных систем.

Дети с нарушениями зрения не могут воспринять окружающий мир во всем его качественном многообразии, т. к искажается система сенсорных эталонов. Любой объект, действие или состояние представляет собой сложную совокупность раздражителей и реакций на них, включающих все уровни чувственного познания: сенсорный, перцептивный, апперцептивный. Субъективный перцептивный образ строится с учетом искаженной сенсорной информации от зрительного анализатора, что нарушает целостность взаимодействия всех анализаторных систем. Это неизбежно отражается и на представлении, т. к. "чего не было в восприятии, не может быть и в представлении".

Представления, есть те высшие психические функции, которые являются основой построения и развития коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения. Вследствие зрительного дефекта значительно снижается двигательная активность, координация движений, что негативно влияет на развитие предметной деятельности детей.

С 5 - 6 мес. жизни становится очевидным отставание детей с нарушениями зрения от их, нормально видящих сверстников.

В возрасте от 6 мес. до 3х лет для детей с нарушениями зрения на первый план выступает коммуникативная потребность в сотрудничестве, осуществляемая в процессе ситуативно-деловой формы общения с взрослыми. Общение может, осуществляется одновременно на уровне содержания, передающего цифровую информацию, выраженную словами, и на уровне отношения, передающего аналогичную информацию, в которой выражено отношение говорящего к произносимым словам или к слушателю. Ребенок с нарушенным зрением лишен возможности овладевать неречевыми и речевыми средствами коммуникации на основе простого подражания, и требует специального обучения элементам предметной деятельности.

Формирование предметной деятельности детей с нарушениями зрения затягивается до 3 - 4хлетнего возраста; но с момента включения речи в предметное общение происходит качественный скачок в развитии их коммуникативной деятельности.

Речь выполняет две основные функции - коммуникативную и сигнификативную, благодаря которым она является и средством общения и формой существования мысли, сознания. С. Л. Рубинштейн указывает на особенность словесного формирования мысли: формируясь, мысль формируется.

В процессе формирования новых потребностей, социальных, и в общении с окружающими людьми ребенок с нарушенным зрением постепенно овладевает все более правильным произношением слов. Это является основой развития его коммуникативной деятельности, т. к. именно слово, живая речь позволяют вступить в сферу познания социальных взаимосвязей окружающего мира.

Коммуникативная деятельность предполагает использование различных выразительных средств общения, от которых зависит полноценное развитие эмоциональной, социальной, коммуникативной адаптации детей с нарушениями зрения. К ним относятся все невербальные средства общения, а также интонационные особенности голоса, позы, одежды, и те средства, употребление которых выходит за границы непосредственного контакта индивидов.

Дошкольник с нарушениями зрения по сравнению с нормально видящими сверстниками в меньшей степени владеет невербальными средствами общения. Дети практически не используют в общении с взрослым и сверстником выразительные движения, жесты, мимику, редко улавливают изменение настроения партнера.

Общение детей с нарушениями зрения опирается, прежде всего, на речевые возможности, в то время как нормально видящие дети активно совершенствуют коммуникативную деятельность в практическом и "теоретическом" сотрудничестве с взрослым через развитие системы вербальных и невербальных средств коммуникации. В. Н. Панферов определяет стадии общения, указывая на элементарные составляющие первого социального контакта: выбор партнера для взаимодействия; стадия проявления себя для партнера; стадия проявления встречной заинтересованности; стадия обмена представлениями, мыслями, чувствами, отношениями; стадия достижения социально-психологической совместимости.

"Лицо - это центр передачи и приема социальных сигналов, которые являются решающими для развития индивида" (К. Изард).

Лицо и его выразительные особенности привлекает и удерживает внимание ребенка и способствует более уверенной двигательной координации ребенка, снижению сердечного ритма, общему успокоению. Вудвортс и Шлосберг отметили, что классификация мимических выражений эмоций осуществляется в соответствии с шестью основными категориями: радость (любовь, удивление, страх (страдание, гнев (решимость, отвращение, презрение. При этом существуют трудности опознавания сходных по качеству и интенсивности эмоций.

Ребенок с нарушениями зрения слабо знаком с собственными выразительными возможностями и механизмом деятельности анализаторных систем, а потому не владеет мимикой, практически не использует в общении выразительные движения.

В результате взаимопознание детей с нарушениями зрения в процессе общения опирается прежде всего на вербальные средства выразительности, используя которые они обмениваются представлениями, мыслями и чувствами.

Речь и ее выразительные возможности являются необходимой и для многих детей единственно доступной и привычной формой получения и передачи информации.

Речь служит самым важным средством общения, так как невербальные проявление характера, настроения, эмоционального состояния с трудом улавливаются дошкольниками с нарушениями зрения.

Деятельность, и прежде всего игровая деятельность, в дошкольном детстве предполагает интегрированное использование всех средств коммуникации, но так как речь является наиболее доступным ее видом, активно организующим перцептивный и социальный опыт детей с нарушениями зрения, то она используется в процессе коррекционных мероприятий различного качества.

Именно в этот период необходима усиленная стимуляция коммуникативной деятельности и повышенное внимание взрослого к ребенку с нарушениями зрения.

Зрительный дефект ребенка вызывает глубокую эмоциональную реакцию родителей и взрослых близкого окружения, что зачастую выражался в гипертрофированных формах любви к ребенку, или, напротив, игнорирования последствий дефекта. Создавайте ситуации для общения ребенка со сверстниками, с другими взрослыми (приглашайте к себе друзей, родственников с детьми). Ненавязчиво помогайте своему ребенку в знакомстве и налаживании контакта с другими детьми, в организации их игры.

Предметная, коммуникативная, игровая - ведущие виды деятельности детей дошкольного возрасте организуются и протекают благодаря связям нарушенного зрительного анализатора с сохранными. В среднем и старшем дошкольном возрасте одним из основных средств компенсации является речь.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1) Коммуникативная деятельность детей дошкольного возраста организуется и протекает благодаря связям нарушенного зрительного анализатора с сохранными. Они включаются в структуру стадий компенсации зрительного дефекта.

2). В дошкольном возрасте одним из средств компенсации является речь и развитие сигнификативной функции речи посредством абстрагирующей и обобщающей работы мысли.

3) Зрение и речь - представляют собой механизм овладения коммуникацией, так как их тесная взаимосвязь является основой перевода всех образов любой модальности на зрительные схемы.

Публикации по теме:

«Аукцион осенних загадок». Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе детей с нарушением зрения Тема занятия: «Аукцион загадок от Осени». Подготовительная к школе группа (дети 6-7 лет с нарушением зрения). Выполнила: Лямасова Наталья.

Динамика развития фонетико-фонематической стороны речи у детей с ТНР Авторские игры использовались на фронтальных занятиях, что дало возможность привлечь в игру большее количество детей и отработать много.

Особенности коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в группах компенсирующего видаОсобенности коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в группах компенсирующего вида В последние годы в нашей стране развернулась значительная сеть специализированных детских садов и групп компенсирующего вида для детей,.

Особенности работы по развитию речи у детей с нарушением зрения Особенности работы по развитию речи у детей с нарушением зрения. Дошкольный возраст – период интенсивного формирования всех органов и систем.

Организация психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушением зрения Организация психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушением зрения в условиях дошкольного и начального образования.

Презентация «Особенности физического развития детей с патологиями зрения» В процессе адаптивного физического воспитания осуществляются специальные задачи, которые имеют коррекционную, компенсаторную, профилактическую,.

Особенности индивидуальной работы по развитию восприятия формы у дошкольников с нарушением зрения Особенности индивидуальной работы по развитию восприятия формы у дошкольников с нарушением зрения. Носорева М. В. - воспитатель МБДОУ детский.

Особенности психических функций и механизмы их нарушения у детей с нарушением зрения Психическая функция -- Особенности психической функции--Механизмы нарушения психической функции Восприятие- Целостное отражение предметов,.

Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Аннотация. Особенности развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическим, так и практическом.

Система сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения Познание окружающего мира у маленького человека начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Особенности развития коммуникативной стороны речи у детей с нарушением зрения
Опубликовано: 2 мая 2018 в 16:52
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2019
И вновь, в пятый раз, названы победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2019", в конкурсе приняло участие 55 278 педагогов...
27 января. День снятия блокады Ленинграда

27 января 1944 года вражеское кольцо блокады Ленинграда было разорвано. Ценой своих жизней ленинградцы сохранили не только родной город, но также свои духовные ценности и нравственные качества. Подвиг...

26 января. День рождения первой карты России

26 января 1525 года была создана первая в истории печатная карта Руси – «карта Московских земель». Сделали её по «Писцовой карте России», которую составил, по итогам своих разъездов, дипломат и...

Занятие по развитию речи для детей 6–7 лет. Удивительное путешествие маленькой...
Цель :автоматизация поставленных звуков в процессе выполнения различных коррекционных упражнений. Воспроизведение содержания текста своими словами. Задачи:...
От сундучков до избушки
Умением превращать бросовый материал в интересные вещички обладает каждый воспитатель. Даже если никогда этим не занимался. Профессия воспитателя неразрывно...
Фотоотчёт конкурса новогодних поделок «Новогодний сувенир»
Шёл последний месяц года - декабрь, а у нас в детском саду " Теремок" , был объявлен конкурс новогодних поделок " Новогодний сувенир". Ребята и родители...