Получи документы

Развитие интеллектуально-познавательных способностей дошкольников посредством сенсорных дидактических игр

Наталья Андреева
Развитие интеллектуально-познавательных способностей дошкольников посредством сенсорных дидактических игр

Развитие интеллектуально-познавательных способностей дошкольников посредством сенсорных дидактических игр.

В исследованиях отечественных психологов А. П. Усовой, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, П. Я. Гальперина дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития.

Публикация «Развитие интеллектуально-познавательных способностей дошкольников посредством сенсорных дидактических игр» размещена в разделах

Ребенок может не только познавать внешне наглядные свойства предметов и явлений, но и способен усваивать представления об общих связях, овладеть способами анализа и решения разнообразных проблемных задач. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Поэтому вопрос полноценного развития интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день.

При недооценке важности этой проблемы, по мнению К. В. Бардина, можно получить негативные результаты. "Не заложите этих основ - и вам придётся столкнуться с немалыми трудностями".

Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детский интеллект. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Подъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».

Исходя из вышесказанного, считаем, что основу всей работы в ДОУ должно составлять именно развитие интеллектуальных способностей детей. Ведь то, что сумеешь заложить в сознании ребенка с самых ранних лет, остается у него на всю жизнь.

ФГОС дошкольного образования трактует познание, как образовательную область, основная цель которой заключается в развитии познавательных интересов и познавательных способностей дошкольников.

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Как сказал В. А. Сухомлинский «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Сенсорная дидактическая игра - актуальный компонент интеллектуально-познавательного развития детей дошкольного возраста. Она рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств и качеств предметов.

В процессе сенсорной дидактической игры идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к образовательной деятельности, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

Дидактические игры активно используются в организованной образовательной деятельности, в свободной и самостоятельной деятельности, в групповой и индивидуальной работе, на прогулках и в режимных моментах, то есть они пронизывают весь процесс развития, воспитания и обучения дошкольников. Это позволяет обеспечить оптимальные условия развития интеллектуально-познавательных способностей детей.

Работая над темой “Развитие интеллектуально – познавательных способностей дошкольников посредством сенсорных дидактических игр», необходимо показать эффективность сенсорных дидактических игр. Достижение обозначенной цели предполагает решение следующих задач:

1. Раскрыть значение сенсорных дидактических игр в развитии психических процессов дошкольников.

2. Сформировать сенсорные способности.

3. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность и кругозор детей.

4. Оценить эффективность использования сенсорных дидактических игр в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.

Каждый этап дошкольного возраста имеет свои способы и приёмы взаимодействия взрослого и ребёнка по интеллектуально-познавательному развитию, которые необходимо учитывать в своей работе.

Для детей младшего дошкольного возраста, надо поддерживать детское любопытство через экспериментирование, развивать интерес детей к совместному с взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.

Большое значение имеет организация деятельности детей с разными видами сенсорных эталонов (представления о цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине) и способам обследования предметов (погладить, надавить, понюхать, прокатить, попробовать на вкус, обвести пальцем контур) и формирование умения сравнивать предметы по основным свойствам (цвету, форме, размеру, устанавливая тождество и различие; учу подбирать пары и группы предметов на основе сходного сенсорного признака.

Чтобы максимально сформировать и поддержать потребности детей к познанию, в группе должен быть выделен центр сенсорного развития, как правило, это один из самых любимых центров воспитанников, в нём собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Весь дидактический материал должен находиться в свободном доступе, чтобы ребёнок смог пользоваться им как индивидуально, так и в совместных играх с взрослыми и сверстниками.

Воспитание и развитие ребенка невозможно без участия родителей. Семья играет в воспитании ребёнка основную, долговременную и важнейшую роль. Чтобы родители стали помощниками, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее дела, чем учиться понимать своего ребенка, быть терпеливым, деликатным, и тогда все получится. Родителей необходимо привлекать к изготовлению дидактических игр по сенсорному развитию, используя самые простые и доступные материалы: пробки от пластиковых бутылок (разные по цвету и размеру) : бельевые прищепки разного цвета (для развития координации движений пальцев рук); «сухие бассейны» - ёмкости, наполненные цветными пробками, шишками и т. д. ; ленточки цветные атласные (для выработки вращательных движений); цветные крышки – для продевания шнурков. Гораздо дешевле изготовить игру из подручных материалов, чем приобрести готовую в магазине.

Прежде чем предложить родителям изготовить игру, через анкетирование необходимо выявить интересы и знания родителей по вопросам сенсорного развития дошкольников, узнать, в какие игры любят играть их дети. На родительских собраниях проводятся тематические консультации: «Какие игры необходимы детям», «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста». Многие консультации предполагают проведение мини – практикума по обучению родителей изготовлению дидактических игр, в проведении интеллектуальных игр дома или демонстрацию работы. Совместно с родителями необходимо обсудить, чем будет полезна ребёнку игра, сделанная своими руками, подобрать такие предметы, которые смогли развить у ребёнка сенсорные навыки, мелкую моторику, интеллект и речь.

Примером таких дидактических игр являются :

«Подари иголки ёжику»

«Лучики для солнышка»

«Накорми колобка»

Эти игры помогают детям в развитии мелкой моторики рук, а значит, способствуют развитию речи, подготовки руки к письму.

С помощью дидактических игр :

«Яблонька»;

«Цветочки»;

«Бусы» -

дети закрепляют основные цвета, учатся различать понятия «один» и «много», развивают мелкую моторику рук.

«Сенсорная юбка» с использованием пуговиц, молний, шнурков ленточек способствует развитию действий детей с предметами, помогает закрепить цвет предметов, развивает детские пальчики.

Все эти игры способствуют умственному развитию дошкольников.

Отбирая игры, воспитатель должен продумать, какие программные задачи будут решаться с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию нравственных сторон личности.

Вначале разбирается игра с точки зрения ее структуры: дидактическая задача, содержание, правила, игровое действие, детально продумывается, как, выполняя программную задачу, сохранить игровое действие и обеспечить возможность каждому ребенку активно действовать в игровой ситуации.

Надо помнить, что руководство дидактическими играми осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей. Систематически усложняя материал с учётом требований программы, через дидактические игры сообщатся доступные знания, формируются необходимые умения, совершенствуются психические процессы.

Игры-занятия с дидактическими игрушками развивают сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь, заниматься в течение некоторого времени каким-то делом, развивают способность подражать взрослому. Действия с подобными предметами всегда ставят перед ребёнком умственную задачу - он старается добиться результата. Постепенно включаются задачи сенсорного характера : научить различать величину, форму, цвет.

Правильно используемые дидактические игры помогают формировать у детей усидчивость, умение контролировать свои чувства и желания, подчиняться правилам. В играх ребёнок вынужден проявлять умственную активность и настойчивость в овладении окружающим, в осуществлении задуманного, умение ставить цель и добиваться её решения.

Воспитанники уже в раннем возрасте интересуются окружающими предметами, активно действуют с ними и с игрушками, проявляют настойчивость в достижении результата.

Таким образом, результаты работы доказали эффективность целенаправленного применения дидактических игр, поэтому целесообразно их дальнейшее использование в практической деятельности воспитателей детских садов при условии соблюдения возрастных, индивидуальных и психических возможностей и способностей детей.

Становится очевидным, что роль сенсорной дидактической игры в развитии интеллектуальных способностей дошкольников несомненна.

Создавая условия для формирования интеллектуально – познавательного развития, решается важнейшая задача своевременного и полноценного развития ребёнка.

Литература.

1Афанасьева И. П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Детство-Пресс 2005.

2. Богусловская З. М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры. М. : 1996

3. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательныхпроцессов. Под редакцией А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М. : 1998.

4. Серия журналов «Школа семи гномов». 2015 год

5. Умные Пальчики. И. А. Лыкова. Издательский дом «Цветной мир»

6. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. М 2013.

7. Пред математические игры для детей младшего дошкольного возраста издательство «Детство-пресс» 2015г

Публикации по теме:

«На поиски лучиков». Конспект занятия по развитию сенсорных способностей у дошкольников посредством развивающих игр Цель: Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством развивающих игр. Задачи: 1. Воспитательные: • Воспитывать.

Консультация для педагогов «Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактических игр» Развитие сенсорных способностей дошкольников через дидактические игры Сенсорное развитие (от латинского sensus – чувство, ощущение) предполагает.

Лэпбук «В гостях у сказки» для детей 2–3 лет. Развитие познавательных способностей посредством развивающих заданий и игрЛэпбук «В гостях у сказки» для детей 2–3 лет. Развитие познавательных способностей посредством развивающих заданий и игр Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. А. С. Пушкин. Лэпбук «В гостях у сказки» предназначен для детей 2-3 лет. В него вошли.

Педагогический опыт «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НАЗВАНИЕ РАБОТЫ: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством.

Проект в первой младшей группе «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через использование дидактических игр» Актуальность проекта: Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов,.

Развитие математических способностей дошкольников, посредством дидактических игр и упражнений Методическая разработка: Тема: Развитие математических способностей дошкольников, посредством дидактических игр и упражнений для закрепления.

Развитие сенсорных навыков детей раннего возраста посредством дидактических игр Развитие сенсорных навыков детей раннего возраста (1–3 года) по средствам дидактических игр. Сенсорное развитие ребенка — это развитие.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Опыт работы «Развитие речи дошкольников посредством использования дидактических игр» В 2017-2018 учебном году я приняла детей второй младшей группы. Анализ проведённых наблюдений показал, что речевое развитие детей находится.

Развитие творческих и познавательных способностей дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности "Развитие творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектно-исследовательскую деятельность в ДОУ" Воспитатели.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие интеллектуально-познавательных способностей дошкольников посредством сенсорных дидактических игр
Опубликовано: 15 сентября 2018 в 16:56
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД