Получи документы

Статья «Проектно-исследовательская деятельность». Проектный метод как один из способов реализации ФГТ

Анна Бибич
Статья «Проектно-исследовательская деятельность». Проектный метод как один из способов реализации ФГТ
▼ Скачать + Заказать документы

«Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти на помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших черт характера».

А. Шапиро

Публикация «Статья „Проектно-исследовательская деятельность“, Проектный метод как один из способов реализации ФГТ» размещена в разделах

На современном этапе развития российского общества смысл и значение об-разования меняются. Главной целью образования становится не столько пе-редача знаний и социального опыта, сколько развитие личности ребёнка. С этой точки зрения технология проектирования является уникальным сред-ством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно- ориентированного подхода к образованию в целом.

«Проектный метод, как один из способов реализации ФГТ» Федеральные государственные требования (ФГТ)- это нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Эти требования имеют статус, аналогичный фе-феральному ФГТ, который был принят для начальной школы. Проектная деятельность отвечает требованиям ФГТ по следующим параметрам:

• Соответствует технологии развивающего обучения;

• Обеспечивает интеграцию образовательных процессов;

• Повышает уровень познавательной активности детей;

Способствует развитию мотивации детей;

• Обеспечивает бесценный опыт совместной продуктивной деятельно-сти со сверстниками, взрослыми, родителями;

• Позволяет ввести родителей в образовательное пространство группы.

Метод проектов- это способ достижения дидактической цели через де-тальную разработку проблемы (технологию, которая должна завер-шиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Е. С. Полат

Технологии в рамках личностно-ориентированного обучения:

• Обучение в сотрудничестве;

• Портфолио;

• Дифференцированный подход;

Проектная деятельность.

Актуальность технологии проектной деятельности :

Проектная деятельность помогает получить ребенку ранний социаль-ный позитивный опыт реализации собственных планов;

Проектная деятельность позволяет проявлять ребенку нестандартные действия;

Проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (позна-вательная инициатива) культурно- адекватным способом;

• Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктив-ного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отно-шение к различным сторонам реальности.

Отличительные особенности проектного метода от образовательной дея-тельности:

• Проблема, идея исходит от детей, воспитатель помогает сформулиро-вать цель, задачи;

Деятельность планируется совместно всеми участниками образова-тельного процесса;

• Формирование специфических знаний, умений у дошкольников;

• Временные рамки определяются участниками проекта;

Деятельность завершается реальным, осязаемым практическим ре-зультатом, оформленным тем или иным образом;

• Повышается активность родителей, заинтересованность и самостоя-тельность детей.

Возможные проблемы при организации проектной деятельности в ДОУ :

• Несоответствие между традиционной формой организации образова-тельного процесса и характером проектной деятельности;

• Не различие субъектной и объектной позиции ребенка.

Положительное влияние проектной деятельности :

Дети:

• В ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружа-ющем мире;

• Развиваются общие способности детей- познавательные, коммуника-тивные, регуляторные;

• Дошкольники приобретают необходимые социальные навыки;

• Игровая деятельность детей становится более разнообразной, сложно структурированной.

Педагог:

• Находится в пространстве возможностей, что изменяет его мировоз-зрение;

• Ежедневный творческий и личностный рост.

Детско- родительские отношения:

• Ребенок оказывается интересным для родителей;

• Жизнь наполняется богатым содержанием.

Особенности детской проектной деятельности :

• Разворачивается в проблемной ситуации, которая не решается прямым действием;

• Участники мотивированны;

• Носит адресный характер.

Педагогический проект Детский проект

Это система :

-планируемых педагогом и реализу-емых в совместной деятельности пе-дагогов, детей и родителей действий;

-необходимых условий и средств, до-стижения определенных целей.

Эта система зависит от приоритетных педагогических ценностей.

Это сложноорганизованный под ру-ководством воспитателя процесс, ко-торый помогает решить возникшую детскую проблему в результате самостоятельных действий воспитанников с обязательной презентацией этих результатов.

Таким образом, проект (от лат. Projectus- брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед) – уникальный набор процессов, состоящих из скоординированных и управляемых задач с начальной и конечной датами, предпринятых для достижения цели. Достижение цели проекта требует получения результатов, соответствующих определенным заранее требованиям. Это работы, планы, мероприятия и др. задачи, направленные на создание нового продукта. Проект-это "пять П" :

• проблема;

проектирование (планирование) ;

• поиск информации;

• продукт ;

• презентация.

- Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Новизна: проект обеспечивает возможность формирования интегративных качеств личности педагога дошкольного образования не только на уровне представлений и первичных знаний, но и создает условия для целенаправ-ленного формирования проектировочных умений на уровне метода, техно-логии и форм практической работы педагогов дошкольных учреждений в рамках регионального компонента.

Ведущая идея: повысить результативность образовательных услуг по повы-шению квалификации и уровень профессиональной подготовки педагогов ДОУ в условиях введения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Основная проблема: Готовность педагогов к организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ - профессиональная компетентность в органи-зации совместной деятельности.

Главная идея: Использование механизма приведения содержания образовательного процесса в ДОУ в соответствие с федеральными требованиями для управления процессом развития коллектива в целом и каждого педагога в отдельности. Реализация данной идеи возможна при осуществлении методического сопровождения саморазвития педагога в процессе разработки нового содержания основной общеобразовательной программы. Основным способом реализации идеи является организация проектной деятельности педагогов.

Основные этапы разработки проекта :

• Определение цели;

• Разработка проекта;

• Выполнение проекта;

• Подведение итогов.

Этапы проек-та Деятельность педагога Деятельность детей

Определение цели Формулирует пробле-му (цель). При постановке цели определяется и про-дукт проекта. Вводит игро-вую ситуацию, формулирует задачу. Вхождение в проблему, вжи-вание в игровую ситуацию, принятие задачи и дополнение задач.

Разработка проекта Помогает в решении задач, планировании и организа-ции деятельности. Объединение детей в рабочие группы, распределение ролей.

Выполнение проекта Практическая помощь (по необходимости, направля-ет и контролирует осу-ществление проекта. Формирование специфических знаний, умений, навыков. Вы-полнение проекта.

Подведение итогов Подготовка к презентации. Презентация. Подготовка продукта деятель-ности и презентация.

Критерии успеха работы над проектом :

• Достижение конечного результата;

• Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем;

• Результат проекта использован другими коллективами;

• Информация о проекте широко распространена;

• Получено удовольствие от своей деятельности.

Классификация проектов по доминирующей деятельности :

• Исследовательские (после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника);

• Творческие (дети проводят опыты, наблюдения после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок и т. д.);

• Игровые;

• Информационные (это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставлен-ные проблемы и задачи);

• Социально- значимые.

По продолжительности могут быть:

• Краткосрочные;

• Среднесрочные;

• Долговременные.

По комплексности и характеру контактов:

По комплексности (предметно- содержательной области) можно выделить два типа проекте

Монопроекты реализуются, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. Монопроекты могут быть, напри-мер,естественнонаучными,экологическими,культуроведческими,спортивными,музыкальными. Интеграция осуществляется лишь на этапе подготовки продукта и презентации: например, музыкальное оформ-ление спортивного праздника;

• Межпредметные проекты требуют глубокой содержательной интегра-ции уже на этапе постановки проблемы.

Таким образом можно сказать, что проектная деятельность- это эффективное средство активизации познавательных и творческих возможностей обучающихся. Проект- это реальная возможность для саморазвития и самореализации, развития креативности, исследовательских умений, навыков общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств, оценки и самооценки работы. Мотивация к проектной деятельности – один из ключевых моментов. В последнее время с этой целью широко используют информационные компьютерные технологии. Чаще всего готовят по темам презентации, в которых обязательно содержится проблема, иногда берется материал из интернета. Видеоматериал значительно повышает интерес к детскому проектированию. В результате такой активной деятельности воспитанники идут в школу любознательными, открытыми, общительными, и это здорово!

Публикации по теме:

Нравственно-волевая подготовка детей к школе в семьеНравственно-волевая подготовка детей к школе в семье Нравственно-волевая подготовка детей к школе в семье Рекомендации для родителей Поступление в школу - важное событие в жизни ребенка. Учеба.

Организация простейшего экспериментирования и моделирования ситуаций Организация простейшего экспериментирования и моделирования ситуаций. «…Ребёнок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Проектно-исследовательская деятельность». Проектный метод как один из способов реализации ФГТ
Опубликовано: 17 января 2014 в 14:43
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Проектно-исследовательская деятельность». Проектный метод как один из способов реализации ФГТ» (включая файлы) размещена пользователем Анна Бибич (УИ 13132) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД