Статья «Почему дети не читают?»

Ирина Гринева
Статья «Почему дети не читают?»

Наша страна, раньше считавшаяся самой читающей в мире,сегодня столкнулась с серьезной проблемой: современные дети не любят читать и не воспринимают общение с художественной литературой как жизненную необходимость. Все чаще на это жалуются родители и учителя. Конечно, некоторые считают, что в век телевизоров и компьютеров чтение не так уж и необходимо, но опыт и практика всей мировой цивилизации показывает, что без чтения нет человека, нет личности.

Снижение ценности чтения для современного ребенка является только фактом его адаптации к изменившимся условиям развития. Дети не стали менее любопытны, но они стали, безусловно, менее подконтрольны. Компьютерная коммуникация предполагает не только пассивное чтение текстов, но и их постоянное производство. Устная речь во многом вытесняется письменной.

Последствия гуманитарной революции, связанной с компьютерным быстрым переходом от устной речи к письменной от чтения к письму, нам еще предстоит оценить. Пока есть опасение, что ребенок в сети оперирует с более просто и часто неграмотно написанными текстами. Вместе с падением интереса к чтению падает общий уровень интеллектуальной культуры. Происходит смещение акцента с производства высоких культурных ценностей на потребление всего забавного и привлекательного. Пока ученые ищут ответы, ответственные родители предпринимают усилия, чтобы передать свой опыт чтения детям.

Образование и чтение требуют усилий, и пока у детей не сформировано произвольное внимание и запоминание, им трудно читать самостоятельно. Если родители рассчитывают на раннюю самостоятельность ребенка-дошкольника или на особый путь и темп его развития, они явно переоценивают ситуацию. Есть еще такое понятие в психологии как сензитивные периоды, когда ребенок расположен в развитии к чему-либо.Вот задача взрослых: понять, поймать, закрепить и на интересе выстроить и не навредить. Нельзя миновать этапы совместного вечернего чтения, фантазирования по мотивам сказочных сюжетов, их разыгрывания со сверстниками, а переходить сразу к самостоятельному «взрослому» чтению. Любая деятельность ребенка, как и взрослого человека, полимотивирована. Часть стимулов к развитию мы черпаем из общения со сверстниками, не желая от них отстать или стремясь попробовать то, что кажется нам интересным именно в их исполнении.

Попробуем разобраться в причинах детского неприятия книги.

Одна из первых причин - причина семейная или педагогическая. При отсутствии читающей модели, то есть близкого человека, увлеченного чтением, ребенок практически никогда не берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без книг, – тогда и в его жизнь они войдут. Если малыш не видит родителей с книгой - на кого он будет равняться? Дети - наши копии, особенно маленькие. Читающие запоем родители - самое лучшее доказательство того, что книга - это что-то увлекательное и стоит ознакомиться с ней поближе.

Никогда не будет читать тот ребенок, в семье которого книг нет вообще. А сейчас, несмотря на изобилие печатной продукции, таких семей очень много. Практика пользования общественными библиотеками уходит в прошлое. Книги, передающиеся из поколения в поколение, красочно оформленные фолианты, полные собрания сочинений – большая редкость в нынешнее время. Если в домах нет следов интеллектуальной культуры, а только признаки финансового благосостояния, как дети узнают, что чтение и книги являются особыми ценностями? В доме с книжным шкафом, в котором можно покопаться хотя бы тайком, вырастет читающий ребенок. Как и книга в качестве «лучшего подарка». Родитель, который сам не радуется книге, никогда не научит этой радости ребенка.

К сожалению, в наше время почти исчезла традиция семейного вечернего чтения. Не сыграли ли здесь роковую роль телевизор и занятость постоянно работающих родителей? У детей просто нет опыта совместного чтения с родителями, в ходе которого родители могли бы заразить их любовью, интересом и восторгом по отношению к героям книг.

Чтение – сложнейший процесс, в котором задействованы оба полушария головного мозга, поэтому, если одна из зон «пробуксовывает», весь процесс теряет смысл. Чтение из наслаждения превращается наказание. Ребенок напряженно складывает буквы в слова, но не понимает сути и смысла - он мало играл в детстве и его фантазия не развита в достаточной степени. Хорошее воображение – необходимое условие успешного и заинтересованного чтения. Причем чтение и фантазирование – вещи, не просто связанные друг с другом, а взаимовлияющие. Чтение перестало удовлетворять детскую потребность в фантазировании. Виртуальные миры, которые раньше придумывали писатели, в большом количестве поставляет телевидение и Интернет. В жизни появилось слишком много аттракционов. И навык отказываться от участия в виртуальных приключениях становится более важным, чем собственная способность к воображению.

Иногда дети слишком рано учатся читать, раньше, чем обсуждать новые сюжеты и проблемы с родителями. Родительское тщеславие приводят к тому, что мы стараемся научить детей читать как можно раньше. А что касается раннего обучения чтению - это не всегда полезно. Взрослые соревнуются в якобы раннем развитии своих детей. Обучение чтению до появления у детей собственного интереса к этому процессу, к тому же не поддерживаемое наличием реальных познавательных интересов, приводит к смуте в маленьких головах. Чтение воспринимается в таких случаях детьми как некая, возможно и временно увлекательная, возня с знаковыми системами как таковыми, никак не связанными с реалиями окружающего мира и внутреннего мира человека. Со временем интерес к таким системам, оторванным от насущных задач детей в их восприятии, обязательно угасает. Более того, приводит к разочарованию в этой деятельности. И, так бодро начинавший читать, ребенок начинает испытывать к этому процессу отвращение.

К сожалению, в современном мире утерян основной мотив образования — изменить в дальнейшем жизнь к лучшему, применив свои интеллектуальные навыки. Общество в целом не настроено на познание и открытия. Сегодня принадлежность к элите, к сожалению, не определяется интеллектуальными способностями.

Идеалы, кумиры родителей и детей не совпадают. Возможно, никогда прежде разрыв между поколениями не был таким большим. Есть теории, согласно которым, родилось первое поколение, которое будет опираться на свой опыт, а не на опыт предшественников. Мы стали мало полезны своим детям.

Поменялся язык общения между людьми. В нем больше стало глаголов, действия, меньше - существительных и почти не осталось прилагательных, которые бы отражали эмоционально насыщенную атмосферу, делали бы нас притягательными друг для друга и для своих детей. Потеряв интерес к нам, дети не ждут ничего интересного и от тех текстов, которые мы им настойчиво предлагаем.

Давайте, сравним преимущества работы за компьютером и чтения. Компьютер дает ребенку иллюзию управления, включенности во взаимодействие с миром. Чтение — это пассивный процесс восприятия событий, в ход которых ребенку не удастся вмешаться. Если только вы не разыгрываете пьесы по мотивам сказки, не импровизируете во время чтения, не читаете по ролям и т. д. Работа за компьютером дает ощущение легкости исполнения замысла, от идеи до исполнения - одно движение. Набирая буквы на клавиатуре компьютера, ребенок осуществляет по факту более сложную деятельность, чем складывая буквы в слова. И чем сложнее деятельность, тем она интересней. Парадокс, но это так. Слабая мотивация к обучению слишком простым для данного возраста действиям тоже может тормозить развитие навыков. И, наконец, компьютер по сравнению с книгой дает более серьезный бонус - ребенок получает возможность играть. Читая, он получает, часто, только моральное поощрение взрослых. Но огромное преимущество пользы чтения состоит в том, что читая, ребенок эмоционально вживается в роль, а играя на компьютере, он технически исполняет последовательность только ему интересных операций. Компьютерная игра закрепляет детский эгоцентризм и тормозит развитие произвольных навыков.

Любое давление на личность вызывает только ответный протест. Если вы с утра до ночи пытаетесь заставить ребенка читать, стоите у него над душой, то читать он никогда не начнет. Назло вам в первую очередь. Или со временем будет читать, но будет это от вас скрывать как порок.

Итак, нет ничего непонятного в том, почему дети в наше время не читают. Из-за непонимания взрослыми связанных с этим процессов. Из-за беспечности, незаинтересованности, неразумных амбиций, а то и просто глупости родителей. Из-за непрофессионализма, а то и вовсе несостоятельности педагогов. Сами-то дети еще маленькие и не понимают всей прелести и пользы чтения. И всего ужаса ломающей судьбу безграмотности в отсутствие умения читать.Пусть вопрос: почему дети не любят читать - никогда не возникает в вашей семье!

Публикации по теме:

Почему дети попадают в ДТП? Статья о правилах дорожного движения Андриянова Ольга Статья о правилах дорожного движения «Почему дети попадают в ДТП?» Статистика по.

«Почему дети разные?» «Почему дети разные?» Почему одни малыши ведут себя совершенно спокойно, а другие неутешно плачут, как только мама и папа окажутся за порогом.

Дети читают стихи о войне и Дне Победы Видео этом видео мои воспитанники поздравляют ветеранов и горожан Новочебоксарска с великим и священным праздником - Днем Победы. На момент выхода.

Детская ложь, или Почему дети говорят неправду? Малыш начал подрастать, и родители столкнулись с новой проблемой, ребенок говорит неправду, он хитрит, изворачивается, пытается увильнуть.

Консультация для родителей на тему: «Почему дети такие разные?» Консультация для родителей на тему: “Почему дети такие разные. ” Задают себе этот вопрос все родители. Почему так бывает одни дети спокойные.

Консультация «Почему дети едят снег?»Консультация «Почему дети едят снег?» Ответьте на вопрос: «Почему дети едят снег?» Потому, что снег похож на мороженое; Потому что быстро тает во рту.

Почему болеют наши дети. Детская психосоматика Возникновение психосоматозов и других проявлений психосоматики у детей имеет все те же причины, что и у взрослых, и формируются они по тому.

Почему наши дети плохо говорят Только человеку присущ величайший дар природы – РЕЧЬ. Умение говорить правильно и красиво имеет большое значение для полноценного развития.

Статья «Творчество и дети» Творчество и дети. Я педагог высшей квалификационной категории, работаю с детьми с тяжёлыми нарушениями речи и с детьми общеобразовательной.

Консультация «Зачем и почему рисуют дети?» Ведущая роль в становлении культуры личности ребенка, формирование его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Статья «Почему дети не читают?»
Опубликовано: 9 апреля 2017 в 19:45
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 декабря. Елочный день на МААМ

Новогодней красавице, без которой невозможно представить любимый всеми праздник, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы увлечь детей елочной...

6 декабря. День арт-терапии на МААМ

Когда ребёнок (и взрослый человек тоже) с удовольствием, «в охотку» занимается творчеством, он почти всегда положительно воздействует на своё психоэмоциональное состояние. Арт-терапия нацелена на то,...

Экологическая сказка для моих воспитанников «Новогодний подарок»
Жила – была в хвойном лесу белочка Озорница. Так прозвали ее лесные жители. Озорница была большая затейница и мастерица в Лесном Царстве. И помогала...
Конспект НОД в младшей группе «Развивающая игра «Три медведя»
Тема ( проект, событие) : «Три медведя» Возрастная группа: младшая 3-4 года Форма работы с детьми: познавательно - исследовательская деятельность Форма...
Украшение группы «В гости к нам пришла Зима!»
Добрый день, уважаемые коллеги! Вот и наступила зима, одно из самых веселых, задорных и любимых времен года, время, когда можно поиграть с друзьями в снежки,...