татьяна гончарова
Статья. Развитие музыкально-двигательной активности У Детей с Нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Республика Казахстан, г. Семей
Здоровье детей во многом зависит от благополучия нашего общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы.
Публикация «Статья, Развитие музыкально-двигательной активности У Детей с Нарушением зрения» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Статистика здравоохранение показывает, что количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. Выявлено, что среди детей дошкольного возраста ежегодно выявляется все больше детей с нарушением зрения.
Современный подход к организации здоровой среды для дошкольников позволяет создать оздоровительный психологический микроклимат в группе, необходимый для полноценного развития ребенка, так как сохранение здоровья дошкольника задача всего педагогического коллектива. Здоровьесберегающие технологии должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности.
Этот вывод послужил стимулом для внедрения оздоровительных технологий по музыкальному воспитанию, соединяющий традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями. Организованная учебная деятельность по музыкальному воспитанию с использованием этих технологий обеспечивают более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявляют и развивают музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша.
У детей с нарушением зрения невысокая двигательная активность, общая медлительность, повышенная утомляемость и истощаемость. У некоторых детей возникают затруднения в прослеживании движущихся объектов. Кроме того, у детей наблюдаются эмоциональные и поведенческие расстройства, у одних – крайняя зажатость, у других – сильная расторможенность, нарушение координации движений. У тех и у других – аритмичность двигательных актов, трудности зрительно-пространственной ориентировки.
Знание особенностей развития детей с нарушением зрения указывает на актуальность и необходимость коррекционно-оздоровительной работы.
Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми музыка оказывает лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии.
Основным направлением в работе с детьми с нарушением зрения по музыкальному воспитанию является развитие музыкально – двигательной активности, так как музыкально-ритмические упражнения, вокально – двигательные разминки, игры, пляски и танцы позволяют детям с нарушением зрения преодолеть трудности зрительно-пространственной ориентировки.
Исходя из выше сказанного, можно определить основную цель: организация музыкально-оздоровительной работы с детьми с нарушением зрения, обеспечивающей каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей.
Какие же задачи необходимо поставить перед музыкальным руководителем? В первую очередь содействовать сохранению и укреплению здоровья детей, способствовать развитию и коррекции основных видов движений, развивать способность ориентироваться в микро и макропространстве, развивать эмоциональную отзывчивость, развивать воображение, творчество. Воспитывать способность восприятия музыкальных образов и умения выразительно двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом. Для достижения поставленной цели и задач необходимо внедрять и использовать определенные технологии: ритмопластика (музыкально-двигательные упражнения); вокально – двигательные разминки; гимнастика для глаз на основе логоритмики; игры на ориентировку в пространстве.
Работа с детьми, имеющими какие-либо нарушения зрения, вызывает определённые особенности и трудности. На фоне зрительной патологии возникают следующие недостатки, которые приходится учитывать в процессе занятий. Это: скованность движений, малоподвижность, неуверенность, боязнь пространства и другие.
Опыт работы с такими детьми показывает, что рекомендуется строить свою работу по музыкальному воспитанию с учётом особенностей таких детей на основе формирования музыкально – ритмических движений с элементами логоритмики в микро и макропространстве, с широким использованием вокально – двигательных разминок. Использовать при этом современные педагогические технологии, реальные музыкальные инструменты, аудио- и видеоаппаратуру. Большое внимание уделяется на занятиях! и в индивидуальной работе с детьми с нарушением зрения развитию зрительно – двигательной ориентировки в пространстве, обеспечивая условия для лучшего видения за счёт использования цветовых атрибутов, сигналов и ориентиров. Обязательным правилом работы считаем проведение вокально – двигательных разминок, задача которых выполнение зрительной гимнастики, которая включает в себя: упражнения на восстановление зрительной функции, упражнения на снятие зрительного напряжения, упражнения на снятие моторного напряжения и зрительного утомления,
упражнения на укрепление глазодвигательных мышц. Для этого был разработан специальный комплекс вокально – двигательных упражнений с демонстрационным материалом.
В каждой музыкально-оздоровительной организованной учебной деятельности организуется слушание музыки (музыкотерапия, после чего дети показывают свое отношение к музыке (эмоциональный отклик, изображая его в движениях. Целесообразно наблюдать за правильностью не только пантомимики, но и мимики детей. Выражение лица должно соответствовать нужному эмоциональному состоянию.
Например:
- веселье - глаза растянуты, уголки рта приподняты.
-страх - глаза широко раскрыты, брови сведены вместе, рот широко раскрыт.
- гнев, злоба – брови сведены под углом, глаза сужены, углы рта опущены и т. д.
В содержание организованной учебной деятельности входят подвижные игры. Использование игр позволяет активизировать двигательную активность детей, развивает их физические качества. Через организацию коммуникативных игр - танцев, у детей развиваются навыки общения, сочувствия к партнеру, формируется положительная самооценка, нравственные качества, что очень важно и для социализации детей с нарушением зрения.
Для учета и выявления усвоение ребенком программного материала, нами разработаны и заведены карточки, где охватываются все виды деятельности. На этой основе строится и проводится коррекционная работа из специально подобранных игр и упражнений, даются общие рекомендации для воспитателей и педагогов.
Методика проведения организованной учебной деятельности отличается от той, которая применяется в массовом детском саду. Так, разучиваемые упражнения следует показывать детям с близкого расстояния, детям с очень низкой остротой зрения надо повторить показ неоднократно: если этого недостаточно для успешного его выполнения ребенком, применяют совместное выполнение. Воспитатель принимает активное участие в процессе музыкальной деятельности, помогает детям правильно выполнять ритмические и музыкальные движения. Так, для лучшего усвоения ребенком ритма движения, воспитатель, взяв ребенка за руку, движется вместе с ним.
Специфичность проведения организованной учебной деятельности по музыкальному воспитанию с детьми, имеющими нарушение зрения, заключается также и в том, что музыкальный руководитель использует подробные словесные объяснения разучиваемых движений, чаще обращается к чувственному восприятию детей, связывая их с воспринимаемой музыкой. У детей формируют музыкальные образы, опирающиеся на конкретные явления окружающей действительности, связанные с конкретными предметами и действиями, знакомыми детям.
Так же рекомендуется, максимально использовать разнообразную атрибутику: ленты, мячи, обручи, султанчики, искусственные цвет, флажки, платочки. При разучивании песен или движений, при знакомстве с музыкальными произведениями необходимо использовать красивые яркие дидактические игрушки, крупный иллюстрационный материал, демонстрационные картины.
Учитывая нарушения пространственной ориентировки и координации движений у дошкольников со зрительной патологией, необходимо уделять некоторое время обучению детей перестроениям в колонну, в пары, в круг, учить свободно передвигаться по залу в различных направлениях; делать различные перестроения. Подобные упражнения следует проводить с постепенным усложнением, учитывая возраст и зрительно-двигательные возможности детей.
Большое значение для компенсации зрительной недостаточности имеет формирование у детей чувства ритма. Детей следует учить передавать ритм хлопками, топаньем, ударами в барабан, бубен, с помощью металлофона, погремушек, колокольчиков, ложек, трещоток и т. д. начинать следует с обучения детей передачи простейших ритмических рисунков, постепенно их усложняя.
С детьми, испытывающими трудности овладения музыкально-ритмическими движениями и восприятия музыки, проводят индивидуальные занятия, на которых отрабатывают наиболее трудные для детей элементы музыкальных упражнений.
Преодоление недостатков психофизического развития средствами музыкально-эстетического воспитания и составляет одну из главных наших задач. В процессе музыкальной деятельности ребёнок постепенно приобретает музыкальный опыт. Как хочется надеяться, что он откроет для себя этот удивительный мир музыки, который может рассказать ему о многом: о красоте чувств, о переживаниях, мыслях, о яркости эмоций. Ведь музыка может помочь рассказать нам о красоте нашего большого мира.
Работа по развитию музыкально – двигательной активности с применением здоровьесберегающих технологий позволяет детям с нарушением зрения преодолевать трудности зрительно – пространственной ориентировки, способствует повышению работоспособности организма, укреплению и сохранению здоровья, коррекции двигательных нарушений и недостатков физического развития, помогает управлять темпом движений и подчинять свои движения музыке.
Знание возрастных и специфических особенностей развития детей со зрительной патологией позволяет предотвратить опасность одностороннего диспропорционального развития психических функций, наиболее тесно связанных со зрением и определяющих чувственное познание.
ЛИТЕРАТУРА
Арсеневская О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения // Волгоград: Учитель, 2011.-204 с.
Плаксина Л. И. Программа специальных (коррекционных) ОУ 4 вида (для детей с нарушением зрения) Коррекционная работа в детском саду //М. : Издательство «Экзамен», 2003. – 256 с.