Зитляева Севиля
Особенности взаимодействия детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. На сегодняшний день наше общество остро нуждается в людях, которые будут склонны к нестандартному, творческому мышлению, обладать способностью генерировать оригинальные и необычные идеи. Воспитать такую личность возможно только при условии целенаправленной и систематичной педагогической работы в области художественно-эстетического воспитания детей. Наиболее актуальна данная работа в период дошкольного возраста. Необходимость художественно-творческого воспитания детей и задачи данной работы отображены в ФГОС ДО [6], который отмечает, что «художественно-эстетическое развитие должно быть направлено на развитие формирование представлений дошкольников о видах искусства; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и других)».
Публикация «Особенности взаимодействия детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетического воспитания дошкольников» размещена в разделах
В качестве одного из средств художественно-творческого воспитания можно рассматривать взаимодействие с родителями. Такие исследователи, как Г. И. Любезных, Г. Т. Хохлова [5] отмечают, что от уровня взаимодействия ДОО и семьи по вопросам художественно-эстетического воспитания зависит полноценное развитие ребенка. Поскольку художественно-эстетическое воспитание - это не только занятия творческой деятельностью в ДОУ, а целая система организации деятельности детей дома и в детском саду, которую невозможно обеспечить без полноценного взаимодействия педагога и семьи.
Необходимость и значимость взаимодействия ДОО и семьи по вопросам художественно-эстетического воспитания дошкольников, ставит перед педагогом задачи, связанные с поиском эффективных методов, приемов и средств организации данного взаимодействия.
О. Л. Зверева, М. А. Алешина [2] отмечают, что непосредственно в семье начинается всестороннее развитие ребенка, формируется его личность, закладываются основы художественной культуры. Педагогическая культура родителей в вопросах художественно-эстетического воспитания детей является ключевым компонентом в организации совместной работы с детьми, родителями и педагогами ДОУ по данному направлению. Для организации данной работы, родители должны знать:
- особенности организации работы в обалсти художественно-эстетического воспитания детей в условиях детского сада : иметь представления о способах организации работы в данном направлении в детском саду, об основных направлениях данной деятельности, стремиться принимать участие в мероприятиях детского сада;
- знать особенности организации мероприятий по художественно-эстетическому воспитанию детей, которые используются в семье : понимать значение данных мероприятий; виды организации данного процесса; знать условия, необходимые для организации художественно-эстетического развития ребенка в семье;
-принимать участие в художественно-эстетическом воспитании детей через : организацию художественно-творческой деятельности ребенка; приобщение его к искусству.
Для того, чтобы работа по взаимодействию семьи и ДОУ в вопросах художественно-эстетического воспитания была эффективной, мы предлагаем перед началом организации работы провести анкету и определить уровни знаний родителей особенностей организации работы в обалсти художественно-эстетического воспитания детей в условиях детского сада. С этой целью мы предлагаем анкету «Работа по художественно-эстетическому воспитанию в детском саду». Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты. Анкета состоит из 5 вопросов, на 4 из которых предлагается выбрать один ответ из предложенных, пятый вопрос предполагает указание родителями конкретных мероприятий.
Анкета
1. Насколько Вас удовлетворяет работа в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию?
-абсолютно удовлетворяет
- скорее удовлетворяет
- скорее не удовлетворяет
- не удовлетворяет
2. Знаете ли вы, какие мероприятия в детском саду проводятся по художественно-эстетическому развитию детей?
-занятия
- творческие проекты
- самостоятельная творческая деятельность
- игры
- другие___
3. Знаете ли Вы показатели, по которым можете следить за правильным развитием ребенка в области художественно-творческого развития?
- да;
- частично
- нет
4. Хотели бы вы посещать занятия по рисованию, лепке, аппликации в детском саду вместе с ребенком?
-да
-нет
-иногда
4. Какие формы совместной деятельности были бы вам интересны?
- совместные творческие занятия
- развлечения, праздники
- памятки
- Родительский клуб, практикум, семинар
5. Какие вопросы художественно-эстетического воспитания ребенка вас интересуют?___
Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетического воспитания детей может быть построено по нескольким направлениям:
1. Просвещение родителей (наглядно-информационное направление).
2. Организация продуктивного общения всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители) (досугово-практическое направление).
1. Просвещение родителей может включать в себя следующие виды деятельности:
- проведение родительских собраний, круглых столов, дискуссий на такие темы, как: «Воспитываем творческую личность», «Художественно-эстетическое воспитание дошкольника в ДОУ и дома», «Развиваем одаренность дошкольника средствами искусства».
- проведение индивидуальных и групповых консультаций: «Художник с пеленок», Приобщаем дутей к музею», «Как научить ребенка рисовать»;
- размещение наглядного материала в родительском уголке: «Как развивать творческие способности», «Народная игрушка в воспитании», «Воспитываем художника в домашних условиях»;
- организация библиотеки для родителей, в которой размещена педагогическая литература «Художники с пеленок», «Как научить ребенка рисовать», «Путешествие в мир искусства» и другие;
- дни открытых дверей в ДОУ;
- ведение страницы в социальных сетях (Телеграмм, ВКонтакте, на которых размешена информация для родителей о проведенных занятиях в ДОУ, предлагаются рекомендации по работе с детьми.
2. Досугово-практическое направление может содержать в себе следующие виды работы ДОУ с семьей :
- проведение мастер-классов для детей и родителей: «Конструируем животных (оригами)», «Открытки к празднику своими руками», творческая «Морозные узоры» (декоративное рисование, «Волшебные писанки» и т. д. ;
- совместные мероприятия: НОД с родителями и детьми «Оригами», «Новогоднее открытки», «Ваза для цветов» и т. д. ;
- организация совместных проектов: «Такая разная бумага»; «Новогодние открытки для малышей»; «Мебель из бросового материала»; «Кормушка для птиц»;
- проведение совместных досугов: поход выходного дня в музеи, на выставки;
- проведение творческих выставок семейных работ: тематических поделок, рисунков, фотографий; проведение конкурсов «Волшебная осень», «Елочка», «Чудо-дворик», «Мой край родной», «Герб нашей семьи» и т. д.
Вывод. Таким образом, важность и значимость взаимодействия ДОО и семьи по вопросам художественно-эстетического воспитания дошкольников, ставит перед педагогом задачи, связанные с поиском эффективных методов, приемов и средств организации данного взаимодействия. Наиболее популярными в использовании средствами работы ДОО и родителей являются: посещение родителями детского сада, беседы с родителями, консультации специалистов, родительские собрания, проведение открытых занятий, создание совместных проектов и т. д. Особую значимость, по нашему мнению, приобретают такие формы работы как проектный метод, который представляет собой создание совместных проектов педагогом, родителями и детьми.
Литература
1. Бутенко Н. В. Концептуальная модель художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста / Н. В. Бутенко// Сибирский педагогический журнал. – 2015. – № 1. – С. 36-41.
2. Зверева О. Л. Взаимодействие ДОО и семьи по вопросам художественно-эстетического развития детей /О. Л. Зверева, М. А. Алешина //Справочник воспитателя дошкольного учреждения. – 2014, №5 - С. 41-45
3. Ивкина Т. В. Педагогические условия ознакомления дошкольников с искусством как средство художественно-эстетического воспитания / Т. В. Ивкина // Человеческий капитал. – 2016. – №3 (87). – С. 102-104.
4. Круглова Е. В. Работа с детьми и родителями старшего дошкольного возраста ОО «Художественно-эстетическое развитие» проект «Орнаментальное творчество» / Е. В. Круглова// Вестник научных конференций. – 2017. – № 10-2 (26). – С. 54-56.
5. Любезных Г. И. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями по художественно-эстетическому развитию детей /Г. И. Любезных, Г. Т. Хохлова // Дошкольное образование – развивающее и развивающееся. – 2015. – № 3. – С. 19-22.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155. – Режим доступа: https://shkolastarotimoshkinskaya-r73.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/userfiles/DetSad/FGOS_DO_v_deystvuyuschey_redaktsii_s_17.02.2023.pdf