Получи документы

Развитие мышления в дошкольном возрасте

Наталья Десятскова
Развитие мышления в дошкольном возрасте

Этапы развития мышления

Как и в любой сфере развития личности, мышление ребенка проходит несколько стадий формирования. В психологии принято определять три стадии развития мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Публикация «Развитие мышления в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Для малыша, который познает мир с помощью активной работы всех органов чувств, основой получения информации являются двигательный и осязательный каналы восприятия. Маленький ребенок в период раннего детства (1-3 года) буквально «думает руками». От работы рецепторов этих каналов зависит не только их собственная информация, но также и активность других видов восприятия, остальных органов чувств. Что это значит? Например, зрительное восприятие малыша еще не совершенно, его возможности, по сравнению со зрением взрослого человека, несколько ограничены. Ребенок не понимает перспективы – ему кажется, что если высотный дом еле виден на горизонте, то он очень маленький. Он еще не всегда может понять трехмерность вещей. Малыш не понимает зрительных иллюзий – например, хочет дойти до горизонта или потрогать радугу. Изображение для него – особое состояние предмета, он не верит, что изображенное не существует на самом деле. В этом детское восприятие напоминает первобытного человека. Увидев злого персонажа в книге сказок, ребенок закрывает от него руками «доброго молодца», и так далее. Все, что ребенок видит, он хочет потрогать, подействовать с этим предметом, испытать его. И чем больше действий он совершает с вещью, тем лучше воспринимает ее свойства. Тем лучше работает у него не только двигательный и осязательный, но и зрительный канал восприятия.

1)Наглядно-действенное мышление – это метод «проб и ошибок». Получая новый предмет, ребенок первым делом старается взаимодействовать с ним – попробовать на зуб, трясет, стучит им по полу, вертит со всех сторон. В своей книге «Ребенок учится говорить» М. Кольцова приводит в пример интересный эксперимент: двум группам малышей, начинавшим говорить первые слова, показывали некоторые предметы, для запоминания новых слов. В одной группе давали поиграть с предметами, в другой – только показывали и называли. Дети из первой группы намного быстрее и лучше запоминали названия новых для них предметов и вводили их в речь, нежели во второй группе.

Каждый увиденный объект для ребенка – новая головоломка, которую нужно «разобрать», а потом «собрать». Единственное, что его интересует в раннем детстве – что можно сделать с этим? Поэтому так опасно увлечение новомодными методиками, предлагающими обучение в раннем детстве, попытки развивать у малышей логику или основы аналитического мышления. Чем же заниматься с малышом? Почаще включать его в любую бытовую деятельность, пусть участвует во всех маминых делах – моет посуду, вытирает пыль, подметает. Конечно, от такой "помощи" маме иногда приходится больше убирать, но ведь учение всегда идет путем проб и ошибок! Именно в период раннего детства ребенок познает мир в деятельности так активно, как никогда позднее. И для освоения пространства, понимания взаимосвязи вещей ему нужно как можно больше совершать настоящих, осмысленных действий, подражая взрослым, а не перекладывая детали специальной "развивающей" игры. Также полезно возиться с различными субстанциями – песком, водой, снегом. Впрочем, множество фактур можно найти и дома, без всяких специальных занятий – разные крупы, лоскутки тряпочек, посуда и всевозможные обычные бытовые вещи. В плане творческого развития ребенок сейчас проходит период знакомства с материалами, где ему нужно предоставить полную свободу и пока не ожидать никаких "поделок" и любых других результатов.

2) Наглядно-образное мышление. Роль фантазии в развитии мышления. Игра как ведущая деятельность.

Второй этап развития мышления наступает примерно в 3-4 года и длится до 6-7 лет. Теперь мышление ребенка наглядно-образное. Он уже может опираться на прошлый опыт – горы вдалеке не кажутся ему плоскими, чтобы понять, что большой камень - тяжелый, ему необязательно взять его в руки – его мозг накопил много сведений от различных каналов восприятия. Дети постепенно переходят от действий с самими предметами к действию их образами. В игре ребенку уже необязательно использовать предмет-заместитель, он может представить себе «игровой материал» - например, «поесть» из воображаемой тарелки воображаемой ложкой. В отличие от предыдущего этапа, когда для того, чтобы подумать, ребенку было необходимо взять предмет в руки и взаимодействовать с ним, сейчас достаточно представить его.

В этот период ребенок активно оперирует образами – не только воображаемыми в игре, когда вместо кубика представляется машинка, а в пустой руке "оказывается" ложка, но и в творчестве. Очень важно именно в этом возрасте не приучать ребенка к использованию готовых схем, не насаждать собственные представления. В этом возрасте развитие фантазии и умения генерировать собственные, новые образы служат залогом развития интеллектуальных способностей – ведь мышление образное, чем лучше ребенок придумывает свои образы, тем лучше развивается мозг. Многие думают, что фантазия – это пустая трата времени. Однако от того, насколько полно развивается образное мышление, зависит его работа и на следующем, логическом, этапе. Поэтому не стоит волноваться, если ребенок в 5 лет не умеет считать и писать. Гораздо хуже, если он не умеет играть без игрушек (с песком, палочками, камушками и т. п.) и не любит заниматься творчеством! В творческой деятельности ребенок пытается изображать свои придуманные образы, ищет ассоциации с известными предметами. Очень опасно в этот период "обучать" ребенка заданным образам – например, рисование по образцу, раскрашивание, и т. п. Это мешает ему создавать собственные образы, то есть, мыслить.

3) Словесно-логическое мышление и его связь с предыдущими этапами.

В период раннего и дошкольного детства ребенок впитывает звуки, образы, запахи, двигательные и тактильные ощущения. Затем происходит осмысление накопленного материала, переработка поступившей информации. К концу дошкольного периода у ребенка хорошо развита речь, он уже владеет абстрактными понятиями и может самостоятельно обобщать. Так постепенно (примерно с 7 лет) происходит переход на следующую ступеньку развития мышления – оно становится словесно-логическим. Речь позволяет мыслить не образами, а понятиями, структурировать и обозначать информацию, полученную с помощью органов чувств. Уже в 3-4 года ребенок пытается классифицировать известные предметы, например: и яблоко, и груша – фрукты, и стул, и стол – мебель. Он часто сопровождает свои действия комментариями, задает бесконечное множество вопросов, для него называние предмета – обозначение его существования. Но речь еще не стала инструментом мышления, она только вспомогательный инструмент. К младшему школьному возрасту слово для ребенка становится абстрактным понятием, а не связанным с конкретным образом. Например, для малыша трех лет "диван" – это лишь известный ему диван, стоящий в его гостиной. У него еще нет обобщения и абстрагирования от конкретного образа. Дети 7-8 лет уже могут отвлечься от конкретного образа и выделять основные понятия. Ребенок самостоятельно определяет существенные признаки предмета или явления, относит новый предмет к известным ему категориям, и, наоборот, наполняет новую категорию соответствующими понятиями. Дети способны оценить настоящую величину объекта (десятиэтажный дом на горизонте не кажется им крошечным). У них формируются причинно-следственные связи, общие характеристики явлений и предметов. Они способны производить действия без опоры на образы. Но, как бы нам, взрослым – родителям и педагогам – не казалось совершенным словесно-логическое мышление, не стоит торопиться и формировать его у дошкольника искусственно. Если ребенку не дать полностью насладиться игрой с образами, учить его мыслить логически в период, когда он еще не готов к этому, результат получается прямо противоположный. Предельно схематическое, слабое мышление, формализм и безынициативность встречаются как раз у тех детей, которые прошли серьезную школу "раннего развития", как теперь модно называть механическое обучение малышей. В том возрасте, когда мозг готов оперировать яркими образами, ему подносили сухие схемы, не давая насладиться всем богатством красок, вкусов и запахов этого мира. Все хорошо вовремя, и ребенок обязательно пройдет все стадии развития мышления, пусть же каждая из них даст ему все, что возможно только в определенный период.

Упражнения для развития мышления

Что лишнее?

Перед ребёнком нужно разложить несколько картинок со знакомыми для него предметами. Их можно сделать самостоятельно или воспользоваться карточками детского лото. Можно выбрать, например, такую группу предметов: конфету, яблоку и книгу. Ребёнку предстоит проанализировать данные предметы и правильно их классифицировать. Первые два предмета можно съесть, но не книгу, поэтому последняя и окажется лишней в этой группе.

Что в мешке?

Эта игра полезна для тренировки у ребёнка навыков синтеза и анализа. Если ребёнок ещё слишком мал и говорит пока с трудом, то роль ведущего должен взять на себя взрослый. Итак, ведущий выбирает из детского лото картинку и, не показывая её ребёнку, начинает словесно описывать имеющееся на ней изображение. Конечно, он не может называть и сам предмет прямо. Ребёнок, слушая предложенное описание, должен догадаться, что на этой картинке изображено. Когда малыш подрастёт примерно до 5 лет, то с ним можно меняться ролями, чтобы уже ребёнок пытался описывать то, что видит на картинке, а взрослый должен понять, о чём идёт речь. В последнем случае у ребёнка больше тренируются навыки связной речи.

Найди пару

Эта задача для тренировки сравнения и анализа. Для неё потребуются два одинаковых набора детского лото. Ведущий игрок (возможно, ребёнок) берёт карточку и описывает её другим игрокам, не показывая её. Другие игроки анализируют полученную информацию и находят в своём наборе ту карточку, которая, по их мнению, соответствует описанию ведущего. Затем карточки сравниваются – если они одинаковые, то эта пара выводится из игры, а дети продолжают игру с оставшимися карточками.

Что это?

Игра на обобщение, сравнение, анализ. Нужно предложить ребёнку с помощью обобщающего слова охарактеризовать следующие словарные ряды:

• ложка, тарелка, нож, стакан;

• яблоко, слива, банан, апельсин;

• аист, воробей, голубь, гусь;

• собака, кошка, корова, овца;

• тюльпан, роза, мак, ландыш.

Можно самостоятельно придумать множество разных словарных рядов, постепенно усложняя задания, переходя от простейших предметов к более сложным понятиям природных явлений, времён года, человеческих ощущений и т. д.

Для того чтобы рассчитывать на успешное развитие мышления у детей в дошкольном возрасте, необходимо добиться того, чтобы он успешно освоил и научился свободно пользоваться перечисленными выше мыслительными операциями. Направленные на их тренировку игры и занятия не только обеспечат интеллектуальное развитие малыша, но и позволят гармонично развиваться его личности в целом. Ведь именно развитое мышление отличает людей от прочих животных.

Публикации по теме:

Развитие воображения в дошкольном возрасте Развитие воображения в дошкольном возрасте Ранний возраст-замечательное время для развития воображения. Ребенок уже в 1,5 года узнает изображение.

Факторы, влияющие на развитие культуры поведения в дошкольном возрасте Факторы влияющие на развитие культуры поведения в дошкольном возрасте. Воспитание культуры поведения является одной из главных задач морального.

Физическое развитие в младшем дошкольном возрастеФизическое развитие в младшем дошкольном возрасте Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических потребностей детского организма, является условием его нормального.

Из опыта работы «Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте» «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ». В период дошкольного детства важное значение для психического развития приобретает становление.

Консультация для родителей «Развитие речи детей в дошкольном возрасте» (5–6 лет) Речь – инструмент развития высших отделов психики. Обучая ребенка речи, вы одновременно развиваете его интеллект. Развитие интеллекта –.

Консультация для воспитателей «Развитие воображения в дошкольном возрасте» Консультация для воспитателей: «Развитие воображения» Слайд 2: «Все мы родом из детства»… Эти прекрасные слова А. Сент-Экзюпери как нельзя.

Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие речи в дошкольном возрасте» Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании.

Развитие познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте .

Развитие представлений об окружающем мире и о себе в младшем дошкольном возрасте Ребенок приходит в мир и живет в интересном и таком непонятном загадочном окружении людей, предметов, явлений. Как его познать? Научиться.

Консультация «Развитие творческой речевой деятельности в старшем дошкольном возрасте» Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мышления в дошкольном возрасте
Опубликовано: 21 апреля 2018 в 21:14
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД