Папки-передвижки

Построение образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС

Анна Зайченко
Построение образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС

Построение образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС

Расскажи - и я забуду,

покажи - и я запомню,

дай мне сделать самому - и я пойму».

Конфуций

С принятие ФГОС перед педагогами дошкольного образования ставятся новые задачи по организации воспитательно -образовательной работы в соответствии с новыми требованиями. Решения данных задач помогает системно - деятельностный подход.

Публикация «Построение образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС» размещена в разделах

Системно-деятельностный подход, ориентирован на результат образования, где развитие ребенка как личности основан на обучении универсальных учебных действий. При таком подходе познание и освоение мира составляет цель и основной результат образования.

Системный подход – это подход, г де в основе, которого лежит исследование объектов как целых систем. Структура системного подхода заключается в том, что самостоятельные компоненты рассматриваются не отдельно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении.

Что же такое «деятельность»? Деятельность это процесс активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие- либо потребности, достигает цели.

Деятельностный подход ориентирован на организацию и управления деятельность детей, при решении специально организованный учебных целей и задач разной проблемности и сложности.

О системно-деятельностном подходе в обучении говорил еще Д. Б. Эльконин: ведущей деятельностью дошкольного возраста является детская игра и обучение должно осуществляться через «ворота игры».

Ребенок знакомится с окружающим миром, проходят путь от манипуляций с предметами в раннем возрасте к сюжетно-ролевой и режиссерской игре в старшем дошкольном возрасте. В игре дошкольника формируются новые качества личности и психики.

Д. Б. Эльконин писал: «никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. И от того, как эта деятельность будет осуществляться, зависит процесс самого развития».

Л. С. Выготский предлагает рассматривать социальную среду как главный источник развития личности ребенка. В развитии существует как бы две переплетенных линии. Первая идет путем естественного созревания, вторая состоит в овладении культурой, способами мышления и поведения. По теории Выготского, развитие мышления и других психических функций происходит в первую очередь не через их саморазвитие, а через использование ребенком «психологических орудий», путем овладения системой знаков-символов, таких как - язык, система счета, письмо,

Как правило, на этом первом этапе внешней деятельности все, что делает ребенок, он делает в сотрудничестве, со взрослыми. Именно сотрудничество со взрослым является главным источником развития личности ребенка, а важнейшей чертой сознания является диалогичность.

Затем реализуется в совместной деятельности со сверстниками и, по потом, становится самостоятельной деятельностью ребенка дошкольного возраста (самодеятельностью).

Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы и может реализовываться в различных видах деятельности:

• игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;

• познавательно-исследовательская

• коммуникативная

Восприятие художественной литературы и фольклора

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Конструирование

Формы активности:

• музыкальная

• двигательная

изобразительная (рисование, аппликация, лепка,);

Решаемые задачи ребенком в той или иной деятельности, не следует коренным образом менять, так как это может нарушить принцип систематичности и последовательности усвоения материала и развития детей.

ФГОС внедряет понятие «культурных практик», опираясь на психологическое осознание конструирования образовательного процесса, определяя при этом замену привычного для современной дошкольной педагогики разделение «игра — учебные занятия», приводящее к разрыву целостности образовательного процесса, на более психологичную и соответствующую возрасту структуру : игра и родственные ей виды деятельности. [2; 15]

Идущие от взрослого виды деятельности, в отличие от собственной активности ребенка, называются культурными практиками (Н. А. Короткова).

Выделяют следующие основные практики:

игровая деятельность;

познавательно-исследовательская деятельность;

продуктивная деятельность:

коммуникативная деятельность.

чтение художественной литературы.

Как известно, передача ребенку средств и способов деятельности в принципе возможна тремя путями: через наблюдение за старшими взрослыми, являющимися носителями культурных образцов, через непосредственное включение в их деятельность, через специальное обучение отдельным элементам деятельности. Два первых пути определяются как неформальное партнерство взрослого и детей (партнерская позиция взрослого, третий — как прямое обучение (учительская позиция взрослого).[2; 16]

В нашем детском саду мы планируем детскую деятельность в первую и во вторую половину дня. Каждый день в наших планах несколько видов детской деятельности сюжетно – ролевые игры, опытно – экспериментальная деятельность, чтение художественной литературы, конструктивные игры, рассматривание, наблюдения, свободная изодеятельность, что мы и осуществляем каждый день. Заранее воспитатель сообщает детям, какое литературное произведение будет читать и зовет детей. Тети дети, кому интересно, подходят к воспитателю, и проводится чтение произведения. Такая культурная практика имеет подгрупповой характер. Сюжетно – ролевые игры также исходят от детей, воспитатель может присоединиться и повернуть игру детей в нужное русло. Один раз в месяц по вторникам проводятся мероприятия: музыкальный и физкультурный по плану. Музыкальные мероприятия обычно просвещены кому-то празднику. То есть в преддверии какого – то события, мы проводим с детьми беседу, как они хотели бы отметить это событие. В этом году, таким образом, у нас в старшей группе прошло поздравление для бабушек. Кто-то из детей хотел поздравить бабушку стихотворением, кто-то песней, танцем так и получился концерт по заявка. Очень часто темы культурных практик появляются из наблюдений на прогулке. Например, на прогулке мы наблюдаем за водой. Дети начинают задавать вопросы: Почему вода замерзает? Имеет ли она цвет? Как можно ее очистить? Почему она не имеет формы? И много других вопросов. Во вторую половину дня в нашей группе проводятся опыты. После проведенных опытов дети отвечают на свои же вопросы. Такая деятельность заинтересовывает всех детей. Также темы культурных практик возникают и во время НОД. С детьми подготовительной к школе группы проводилась непосредственно образовательная деятельность по патриотическому воспитанию «Моя Белгородчина». После просмотра изображений флага, герба, у детей появились вопросы: Что обозначают цвета на флаге? Что символизирует лев и орел? Почему город называется Белгородом? Я предложила родителей помочь детям найти информацию об этом и поделиться с ребятами с группы. Дети сами выбрают, о чём им интересно узнать. Итак, у нас получилось 3 выступления: о гербе, флаге и о нашей Белгородчине.

Дети очень любят занимать творческой деятельностью. Вместе с педагогом дети готовят подарки родителям к праздникам. Так, например, с детьми мы конструировали военный самолет папам ко Дню Защитника Отечества. От этих подарков папы были в восторге.

В самостоятельной деятельности очень часто дети рисуют или делают аппликацию, в подарок друзьям просят помощи у педагога.

Культурные практики, выступающие в образовательном процессе в форме партнерства взрослого (их носителя) с детьми, могут быть представлены для дошкольного возраста как стержневые, формообразующие, обеспечивающие в своем сочетании полноценное развитие ребенка. Они и должны составлять нормативное содержание целостного образовательного процесса в детском саду.

Трудно переоценить роль деятельности педагога, ее влияние на процесс становления и развития личности ребенка. Здесь важно все: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества учителя, и способность к саморазвитию, и его профессиональная компетентность.

Таким образом, основная задача дошкольных организаций – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст и мотивированно переходят на следующий уровень образования.

Список литературы:

1. Ившина З. И., Шишкина Е. С. «Инновационные формы воспитательной работы» Дошкольное воспитание 1997 №8

2. Инструктивно-методическое письмо «Организация образовательного процесса в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях Белгородской области в 2014-2015 учебном году»

3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Москва, Мозаика-синтез, 2014г.

4. Савенков А. И «Методика проведения учебных исследований в детском саду» Учебная литература, 2005.

5.«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (от 17 октября 2013)

Публикации по теме:

Модель образовательного процесса в средней группе «Дорога безопасности» в условиях введения ФГОС  Тема: «Модель образовательного процесса образовательного процесса в средней группе по теме «Дорога безопасности» в условиях введения ФГОС.

Особенности планирования воспитатель-образовательного процесса в условиях ФГОС Уважаемые коллеги, представляю Вам готовый информационный материал (презентацию и текстовый материал к ней, который может пригодиться как.

Организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в соответствии с новым законом «Об образовании в РФ» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями.

Особенности воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе с учетом ФГОСОсобенности воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе с учетом ФГОС Особенности воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе с учетом ФГОС Организация обучения и воспитания в разновозрастных.

Памятка 10 правил организации образовательного процесса в старшей группе в ДОО с учетом требования ФГОС Памятка Автор составитель: Первушкина Елена Михайловна МБДОУ Детский сад комбинированного вида " Солнышко" ,Республика Мордовия, п. Чамзинка.

Построение предметно-развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОСПостроение предметно-развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС В оформлении своей группы я основывалась на интеграци и содержания и видов деятельности в группе, брала направлении я в соответствии с ФГОС.

Программа стажировочной площадки «Модель организации образовательного процесса в ДОО с учетом УМК авторской ОП до «Тропинки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №9» Энгельсского муниципального района.

Пути повышения качества образовательного процесса в ДОО при использовании современных технологий Пути повышения качества образовательного процесса в ДОО при использовании современных технологий Обучая учусь. Сенека Старший Федеральный.

Презентация «Системно-деятельностный подход в ДОО как основа организации образовательного процесса в условиях ФГОС» В основу ФГОС ДО  заложен системно-деятельностный подход, который  базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту.

Обновление образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС «Обновление образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС" «Каждый ребенок для нас почемучка, и надо, по сути дела, не погасить.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Построение образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 8 ноября 2018 в 20:08
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД