Лучший педагог года

Ознакомление детей со скульптурой малых форм и развитие детского пластического творчества (1 фото)

Светлана Смирнова
Ознакомление детей со скульптурой малых форм и развитие детского пластического творчества

Смирнова Светлана Васильевна,

воспитатель

МБДОУ детского сада №41

комбинированного вида,

город Шахунья,

Нижегородской области

В. А. Сухомлинский утверждал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Публикация «Ознакомление детей со скульптурой малых форм и развитие детского пластического творчества» размещена в разделах

С давних пор педагогика придаёт большое значение ознакомлению со скульптурой малых форм и развитию пластического творчества в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Говоря о пластическом творчестве в детском саду, мы имеем в виду процесс, в котором дети изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру. Создание элементарной скульптуры - это процесс художественной деятельности, выраженный в лепке из глины. Скульптура своим глубоким содержанием, выразительными средствами обогащает ребёнка социальным опытом, развивает умение воспринимать прекрасное, закладывает первоначальные основы художественного вкуса.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка : повышают сенсорную чувствительность, т. е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, пропорций, архитектоники, динамики. В процессе лепки развивается воображение, пространственное мышление, общая ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа обеих рук, формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, а при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Это развивает ребёнка эстетически, т. е. он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. Развитие мелкой моторики, происходящее в процессе лепки, положительно сказывается на речевом развитии. Ребенок знакомится с различными свойствами глины, ее превращениями в процессе лепки, сушки, обжига и росписи. Учитывая, что в лепке ребёнку легче создать образ, чем в рисунке, изображение многих предметов нужно начинать с пластического решения, а уж потом переходить к условному его изображению на бумаге.

Раздел «Художественно-эстетическое развитие» программы «Детство» (Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, по которой работает наш детский сад, предполагает знакомство со скульптурой, как специфическим видом искусства со своими средствами выразительности. Для полноценной реализации раздела я использую специализированную программу для детских изобразительных студий «Детская одарённость» (авторы Р. Г Казакова, Л. Г. Белякова, по которой я прошла специализацию, подтвержденную сертификатом.

Целью моей работы стало ознакомление детей со скульптурой малых форм и развитие детского пластического творчества. Я поставила перед собой ряд задач:

Образовательные.

Продолжать знакомить детей со скульптурой малых форм её жанрами и средствами выразительности: материал, техника его обработки, объёмность, архитектоника (соотношение несущих и несомых частей, массивное устойчивое основание, изящные верхние формы, пропорциональность, динамика и статика.

Научить создавать скульптурные композиции, которые можно назвать круговыми, т. е. выразительными со всех сторон и с любой точки зрения.

Учить технике лепки конструктивным, комбинированным, скульптурным способом, учить операциям скатывания, раскатывания, оттягивания, сплющивания, прищипывания и. т. д., дополнять вылепленный образ деталями – налепами, прорисовкой стекой.

Учить предметной, сюжетной и декоративной лепке, с натуры и по представлению.

Развивающие.

Способствовать развитию целостного художественного восприятия скульптуры малых форм, умение высказывать доказательное суждения и оценку увиденного.

Развивать представления детей о пластических свойствах глины, о возможностях создания объёмных скульптур.

Воспитательные.

Воспитывать постоянный и устойчивый интерес к искусству, потребность общаться с произведениями искусства, испытывать удовольствие и радость от встречи с ним. Воспитывать самостоятельность, инициативу, творчество.

Программа «Детство» предполагает осуществлять планирование работы по ознакомлению детей с искусством и обучению лепке в соответствии с основными принципами тематического планирования. В связи с этим я планировала темы, объединяющие несколько занятий в циклы.

1 занятие:

Выставка «Живые образы скульптуры малых форм».

Цель: Воспитание эстетических эмпатий – сопереживание к персонажам скульптурного произведения.

1 цикл занятий

«Множество птиц»

Цель: Формирование эстетических представлений о пластике глины, объёмности изображений, технике лепки объёмности.

2 цикл занятий

«Множество собак»

Цель: Формирование эстетических представлений о пластике глины, объёмности изображений, технике лепки объёма.

3 цикл занятий.

«Множество кошек»

Цель: Формирование эстетических представлений об архитектонике произведений скульптуры и развитие творческих способностей в лепке.

4 цикл занятий.

«Кто живёт у нас в лесу»

Цель: Формирование эстетических представлений о выразительности, экспрессии, динамике в скульптуре, о пластических средствах передачи движения, состояния, настроения, «Взаимоотношений скульптурных образов».

5 цикл занятий.

«Животные жарких стран»

Цель: Повтор цели 4 цикла занятий.

6 цикл занятий.

«Мои любимые животные»

Цель: Совершенствование техники лепки скульптуры малых форм по воображению с точной передачей сходства в объёме, характере, устойчивости.

Для решения задач я использовала методы и приёмы воспитания и обучения, классифицированные С. И. Петровским, Е. А. Голантом: наглядные, словесные, игровые. Но чаще использовала методы, классифицированные М. Н. Скаткиным и Я. И. Лернером, позволяющие придать познавательный характер детской деятельности, способам усвоения содержания образования: информационно-рецептивный метод (обучение практическим действиям с помощью активного и пассивного показа, рассматривание, наблюдение, образец воспитателя, репродуктивный метод (игровые упражнения, повторы, формообразующие движения руки, работа по образцу, эвристический и исследовательский методы.

Система работы включала различные формы организации.

Основная форма работы непосредственно-организованная деятельность:

по ознакомлению со скульптурой малых форм, по обучению лепке скульптурным способом. Занятия были как традиционными (по сообщению новых знаний, по обобщению и систематизации знаний, интегрированные, комбинированные, комплексные, так и нетрадиционными (экскурсии, путешествия, диалоги, игры, викторины).

Дополнительной формой организации детской деятельности была

индивидуальная работа, лепка в свободное время.

В целях повышения качества работы с детьми осуществлялось взаимодействие с родителями. Формы работы с родителями : стендовая информация, консультации, родительские собрания, текущие выставки детского творчества, выставки совместных творческих работ детей и родителей.

Параллельно образовательной работе с детьми, была организованна работа с педагогами ДОУ. Формы работы с педагогами : открытые занятия, семинары, выставки, консультации, выступления на заседаниях творческих групп.

Успешной работе способствовало то, что в ДОУ есть хороший методический кабинет с методической литературой по приобщению детей дошкольного возраста к изобразительному искусству и художественной деятельности, изобразительная студия с предметно-развивающей средой, соответствующей всем дидактическим принципам. В содержание среды входят: методические материалы, наглядно-дидактические материалы, медиатека, специальное оборудование для лепки, технические средства обучения - компьютер, мультимедийный проектор. В группах есть уголки изодеятельности с наглядными материалами и оборудованием для художественной деятельности детей в свободное время;

Таким образом, реализуя раздел программы «Детство» и опираясь на программу «Детская одарённость», я создала свою систему работы по знакомству со скульптурой малых форм и обучению лепке скульптуры. Успешная апробация системы способствовала формированию у детей системы знаний о скульптуре малых форм и способах её создания, а так же развитию системы деятельности в данной области, включающей несколько видов.

Познавательная деятельность детей включала рецептивную, репродуктивную, продуктивную, творческую деятельности.

Рецептивная деятельность выражалась в развитии целенаправленного, последовательного, целостно-художественного восприятия скульптуры, в обследовании образца воспитателя, в восприятии показа способа лепки воспитателем.

Репродуктивная деятельность состояла из формообразующих движений рук – скатывание шара, раскатывание столбика и конуса; в упражнениях прищипывания, примазывания, вытягивания, сплющивания, заглаживания, доходящих до автоматизма; в умении работать по образцу воспитателя; в дополнении вылепленных образов налепами и прорисовкой стекой.

Продуктивная деятельность выражалась в выполнении самостоятельной работы, создании конечного результата, а именно скульптур малых форм.

Творческая деятельность прослеживалась в использовании полученных знаний умений, навыков, при выполнении творческих работ, работ по замыслу.

Преобразующая деятельность заключалась в реализации детьми системных знаний в области скульптуры при развитии детского пластического творчества. Развитие детского пластического творчества определяется, как усвоение ребёнком готового, накопленного человечеством художественно-творческого опыта и использование, интерпретирование его в собственной художественной деятельности с целью создания нового, оригинального, ранее не существовавшего для самого ребёнка выразительного образа.

Говоря об общеучебной деятельности, я имею в виду сенсорное развитие ребёнка. Восприятие выразительных средств скульптуры малых форм, развитие зрительного и осязательного восприятия скульптуры (обследование, развитие мелкой моторики рук способствовали формированию общеучебных умений и навыков детей. Так же общеучебная деятельность в дошкольном возрасте представлялась организацией рабочего места (приготовление необходимых материалов и оборудования для лепки скульптур малых форм) и способов поиска информации о скульптуре и технике лепки (с воспитателем, с родителями, в телепередачах, в Интернете, в литературе по искусству).

Самоорганизующая деятельность прослеживалась, прежде всего, в самоанализе ребёнком своей работы, т. е. в самоанализе вылепленной скульптуры; в оценке выразительных средств скульптуры, выражающей личностное отношение ребёнка к произведению искусства, в самостоятельной лепке в свободное время.

Ознакомление детей со скульптурой малых форм и развитие детского пластического творчества
Публикации по теме:

Социализация и развитие творчества с помощью нетрадиционных форм рисования В последнее время в нашей стране происходят процессы, не способствующие нравственному становлению общества. Утрачиваются идеалы, переоцениваются.

Влияние малых форм фольклора на развитие детей раннего возраста "Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений». В. А. Сухомлинский Современное общество.

Использование малых фольклорных форм для развития речи детей старшего дошкольного возраста Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы, родители, разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители не.

Консультация для родителей «Влияние малых фольклорных форм на развитие младших дошкольников» Консультация для родителей на тему : ” Влияние малых фольклорных форм на развитие речи младших дошкольников. ” Автор: Киреева С. В., воспитатель.

Применение малых форм фольклора в речевом развитии у детей раннего возраста Работая с детьми раннего возраста, приходишь к выводу: для того чтобы правильно, грамотно организовать режимные моменты, провести игру.

Развитие речи старших дошкольников средствами малых форм фольклора Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности.

Родительское собрание «Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей» Родительское собрание «Влияние малых форм фольклора на развитие речи ребенка» Подготовительная группа Цель: Расширение знаний.

Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей дошкольного возраста с ОНР. Фольклор – это народное творчество, душа русского искусства,.

Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей раннего возраста Ранний возраст – период активного становления художественного восприятия. Дети широко знакомятся с малыми формами фольклора, начиная с колыбельных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление детей со скульптурой малых форм и развитие детского пластического творчества
Опубликовано: 16 апреля 2016 в 01:34
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД