Надежда Сергеевна Быкова
Развитие речи средствами театральной деятельности в ДОУ
Развитие речи средствами театральной деятельности в ДОУ.
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству.
Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые»
Публикация «Развитие речи средствами театральной деятельности в ДОУ» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Консультации для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
(В. А. Сухомлинский).
Аннотация. В статье подробно объясняется, как театральная деятельность помогает в развитии речевых навыков:
- Игровые ситуации и ролевые игры — вовлечение детей в процесс через исполнение ролей.
- Чтение и инсценировка сказок — использование литературных произведений для улучшения речевых навыков.
- Импровизация и создание собственных историй — способствование креативности и речевому развитию через творчество.
- Как театральные практики могут быть внедрены в ежедневные занятия и взаимодействия с детьми.
- Оценка результатов, достижения детей в речевом развитии и улучшение их уверенности и коммуникативных навыков.
Ключевые слова: театральная деятельность, развитие речи, дошкольный возраст, игровая форма, инсценировка, творчество, коммуникативные навыки, литературные произведения, взаимодействие с детьми, креативность.
Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная деятельность.
Театральная деятельность является не только увлекательным, но и эффективным способом развития речи у детей дошкольного возраста. В нашем детском образовательном учреждении мы активно используем театрализованные занятия, которые способствуют развитию творческих способностей, воображения и, конечно же, речевых навыков наших воспитанников.
Основные цели театральной деятельности в ДОУ:
1. Развитие речевых навыков: Умение правильно произносить слова, знать художественные и разговорные стили речи.
2. Расширение словарного запаса: Знакомство с новыми словами и фразами через текст спектаклей, сказок и инсценировок.
3. Формирование коммуникативных навыков: Развитие умения работать в команде, слушать и слышать друг друга.
4. Эмоциональное воспитание: Формирование умения выражать свои чувства и эмоции через актерское мастерство.
Методы и подходы:
В рамках театральной деятельности мы применяем различные методы и подходы:
- Инсценировки: Воспитанники инсценируют известные сказки и рассказы, что помогает им не только развивать речь, но и понимать сюжеты и персонажей.
- Кукольный театр: Использование кукол привлекает внимание детей и позволяет им экспериментировать с речью, стараясь донести эмоциональную нагрузку персонажей.
- Театрализованные игры: Ролевые игры, где дети берут на себя роли различных персонажей, способствуют развитию диалогической речи и креативности.
Практический опыт:
На протяжении учебного года мы проводим регулярные театрализованные занятия. Одним из успешных проектов стала инсценировка сказки "Репка". Мы начали с обсуждения сюжета, определения характеров персонажей и написания небольших диалогов. Затем дети самостоятельно создавали костюмы и реквизит, что еще больше увлекло их в процесс.
Результаты были впечатляющими: дети не только легче запоминали текст, но и уверенно выступали перед аудиторией. Мы заметили, что у них значительно улучшилось произношение, расширился словарный запас, а также возросла уверенность в своих силах.
Для оценки эффективности театрализованной деятельности в ДОУ можно использовать следующие методы:
1. Наблюдение за детьми в процессе организованной и самостоятельной деятельности, изучение их речевых умений во время театрализованной деятельности. Можно отметить, например, свободно ли дети пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей, умеют ли вступать в контакт со взрослыми и сверстниками.
2. Проведение театрализованных представлений с участием детей. Важно убедиться, что задачи и содержание постановок соответствуют возрасту детей, в развлечения удачно включается музыкальный, песенный, танцевальный репертуар.
3. Анализ предметно-развивающей среды. Нужно проверить, есть ли театрализованные центры, соответствуют ли они программным и возрастным требованиям
4. Изучение взаимодействия с родителями. Можно провести интервью с родителями и узнать, проявляют ли дети творчество в играх, инсценировках, рисовании, пении, лепке. Также важно выяснить, как родители оценивают творческий потенциал детей после участия в постановках
5. Оценка профессиональных знаний и умений педагогов. Нужно убедиться, что педагоги владеют знаниями о методах, приёмах и формах работы по театрализованной деятельности.
По результатам оценки можно сделать вывод об эффективности работы педагогов в развитии творческих способностей детей, о развитии эмоциональной, выразительной речи, о способности детей свободно и раскрепощённо держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками.
Выводы
Театральная деятельность в ДОУ является мощным инструментом для развития речи у детей. Она способствует не только обучению, но и развитию творческого мышления, эмоционального интеллекта и социальных навыков. Наша практика показывает, что вовлечение детей в театрализованный процесс это эффективный способ в развитии речи у дошкольников. Постановки литературных произведений процесс увлекательный и вдохновляющий, что, в свою очередь, формирует у них любовь к литературе и культуре с раннего возраста.
Мы уверены, что театральная деятельность будет продолжать оставаться важной частью нашего образовательного процесса, обогащая жизнь детей и помогая им, расти уверенными и выразительными личностями.
Литература:
1. Гусева, Е. В. Драматизация и ее влияние на развитие речи детей / Е. В. Гусева. — Москва : Просвещение, 2021. — 150 с.
2. Ковальчук, И. Г. Театральная педагогика в системе дошкольного образования / И. Г. Ковальчук. — М. : РЕФЛ-бук, 2019. — 224 с.
3. Лебедева, Н. А. Роль театральной игры в развитии коммуникативных умений детей / Н. А. Лебедева. — СПб : Петербургское Восточное Издательство, 2020. — 180 с.
4. Петренко, О. В. Методики формирования речевой культуры у детей / О. В. Петренко. — Ярославль : ЯГПУ, 2018. — 135 с.
5. Симонова, В. С. Игровые технологии в дошкольном образовании / В. С. Симонова. — Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2021. — 160 с.
6. Тимофеева, Л. И. Творчество молодых педагогов: театральные техники и игры / Л. И. Тимофеева. — Казань : Казанский государственный университет, 2017. — 112 с.
7. Шмидт, А. Б. Импровизация в детском театре: образовательные подходы / А. Б. Шмидт. — Екатеринбург : Урал Групп, 2022. — 140 с. [/i]
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Быкова Н. С., старший воспитатель МБДОУ «Тевризский детский сад №4».