Получи документы

Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством изучения традиционного народного костюма Белгородчины

Юлия Савина
Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством изучения традиционного народного костюма Белгородчины

Приобщение дошкольников к русской народной культуре через изучение традиционного народного костюма Белгородчины.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и

сохраненное предшествующим поколением, может

любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков

Публикация «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством изучения традиционного народного костюма Белгородчины» размещена в разделах

Русский народный костюм – это значительная часть традиционной национальной культуры. В его структуре отражаются религиозные, эстетические представления народа, его история и уровень культуры. Народный костюм – это не просто набор художественно выполненных деталей, это отношение человека к жизни, его восприятие окружающего мира.

Одежда защищает человека от нежелательного воздействия природной среды – от холода или жары, от снега, дождя, ветра и обеспечивает в значительной мере его существование. Кроме того одежда выполняет еще одну функцию: она несет знаковую систему, позволяющую различать людей по полу и возрасту, по социальной, религиозной принадлежности.

Народный костюм является частью духовного богатства своего народа. Секреты его изготовления передавались из поколения в поколение. Мастерицы неизбежно вносили в изделие что-то своё, но в рамках традиционных представлений о красоте. Каждая деталь народной одежды – маленькое рукотворное чудо. Чем привычнее была форма, тем с большим искусством сочетала крестьянка цвета, располагала отделку. В постоянной нужде, в тяжелом труде проходила жизнь крестьянки, но это не мешало ей в свободную минуту заниматься творчеством, и на свет появлялось «чудо чудное, диво дивное» - русский народный костюм.

Русский народный костюм содержит в себе характерные элементы, имеет определенное цветовое состояние, декоративное решение, предусматривает свой способ ношения. Всё это в целом создает соответствующее образное представление и выявляет принадлежность костюма к определенному региону.

Изучение традиционного народного костюма способствует возникновению у дошкольников интереса к истории и традициям родного края, развивает уважение к труду и наследию своих предков. Приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всестороннему, гармоничному развитию личности, решает задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового и семейного воспитания.

Изучая традиционный народный костюм, дошкольники также попутно знакомятся с народными ремеслами – ткачеством, кружевоплетением, вышивкой, изготовлением украшений, выделкой кожи, а также другими видами народного искусства – песенными традициями края, хореографией, фольклорными традициями, устным народным творчеством.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что она ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимость и индивидуальность. Специально организованные занятия, игры и развлечения позволяют приобщать детей дошкольного возраста к истокам народной культуры.

Для знакомства дошкольников с народным костюмом используются следующие занятия:

- познавательно-речевые занятия: рассматривание иллюстраций и картинок, а также рушников, кружева, платков и других образцов;

- беседы с детьми об отличиях в одежде в разные сезоны, об особенностях повседневной и праздничной одежды, о многообразии украшений, головных уборов и др. ;

- показ презентаций - «Традиционный народный костюм Белгородчины», «Крестьянский быт»;

- раскрашивание народных костюмов, создание аппликаций («Придумай свой орнамент», «Укрась платок» и др.).

На занятиях дети знакомятся с такими элементами женского костюма как «рубаха», «понёва», «передник», «юбка», «сарафан», находят отличия в повседневной и праздничной женской одежде. Кроме того дошкольники узнают о многообразии женских головных уборов: среди них самым распространенным был кокошник, он символизировал счастье и единение в браке. Женская одежда богато украшалась. Мужская же одежда была однотипна по покрою и однообразна по составу. Мужской комплекс одежды состоял из рубахи и нешироких штанов (портов).

Также для изучения народного костюма и приобщения детей к народной культуре используются следующие игры:

- игры – ходилки: изначально игра проводится вместе с воспитателем, который строит занятие на ее основе. В дальнейшем игра может быть использована по желанию детей, т. е. ребенок сам может выступить в роли педагога. Например, игра-ходилка «Женский народный костюм» : ход 1 – «понёва», ход 2 – «сарафан», ход 3 – «рубаха» и т. д. На занятии каждый ход воспитатель сопровождает рассказом и демонстрацией. Целью игр-ходилок является развитие мышления и внимания, закрепление новых понятий. Помимо этого, в игре с удвоенной интенсивностью отрабатывается навык счета;

- театрализованные игры: для успешной их реализации в уголке ряженья группы в открытом для детей доступе должны находиться юбки, рубахи, платки и др. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия;

- музыкальные игры: для проведения таких игр в музыкальном уголке должны иметься балалайки, деревянные ложки, трещотки и др. Включение музыкального фольклора в режим дня положительно отражается на детях – они узнают новое о русском народном искусстве - музыке, песнях, танцах;

- дидактические игры («Одень куклу в народный костюм», «Составь праздничный женский костюм», «Составь повседневный женский костюм», «Составь мужской костюм», «Дорисуй узор» и др.) : обучение на основе этих игр самое естественное в дошкольном возрасте, так как основывается на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию. Ребенок просто играет, но по внутреннему значению это процесс непроизвольного обучения. Дидактические игры расширяют представление ребенка о традиционном народном костюме, обучают наблюдать и выделять характерные признаки предметов, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи;

- подвижные и малоподвижные народные игры («Горелки», «Салки», «Ручеек», «Прятки», «У медведя во бору» и др.) : такие игры способствуют формированию волевых качеств, активизируют память, внимание, развивают речь, обогащают словарный запас детей. Дети осваивают традиционные стили общения;

- проведение народных праздников (колядки, Масленица, праздник Ивана Купала и т. д.) : народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его обычаях и традициях. Эти праздники дают детям представления о традиционных обрядах, учат бережному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость.

Немаловажное значение имеет привлечение родителей к проблеме изучения традиционного народного костюма. Чтобы наиболее полно осветить данный вопрос и обратить внимание родителей на необходимость приобщения детей к народному искусству, в нашем ДОУ используются следующие методы:

- памятки, листовки, буклеты, папки-передвижки по теме «Традиционный народный костюм»;

- фотоотчеты о проведенных занятиях, играх, мероприятиях;

- акция «Дополни бабушкин сундучок», в рамках которой уголок краеведения пополнится новыми экспонатами;

- акция «Выходной день – в музей!» (посещение музея народной культуры);

- совместная выставка работ педагогов и родителей «Умелые ручки» (изделия ручной работы).

Таким образом, система по приобщению дошкольников к русской народной культуре через изучение традиционного народного костюма поможет нам :

- пробудить в детях интерес к истории и культуре родного края;

- познакомить детей и их родителей с характерными чертами народного костюма;

- познакомить детей с народными промыслами;

- развивать творческое воображение дошкольников;

- воспитывать уважительное отношение к национальному наследию, своей малой Родине;

- поддерживать у детей и их родителей потребность в совместной деятельности;

- дополнить предметно-развивающую среду группы новыми элементами.

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской народной культурыПриобщение детей к истокам русской народной культуры Цель: воспитывать интерес к истории и культуре народного творчества. Задачи: Формировать у детей интерес к искусству народа России и народов.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством народных игр Тема моего доклада: «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством народной игры». Свою деятельность я построила так,.

Приобщение детей к народной культуре через ручной трудПриобщение детей к народной культуре через ручной труд В течении прошедшего учебного года я вела кружок ручного труда «Мастерилка». Поделки мы делаем из различных материалов: соленое тесто, различные.

Презентация «Приобщение детей к русской народной культуре» Презентация опыта работы воспитателей первой квалификационной категории ГБОУ Школа № 1373 Лукьяновой Марии Сергеевны, Серовой Натальи Анатольевны.

Презентация «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» В настоящее время наша страна переживает непростой период, где утрачиваются представления о доброте, милосердии, гражданственности и патриотизме,.

Приобщение к русской народной культуре. Мини-музей в ДОУПриобщение к русской народной культуре. Мини-музей в ДОУ Воспитание любви к родному краю, К родной культуре, К родной речи – Задача первостепенной важности, И нет необходимости это доказывать.

Проект по приобщению дошкольников к русской народной культуре «Русская горница». Проект по приобщению дошкольников к русской народной культуре «Русская горница». Сообщение к презентации 1 слайд. Тема выступления: Проект.

Проект «Приобщение детей к русской народной культуре»Проект «Приобщение детей к русской народной культуре» Цели: Вызвать у детей интерес к истории и национальными традициями России. Показать, какую роль играет культурно – историческое наследие.

Проект «Приобщение детей к русской народной культуре. Русские народные обычаи»Проект «Приобщение детей к русской народной культуре. Русские народные обычаи» Муниципальное образовательное учреждение Ореховская Средняя Школа структурное подразделение детский сад. Проект «Приобщение детей к русской.

Театрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к русской народной культуреТеатрализованная деятельность как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре Театральное искусство на протяжении всей истории человечества и цивилизаций всегда было связано со стремлением человека к миропознанию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством изучения традиционного народного костюма Белгородчины
Опубликовано: 12 декабря 2017 в 13:35
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД