Лучший педагог года

Консультация «Работа с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями»

Лариса Вартанян
Консультация «Работа с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями»

Работа с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями.

Верить в свои возможности,

никогда не опускать руки

Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников. Взаимодействие с семьей – важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения - системообразующее ядро каждой образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении. Организация взаимодействия с семьей ДОУ

Публикация «Консультация „Работа с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями“» размещена в разделах

работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов.

Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определё нных вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

Процесс реализации поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, врач, психолог и др.).

Согласно исследованию, проводившемуся в нашем ДОУ были выявлены основные проблемы, возникающие в семьях наших подопечных – детей с ОВЗ.

1. Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка, избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована» и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.

2. Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.

3. Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.

4. Неготовность родителей номротипичных детей принять в группу детей ребенка с ОВЗ.

Цель работы с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ – создание и реализация в ДОУ модели конструктивного взаимодействия с родителями, в рамках которой будет осуществляться повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

Для достижения данной цели в работе поставлен ряд задач :

Организация психологической и коррекционно-педагогической помощи семьям в вопросах воспитания и развития детей.

Вовлечение родителей в деятельность учреждения для создания единой образовательной среды и успешной социализации детей в обществе.

Формирование взаимного доверия в системе отношений между образовательным учреждением и семьёй.

Предполагаемый результат:

1. Повышение уровня компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их активности в образовательном процессе.

2. Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в жизнь образовательного учреждения.

3. Создание безопасной среды для успешной социализации и формирования взаимного доверия между семьей и ДОУ.

Принципы работы с родителями детей с ОВЗ :

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.

3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.

4. Принцип доступности

В основу построения модели конструктивного взаимодействия с родителями воспитанников положены теоретические заключения Н. Н. Обозова, Л. В. Байбородовой, Ю. А. Верхотуровой. В рамках данной модели конструктивное взаимодействие выстраивается поэтапно.

1 Этап – взаимопознание (длится в течение месяца). Это этап диагностики

Мы собираем информацию об особенностях функционирования семьи, выявляем ее скрытые ресурсы, их запросах на формы и методы обучения - преимущественно опросными методами (индивидуальными диагностическими беседами с родителями, анкетирование, беседы, диспуты). Благодаря этому этапу, мы выявляем проблемы, которые испытывают дети и родители.

2 Этап – взаимопонимание (до 1 месяца).

На этом этапе все участники образовательного процесса приходят к пониманию друг друга, выбирают подходящие способы для коммуникации и т. п. Разрабатываем индивидуальные программы для детей, где прописываем запросы родителей (формы работы, методы, используемые технологии и т. д.).

3 Этап – взаимоотношения и взаимные действия – наличие у всех участников образовательного процесса общих целей и путей их достижения.

Работа специалистов по оказанию психолого-педагогической помощи

семье, направленной на активизацию социальной позиции родителей,

восстановление и расширение социальных связей, поиск возможностей

членам семьи опираться на свои собственные ресурсы;

На каждом этапе работе с родителями использовались следующие направления в работе

Значительное место в работе с родителями отводилось психолого-педагогическому просвещению и информационному обеспечению.

Наглядно-информационные - ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, особенностями воспитания детей с ОВЗ, с педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ (настенные информационные стенды, раскладушки, информационные заметки на сайте; выставки, буклеты)

Просветительские ознакомление родителей с возрастными и психофизиологическими особенностями детей дошкольного возраста с ОВЗ, формирование у родителей практических навыков воспитания, образования и развития детей (конференции, семинары – практикумы, семейный клуб, тренинги, совместные праздники, открытые занятия, дни открытых дверей, круглые столы, мастер – классы, квест игры, и проч.).

Досуговые – Досуговая форма используется для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми установление доверительных отношений.

Воспитанникам и родителям предоставлялась возможность реализовать свои индивидуальные способности в разнообразных видах жизнедеятельности: спортивных праздниках, в художественной самодеятельности, трудовых делах, проектных работах. А у родителей появилась ещё раз возможность поддержать своих детей, порадоваться их успехам, лучше узнать своих детей, открыть для себя ещё неизвестные стороны их интересов, возможностей, увлечений, таланта. Совместные мероприятия сблизили детей и родителей.

4 этап – анализ эффективности достигнутых результатов в работе с семьями воспитанников с ОВЗ.

Работа с родителями проводится в течение длительного времени, и дала следующие результаты: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка, доверительное отношение к сотрудникам дошкольного учреждения.

Такое сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.

Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

Публикации по теме:

Консультация «Работа с родителями» «Работа с родителями» Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. И от.

Консультация «Возможные проблемы, возникающие в работе с родителями, воспитывающих детей с тяжелым нарушениями зрения» , возникающие в работе с родителями, воспитывающими детей с тяжелым нарушением зрения Возможные проблемы в работе с родителями, воспитывающими.

Конспект индивидуального занятия с ребёнком с особыми образовательными потребностями по теме «Весна. Кораблик» Подготовила :Найдун С. В., воспитатель Детского дома – интерната ОБСУСО «Шуйский комплексный центр социального обслуживания населения» Цель:.

Видео и консультация для педагогов «Работа с родителями в проектной деятельности»Видео и консультация для педагогов «Работа с родителями в проектной деятельности» Работа по развитию речи детей в театрализованной деятельности эффективна при использовании различных игр, упражнений и этюдов, ритмопластики,.

Метод релакс-терапии как средство формирования эмоциональной стабильности ребенка с особыми образовательными потребностями "Люди, умеющие расслабляться, обладают не только большей гибкостью мышления, но и лучше приспособлены к борьбе со стрессами". Р. Коуплан.

Организация образовательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями Цель: обобщить представления педагогов об особенностях организации образовательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями.

Практические подходы к интеграции детей-инвалидов с особыми образовательными потребностями в современное общество В ГБУСО КО «Центр «Детство» для детей и подростков с ОВЗ работаю с марта 2002 года в должности педагога СБО, с 2014г. в должности специалиста.

Консультация «Работа с родителями при решении задач обучения и воспитания» Семья — это первый скульптор, который начинает лепить и физически, и духовно новую родившуюся личность. От семьи зависит, найдут ли возможность.

Сведения о наличии учебно-методической базы для детей особыми образовательными потребностями Сведения о наличии учебно-методической базы для детей особыми образовательными потребностями. Для ведения целенаправленной, эффективной.

Трудности родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья Трудности родителей,воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья В связи с увеличением в последние десятилетия количества.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Работа с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями»
Опубликовано: 8 мая 2019 в 23:33
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД