Получи документы

Природоохранные акции как форма экологического образования дошкольников

Колбешина Анна
Природоохранные акции как форма экологического образования дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Природоохранные акции как форма экологического образования дошкольников»

1. Введение

Стремительно меняется мир вокруг нас. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек все активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.

Публикация «Природоохранные акции как форма экологического образования дошкольников» размещена в разделах

Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования, усвоения социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. (1)

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. (2)

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Причиной актуальности экологического воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. (2)

Основными задачами экологического воспитания являются :

1. Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка.

2. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.

3. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом, развитию чувства эмпатии к объектам природы.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

– развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

– участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы. (1)

2. Теоретическая часть

В процессе формирования начал экологической культуры детей дошкольного возраста, используются разнообразные формы и методы работы. Одной из эффективных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста являются природоохранные акции – социально значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы, улучшение условий жизни людей. В процессе подготовки и проведения акций дети вместе со взрослыми приобщаются к общезначимым событиям, практически (а не только вербально, участвуют в них, что имеет большое воспитательное воздействие на дошкольников, служит хорошей экологической пропагандой среди родителей - это делает такую форму работы особенно ценной.

Дети дошкольного возраста могут принимать участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность. Именно поэтому, проводимые в нашем ДОУ природоохранные акции приурочены к датам, событиям: например Новый год, День Земли, День птиц и другие.

Основные требования к использованию этой формы работы заключаются в следующем:

- в основе любой акции лежит проблема, для решения которой требуется творческий поиск;

- акции - это «игра-всерьёз». Результаты акции значимы для детей и взрослых;

-обязательные составляющие акции : детская самостоятельность (при поддержке взрослых, сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение имеющихся знаний и представлений на практике.

Педагогический смысл акций заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом. (2)

План-конспект сценария экологической акции (на конкурс агитбригад) с использованием информационных технологий в подготовительной группе.

Тема: «Человек - природе друг».

Цель:

формирование экологического сознания детей дошкольного возраста, посредством агитационной работы.

Задачи:

ОО «Познавательное развитие» :

-формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, причинах и следствиях взаимодействия человека с природой;

-формирование первичных представлений о малой родине, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы.

ОО «Социально-коммуникативное развитие» :

-привлечение внимания воспитанников старшего дошкольного возраста к проблемам охраны окружающей среды;

-популяризация бережного отношения к природе среди детей дошкольного возраста, вовлечение в активную природоохранную деятельность;

ОО «Речевое развитие» :

привлечение детей к участию в ситуациях речевого общения, вызывающих необходимость рассказывать о собственной позиции;

использования элементарных форм речи : рассуждения, доказательства в стихотворной форме;

- использование форм объяснительной речи (уметь объяснять сверстникам и

младшим детям правила поведения в общественных местах и на природе);

ОО «Художественно-эстетическое развитие» :

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания

мира природы;

Материалы и оборудование:

Эмблема «Натуралисты из «Весточки».

Интерактивная доска.

Медиапроектор.

Костюмы для «туристов» и «активистов», галстуки.

Ноутбук.

Имитированное дерево.

Ход мероприятия:

Ведущий:

Природа- это дом, в котором мы живём

И в нём шумят леса, текут и плещут реки.

Под сводом голубым, под солнцем золотым

Хотим мы в этом доме жить вовеки!

Но не все люди берегут нашу землю.

Посмотрите, как ведут себя в лесу некоторые туристы.

Мини-сценка «Туристы»

(группа детей входят в зал под звуки природы (пение птиц, шум ветра и т. д., останавливаются и имитируют привал, читая стихи)

1й турист: Сегодня мы пришли гулять.

Благо лес - рукой подать!

Закупили всё подряд:

Пищу, спички, лимонад

2й турист: Свежий ветер возбудит

Наш здоровый аппетит!

А пакеты, банки-склянки-

Лес большой - он всё вместит!

Лес, он чей? -Ничей!

3й турист : Расположимся скорей!

Тут уж нам не помешают.

Жги и лей, руби и бей!

Урны нет- неси в кусты!

Мы с природою на «ты»!

4й турист: Банки в землю закопаем,

Мусор птицам разбросаем,

В речку скинем все бутылки.

В море пусть плывут посылки!

5й турист: Мы- цари! Молчи, природа!

Всё здесь наше- лес и воды!

Выходят активисты под музыку (заставка к передаче «В мире животных»)

1й активист: Постойте, так вести себя нельзя!

5й турист: А вы кто такие, ребята?

Представление команды:

Активисты (хором) :

Мы- «Натуралисты из «Весточки».

Наш девиз: «Знает каждый, ты и я-

природу обижать нельзя

1й активист:

Мы хотим, чтоб птицы пели,

Чтоб вокруг леса шумели,

Чтобы были голубыми небеса.

Чтобы речка серебрилась,

Чтобы бабочка резвилась,

И была на ягодах роса.

2й активист:

Мы хотим, чтоб солнце грело,

И берёзка зеленела,

И под ёлкой жил смешной колючий ёж.

Чтобы белочка скакала,

Чтобы радуга сверкала,

Чтобы лил веселый летний дождь.

3й активист:

Дерево, трава, цветок и птица,

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

4й активист:

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка!

Люби цветы, леса, простор полей.

Все, что зовется Родиной твоей!

Дети переходят к экрану.

5й активист: Посмотрите, какие правила мы выполняем:

(просмотр слайдов)

1й слайд:

1й активист: Не разжигай в лесу костра –

На этом месте долго не растет трава.

2й слайд:

2й активист: Разорить муравейник не труд,

Но вредители лес сожрут!

Запомни и млад и стар-

Муравей – лесной санитар.

Будь бережлив и зорок,

Мал муравей да дорог!

3й слайд:

3й активист: Не разоряйте птичьего гнезда,

Так счастлива в своём жилище птица.

Она в гнезде спокойная тогда,

Когда над рощей буря злится.

Не разоряйте птичьего гнезда!

4й слайд

4й активист: Никогда не забывай мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать.

Бабочки пускай летают- ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

5й слайд

5й активист:

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай прыгай и играй, только чур не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.

1й активист: Присоединяйтесь к нам, друзья!

Должна быть чистою земля!

2й турист: Давайте будем беречь планету,

Другой такой на свете нету!

Ведущий:

-Давайте, ребята, примем туристов в наши ряды и повяжем им такие же галстуки как у нас.

Вручение туристам галстуков.

Ведущий:

-Предлагаем создать своё экологическое памятное дерево. Вешая листочек на веточку, мы произнесё м слова клятвы:

-клянусь не разорять птичьего гнезда,

-клянусь не сорить в лесу,

-клянусь не ломать ветки,

-клянусь не рвать цветы,

-клянусь не ловить бабочек, жучков и т. д.

Ведущий: Самое время, ребята, узнать, что вы знаете о природе.

Поиграем в игру «Засели полянку» на интерактивной доске. Я буду загадывать загадки, а вы отгадки-картинки перемещаете на «полянку».

(Загадки о насекомых, птицах, растениях).

Ведущий:

- А теперь споём вместе песню. Подпевайте нам, ребята.

(На мотив песни из м/ф «Бременские музыканты»)

Ничего на свете лучше нету,

Чем спасти от гибели планету,

Будет лес любимый свеж и зелен,

Эту радость мы с тобой разделим.

Береги ты все живое рядом.

И на всё смотри хозяйским взглядом.

Знают даже маленькие дети-

Должен быть порядок на планете.

Пусть вода всегда в реке струится,

Пусть всегда поют над нами птицы,

И природе сами мы поможем,

Эту радость мы с тобой умножим.

Ведущий: До свидания, ребята. Мы еще не раз с вами встретимся на лесных дорожках.

Заключение

Итак, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Различные экологические акции и проекты могут и помогают сформировать у детей экологическую культуру, развивают экологическое сознание, мышление, экологической, способствуют формированию ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека. (3)

Список литературы:

Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду. / Рыжова Н. А. М. : Карапуз, 2000.

Рыжова, Н. А. Наш дом - природа. / Рыжова Н. А. М. : Карапуз, 2005.

Николаева, С. Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников. / Николаева С. Н. М., 2002.

Публикации по теме:

Теоретические основы экологического образования детей дошкольного возрастаТеоретические основы экологического образования детей дошкольного возраста Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается.

Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования.Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования. Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Данный мастер класс будет полезен воспитателям. Его.

Формирование представлений о взаимодействии человека и природы в процессе экологического образования дошкольников Аннотация. В статье проанализированы понятия экологического образования и воспитания дошкольника. Рассмотрены средства, методы, а также.

Игры с разрезными картинками как возможность введения элементов экологического образованияИгры с разрезными картинками как возможность введения элементов экологического образования Уважаемые коллеги, конечно же, каждый из Вас использует в своей работе разрезные картинки. Разрезная картинка - это изображение, разделённое.

Конспект проведения занятия по методике экологического образования в средней группе «Глаза» Программное содержание Образовательные задачи: - знакомство со строением глаза - формирование представления о глазах различных животных.

Консультация для воспитателей «Проектная деятельность как форма экологического воспитания» Чевушева Наталья Анатольевна Консультация для воспитателей «Проектная деятельность, как форма экологического воспитания». Экологическое.

Консультативно-методические пункты как вариативная форма дошкольного образования. Часть 2 1.2. Развитие вариативных форм дошкольного образования в Нижегородской области Позитивные тенденции развития системы образования (России,.

Консультативно-методические пункты как вариативная форма дошкольного образования. Часть 4 3. Модель организации консультативно-методического пункта в ДОУ Консультативно-методический пункт для родителей, созданный на базе ДОУ,.

Программа дополнительного образования — экологического кружка «Знайки» — подготовительной группы Программа дополнительного образования – экологического кружка «Знайки»- подготовительной группы. “Человек, овладевший экологической.

Экскурсия в музей как форма воспитания и образования ребёнка дошкольного возрастаЭкскурсия в музей как форма воспитания и образования ребёнка дошкольного возраста Экскурсия в музей как форма воспитания и образования ребёнка дошкольного возраста. 11 октября ребята из подготовительной группы «Дружба».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Природоохранные акции как форма экологического образования дошкольников
Опубликовано: 21 марта 2017 в 09:55
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Природоохранные акции как форма экологического образования дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Колбешина Анна (УИ 126025) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД