Елена Бочкарникова
Повышение мотивации к учебной деятельности младшего школьника
Повышение мотивации к учебной деятельности младшего школьника
С 1 января 2010 года в действие был введён Федеральный государст-венный образовательный стандарт начального общего образования. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает взаимную деятельность учителя и ученика во время учебного процесса. Целью такого взаимодействия является развитие и воспитание качеств личности ребёнка, отвечающих требованиям информационного общества. [1]
Публикация «Повышение мотивации к учебной деятельности младшего школьника» размещена в разделах
Однако учителя знают, что развить необходимые качества личности школьника успешно нельзя, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности к этому. К сожалению, в настоящее время, данная проблема как никогда стала актуальной. Дети не стремятся к знаниям, самоустраняются от учебной деятельности, книге предпочитают бездумное просиживание за монитором компьютера или экраном телевизора. Поэтому перед школой стоит не только задача воспитания и развития качеств личности ребёнка, а и задача по формированию и постоянному повышению положительной мотивации к учебной деятельности.
Проблема мотивации исследовалась и исследуется достаточно широко как отечественными (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, В. И. Чирков и др. [4],[5],[6],[7],[8]) так и зарубежными (Д. Берлайн, К. Левин, Д. Макклелланд [6],[9]и др.) учёными. Но, несмотря на большое количество исследований в этой области, данную проблему нельзя считать решённой. Пример тому родители обучающихся, которые нередко сетуют на то, что желания учиться, узнавать самостоятельно новое, просто приходить в школу у их ребёнка нет.
А ведь исследования учёных говорят о том, что значение мотивации для успешной учёбы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учёбе и развитии ребёнка. [2]
Один из факторов, влияющий на мотивацию к учебной деятельности младшего школьника – организация самого процесса учения, т. е. использование учителем разнообразных форм работы на уроке и методов, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. [3]
Для каждого этапа урока нашими педагогами используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа, а так же обеспечить положительную мотивацию обучения. К примеру, возьмём первый, самый краткосрочный этап: мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебы. С этой целью организуется мотивирование ученика, а именно создаются условия для возникновения у обучающегося внутренней потребности включения в учебную деятельность. Для создания такой ситуации пытаемся актуализировать мотивы предыдущих достижений словами: «Мы хорошо поработали над предыдущей темой», вызвать мотивы относительной неудовлетворённости и актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности : «Но не усвоили ещё одну важную сто-рону этой темы, а между тем, это будет необходимо, например, при решении определённых задач». Начать урок, так же можно рифмованно или с проблемного вопроса, создания проблемной ситуации, которая ведёт к познавательному спору. Например, при изучении, в 3 классе темы «Времена года», урок окружающего мира начала с вопроса: некоторые люди утверждают, что любое время года можно встретить 3 раза, согласны ли вы с этим утверждением? На этом этапе урока так же важно обеспечить положительные эмоции по отношению к учёбе.
Метод игры является неотъемлемой частью АМО. К примеру, игра «Дерево ожиданий», где школьники на специально подготовленных листах бумаги, пишут и крепят на макет дерева ту свою цель, на выполнение которой и будет направлено всё действие на уроке.
Проблемно-диалоговое обучение так же выступает важнейшим на-правлением в реализации идей ФГОС НОО, а так же вызывает интерес обучающихся. Новые учебники позволяют учителям строить учебный процесс таким образом, чтобы дети вступали в диалог друг с другом и с учителем, решая разные противоречия и находя способы выхода из сло-жившейся проблемной ситуации. С помощью новых учебников, школьники не только учатся вступать в диалог, а и получают возможность научиться доказывать своё мнение, аргументировать свою позицию.
Метод анализа конкретной ситуации в сочетании с дидактической игрой, при первоначальном закреплении так же является тем активным методом, который в свою очередь повышает мотивацию к учебной деятельности. К примеру, возьмё м урок русского языка в 4 классе по теме: «Виды второстепенных членов предложения». После открытия обучающимися нового знания, предлагаем всему классу поиграть в игру «Найди своё место». Каждый ребёнок получает карточку, на которой описан один из признаков таких второстепенных членов предложения как определение, дополнение и обстоятельство. Задача детей: объединится в группы по признакам, т. е. найти своё место. Дети, анализируя конкретную ситуацию, начинают самостоятельно действовать, безучастных не остаётся, так как каждый получил карточку и чёткое, конкретное задание. При таком виде деятельности на уроке, возникающие трудности можно решить, обращаясь за помощью к любому однокласснику, поэтому дети, испытывающие затруднения получают возможность побывать в ситуации успеха. Итогом игры может служить творческое задание: создать ментальную карту по изучаемой теме. Детям интересно как первое, так и второе задание, которые развивают способность к анализу, определению проблемы, своего от-ношения к ситуации.
Деловая игра так же является методом организации активной работы обучающихся. К примеру, возьмём игру «Вертушка», которая удачно проходит на уроках обобщения пройденного по разделу. Разбившись на группы, школьники получают такое задание, которое после выполнения необходимо передать для дополнений одноклассникам другой группы. В конце концов, выполненное задание должно вернуться к тем ребятам, которые его выполняли первыми.
Результаты работы по повышению учебной мотивации не всегда проявляются быстро и бывают не такими наглядными, как при обучении чтению, счёту, письму. Однако, как показывает практический опыт, постепенно положительные результаты заметны и заключаются они в способности выполнять такие виды деятельности, к которым раньше ребёнок не проявлял интереса.
Изучая данную проблему, захотелось узнать уровень мотивации к учебной деятельности у учащихся моего 4 класса. В основу исследования была положена следующая гипотеза: при использовании на уроках в начальной школе АМО возможно повышение уровня мотивации к учебной деятельности. Для решения поставленной задачи и доказательства гипотезы мною были использованы следующие методы:
1) теоретические: анализ, синтез, обобщение
1) эмпирические: беседа с учащимися и их родителями, наблюдения, анкетирование
2) математический: регистрация результата.
В исследовании приняли участие 18 учащихся 4 класса, среди которых один ребёнок по решению ПМПК должен обучаться в школе 8 вида и двое в школе 7 вида. Для более объективных результатов в исследовании приняли участие и родители обучающихся в количестве 20 человек. Таким образом, на вопрос: «Нравится ли тебе учиться в школе?» - 16 ребят ответили, что нравится, двое ответов не дали. При опросе родителей результаты получились примерно такие же: 16 человек – на вопрос «С желанием ли ваш ребёнок ходит в школу?» - ответили утвердительно – «да», четверо родителей сказали «не всегда». На вопрос «Что на уроках тебе нравится больше?», 11 учащихся ответили, что нравится работать в группах, 6 детей – «нравится работать парами», 10-ти ребятам нравится работать самостоятельно, 15 любят играть в обучающие игры, работать у доски – 1 учащийся и одному нравится слушать сообщения одноклассников. Молча, слушать учителя любят только 3-е школьников. Только по этим вопросам, о полной картине в классе судить трудно, но положительное отношение к учению, активность учеников в учебном процессе подтвердилась.
Таким образом, изучение научной и методической литературы, применение полученных знаний на практике, позволяет сделать вывод о том, что активное обучение – это такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый ученик либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи. Для того чтобы мотивы, позволяющие вовлечь обучающихся в учебную деятельность возникли, укрепились и развились, ученик и должен начать действовать. Если сама деятельность вызовет у него интерес, если в процессе её выполнения он будет испытывать положительные эмоции удовлетворения, то можно ожидать, что у него возникнут потребности и внутренние мотивы к этой деятельности.
Итак, гипотеза, сформулированная ранее - доказана. Разумное и целесообразное использование АМО значительно повышает внутреннюю мотивацию обучающихся, несёт развивающий эффект, создаёт атмосферу напряжённого поиска, вынуждает учащихся быть активными независимо от желания, вызывает массу положительных эмоций и переживаний, интерес, а соответственно стимулируют внутреннюю познавательную мотивацию, соответственно, планируемые педагогами результаты ООП будут достигнуты. [3,2]
Нормативно-правовые источники:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения).
Психолого-педагогическая литература:
2. Анцибор М. М. Активные формы и методы обучения. Тула 2010
3. Лакоценина Т. П. Необычные уроки в начальной школе ( часть 1: Основные группы уроков. Методика) : Практич. Пособие для учителей нач. классов, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н. \ Д: ЗАО «книга»; изд-во «Учитель», 2011. – 224 с.
Электронные источники:
4. https://www.psychology-online.net/articles/doc-1340.html
5. https://www.bestreferat.ru/referat-188618.html
6. https://www.referat.ru/referats/view/15235
7. https://www.univer5.ru/pedagogika/pedagogicheskaya-psihologiya-talyizina-n.f/Page-35.html
8. https://www.referats.net/pages/referats/rkr/Detailed/39336.html
9. https://www.prioslav.ru/kurse15