Анна Бибич
Статья «Проектно-исследовательская деятельность». Проектный метод как один из способов реализации ФГТ
▼ Скачать + Заказать документы
«Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти на помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших черт характера».
А. Шапиро
Публикация «Статья „Проектно-исследовательская деятельность“, Проектный метод как один из способов реализации ФГТ» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
На современном этапе развития российского общества смысл и значение об-разования меняются. Главной целью образования становится не столько пе-редача знаний и социального опыта, сколько развитие личности ребёнка. С этой точки зрения технология проектирования является уникальным сред-ством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно- ориентированного подхода к образованию в целом.
«Проектный метод, как один из способов реализации ФГТ» Федеральные государственные требования (ФГТ)- это нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Эти требования имеют статус, аналогичный фе-феральному ФГТ, который был принят для начальной школы. Проектная деятельность отвечает требованиям ФГТ по следующим параметрам:
• Соответствует технологии развивающего обучения;
• Обеспечивает интеграцию образовательных процессов;
• Повышает уровень познавательной активности детей;
• Способствует развитию мотивации детей;
• Обеспечивает бесценный опыт совместной продуктивной деятельно-сти со сверстниками, взрослыми, родителями;
• Позволяет ввести родителей в образовательное пространство группы.
Метод проектов- это способ достижения дидактической цели через де-тальную разработку проблемы (технологию, которая должна завер-шиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Е. С. Полат
Технологии в рамках личностно-ориентированного обучения:
• Обучение в сотрудничестве;
• Портфолио;
• Дифференцированный подход;
• Проектная деятельность.
Актуальность технологии проектной деятельности :
• Проектная деятельность помогает получить ребенку ранний социаль-ный позитивный опыт реализации собственных планов;
• Проектная деятельность позволяет проявлять ребенку нестандартные действия;
• Проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (позна-вательная инициатива) культурно- адекватным способом;
• Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктив-ного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отно-шение к различным сторонам реальности.
Отличительные особенности проектного метода от образовательной дея-тельности:
• Проблема, идея исходит от детей, воспитатель помогает сформулиро-вать цель, задачи;
• Деятельность планируется совместно всеми участниками образова-тельного процесса;
• Формирование специфических знаний, умений у дошкольников;
• Временные рамки определяются участниками проекта;
• Деятельность завершается реальным, осязаемым практическим ре-зультатом, оформленным тем или иным образом;
• Повышается активность родителей, заинтересованность и самостоя-тельность детей.
Возможные проблемы при организации проектной деятельности в ДОУ :
• Несоответствие между традиционной формой организации образова-тельного процесса и характером проектной деятельности;
• Не различие субъектной и объектной позиции ребенка.
Положительное влияние проектной деятельности :
Дети:
• В ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружа-ющем мире;
• Развиваются общие способности детей- познавательные, коммуника-тивные, регуляторные;
• Дошкольники приобретают необходимые социальные навыки;
• Игровая деятельность детей становится более разнообразной, сложно структурированной.
Педагог:
• Находится в пространстве возможностей, что изменяет его мировоз-зрение;
• Ежедневный творческий и личностный рост.
Детско- родительские отношения:
• Ребенок оказывается интересным для родителей;
• Жизнь наполняется богатым содержанием.
Особенности детской проектной деятельности :
• Разворачивается в проблемной ситуации, которая не решается прямым действием;
• Участники мотивированны;
• Носит адресный характер.
Педагогический проект Детский проект
Это система :
-планируемых педагогом и реализу-емых в совместной деятельности пе-дагогов, детей и родителей действий;
-необходимых условий и средств, до-стижения определенных целей.
Эта система зависит от приоритетных педагогических ценностей.
Это сложноорганизованный под ру-ководством воспитателя процесс, ко-торый помогает решить возникшую детскую проблему в результате самостоятельных действий воспитанников с обязательной презентацией этих результатов.
Таким образом, проект (от лат. Projectus- брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед) – уникальный набор процессов, состоящих из скоординированных и управляемых задач с начальной и конечной датами, предпринятых для достижения цели. Достижение цели проекта требует получения результатов, соответствующих определенным заранее требованиям. Это работы, планы, мероприятия и др. задачи, направленные на создание нового продукта. Проект-это "пять П" :
• проблема;
• проектирование (планирование) ;
• поиск информации;
• продукт ;
• презентация.
- Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
Новизна: проект обеспечивает возможность формирования интегративных качеств личности педагога дошкольного образования не только на уровне представлений и первичных знаний, но и создает условия для целенаправ-ленного формирования проектировочных умений на уровне метода, техно-логии и форм практической работы педагогов дошкольных учреждений в рамках регионального компонента.
Ведущая идея: повысить результативность образовательных услуг по повы-шению квалификации и уровень профессиональной подготовки педагогов ДОУ в условиях введения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Основная проблема: Готовность педагогов к организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ - профессиональная компетентность в органи-зации совместной деятельности.
Главная идея: Использование механизма приведения содержания образовательного процесса в ДОУ в соответствие с федеральными требованиями для управления процессом развития коллектива в целом и каждого педагога в отдельности. Реализация данной идеи возможна при осуществлении методического сопровождения саморазвития педагога в процессе разработки нового содержания основной общеобразовательной программы. Основным способом реализации идеи является организация проектной деятельности педагогов.
Основные этапы разработки проекта :
• Определение цели;
• Разработка проекта;
• Выполнение проекта;
• Подведение итогов.
Этапы проек-та Деятельность педагога Деятельность детей
Определение цели Формулирует пробле-му (цель). При постановке цели определяется и про-дукт проекта. Вводит игро-вую ситуацию, формулирует задачу. Вхождение в проблему, вжи-вание в игровую ситуацию, принятие задачи и дополнение задач.
Разработка проекта Помогает в решении задач, планировании и организа-ции деятельности. Объединение детей в рабочие группы, распределение ролей.
Выполнение проекта Практическая помощь (по необходимости, направля-ет и контролирует осу-ществление проекта. Формирование специфических знаний, умений, навыков. Вы-полнение проекта.
Подведение итогов Подготовка к презентации. Презентация. Подготовка продукта деятель-ности и презентация.
Критерии успеха работы над проектом :
• Достижение конечного результата;
• Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем;
• Результат проекта использован другими коллективами;
• Информация о проекте широко распространена;
• Получено удовольствие от своей деятельности.
Классификация проектов по доминирующей деятельности :
• Исследовательские (после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника);
• Творческие (дети проводят опыты, наблюдения после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок и т. д.);
• Игровые;
• Информационные (это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставлен-ные проблемы и задачи);
• Социально- значимые.
По продолжительности могут быть:
• Краткосрочные;
• Среднесрочные;
• Долговременные.
По комплексности и характеру контактов:
По комплексности (предметно- содержательной области) можно выделить два типа проекте
• Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Монопроекты могут быть, напри-мер,естественнонаучными,экологическими,культуроведческими,спортивными,музыкальными. Интеграция осуществляется лишь на этапе подготовки продукта и презентации: например, музыкальное оформ-ление спортивного праздника;
• Межпредметные проекты требуют глубокой содержательной интегра-ции уже на этапе постановки проблемы.
Таким образом можно сказать, что проектная деятельность- это эффективное средство активизации познавательных и творческих возможностей обучающихся. Проект- это реальная возможность для саморазвития и самореализации, развития креативности, исследовательских умений, навыков общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств, оценки и самооценки работы. Мотивация к проектной деятельности – один из ключевых моментов. В последнее время с этой целью широко используют информационные компьютерные технологии. Чаще всего готовят по темам презентации, в которых обязательно содержится проблема, иногда берется материал из интернета. Видеоматериал значительно повышает интерес к детскому проектированию. В результате такой активной деятельности воспитанники идут в школу любознательными, открытыми, общительными, и это здорово!