Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР посредством мнемотехники

Ольга Аршинова
Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР посредством мнемотехники

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день актуальна, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. А владение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. "Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи". /Ушакова О. С. /

Также надо отметить, что развернутая связная речь теряет свою значимость, т. к. появились другие эталоны речи, которыми пользуются современные дети. Это фразы поп-звезд, героев боевиков, телевизионной рекламы, третьесортных мультфильмов и разнообразных реалити - шоу. Альтернативы такому речевому поведению, а следовательно, всему ходу речевого развития, никто не предлагает. И взрослые не имеют ничего против. Поэтому тема выбранная мной является актуальной, так как заботиться о правильности речи ребенка надо начинать как можно раньше.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста преобладающим типом памяти является образная память, запоминание информации у них происходит непроизвольно, т. е. лучше всего в этом возрасте запоминаются события, предметы и явления, которые максимально близки детскому жизненному опыту. Попытка ребенка запомнить абстрактную информацию, не подкрепленную наглядностью, вряд ли будет успешной, если не обратится к мнемотехнике. Мнемотехника— совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).Использование мнемотехники позволяет упростить запоминание, развить ассоциативное воображение и мышление, а также повысить внимательность. Символы максимально приближают к речевому материалу.

Работа по развитию связной речи детей с ОНР ведется по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

в-третьих, применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.

Работу по формированию речи у дошкольников проводится комплексно, по следующим направлениям:

- коррекция звукопроизношения;

- формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук – слово – предложение – текст);

- формирование лексико-грамматических категорий;

- формирование связной речи;

Искусством памяти интересовались и занимались многие известные ученые и исторические деятели: Цицерон написал один из первых сохранившихся трудов по мнемонике, Аристотель обучал этому искусству своего ученика Александра Македонского, феноменальной памятью, основанной на приемах запоминания, обладали Юлий Цезарь и Наполеон Бонапарт, изучал и преподавал мнемотехнику Джордано Бруно.

В настоящее время виды мнемонической техники постоянно развиваются и совершенствуются. Вплотную занимаются этим Зиганов Марат Александрович, доктор педагогических наук (МАН, профессор Европейского университета права, директор Школы рационального чтения, основатель Ломоносовской школы; Козаренко Владимир Алексеевич, преподаватель курса мнемотехники Школы рационального чтения. Авторы удостоены медали Кембриджа и включены Кембриджским биографическим центром в число выдающихся ученых XX века по направлению «Развитие интеллектуальных способностей. По их мнению,метод эффективного запоминания может усвоить и использовать любой человек, желающий совершенствовать себя. Возможности мозга человека огромны, ученые полагают, что вся воспринимаемая нами информация сохраняется. Бывает лишь затруднён к ней доступ и последующее извлечение из недр нашего сознания. Процессом запоминания можно управлять сознательно с помощью специальных мыслительных преобразований. Актуальность и значимость работы в данном направлении определяется все возрастающим объемом информации, который необходимо усвоить современному дошкольнику за весьма ограниченное время.

Мнемотехника в дошкольной педагогике представлена следующими авторами: Воробьева В. К. (сенсорно-графическая схема, Глухов В. П. (блок-квадрат, Ткаченко Т. А. (предметно-схематическая модель, Ефименкова Л. Н. (схема составления рассказа, Большева Т. В. (коллаж). При обучении детей составлению рассказов-описаний я пользуюсь схемами Ткаченко Т. А. и сенсорно графической схемой Воробьевой В. К., которые беру за основу, но изменяю и совершенствую их. В течение нескольких лет я использую в работе по обучению старших дошкольников с ОНР связной речи приемы мнемотехники.

Работая с детьми, страдающими различными речевыми патологиями, я заметила, что они без радости включаются в учебную деятельность, и как правило, у таких детей недостаточно развита память, снижено внимание. Не так подвижны психические процессы. Поэтому дети не проявляют интерес к поисковой деятельности и с трудом планируют любые ее виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин дети с речевой патологией не любят учить стихи. Пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приемами методами запоминания. Все это вызывает у них трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции. Моя многолетняя практика показывает,ч то детям с нарушениям речи необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс становления у ребенка развернутого речевого высказывания. Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными задачами. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращают время обучения. Использование опорных рисунков для обучения пересказу, составлению рассказов увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи у детей с ОНР. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадыванию загадок, заучиванию стихов. Мнемотехника помогает развивать зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Возможность использования интеграции образовательных областей. Используются имеющиеся методические и дидактические средства, не требующие финансовых затрат. Проявляются и реализуются потенции ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, ребенок не испытывает давление со стороны педагога. Технология мнемотехники универсальна - может использоваться педагогами всех возрастных групп.

Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей. Из всего выше сказанного можно сделать вывод: связная речь детей с ОНР значительно улучшилась, расширился и обогатился словарный запас, дошкольники последовательно и выразительно стали предавать готовый текст без помощи взрослого; самостоятельно составляют описательный или повествовательный рассказ, используя мнемотехнику; развивают сюжетную линию в соответствии с содержанием, соединяют отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. Дети научились преобразовывать абстрактные символы в образы составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции. У дошкольников сформировались целостное восприятие окружающего мира, навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми с ОНР, так и в работе с детьми массовых групп детского сада. Мнемотехника расширяет представление детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.

Публикации по теме:

Использование сказочных персонажей на логопедических занятиях, или Сказка из пластилинаИспользование сказочных персонажей на логопедических занятиях, или Сказка из пластилина Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным.

Наглядное моделирование как прием развития речи детей Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР посредством мнемотехники
Опубликовано: 24 декабря 2014 в 21:04
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День санок на МААМ

«Вот моя деревня, вот мой дом родной. Вот качусь я в санках по горе крутой», – стихотворение Ивана Сурикова «Детство» известно всем и каждому. Не только у Ивана Захаровича детство ассоциировалось,...

7 декабря. Праздник новогоднего декора на МААМ

Елка, Дед Мороз со Снегурочкой, снежинки и мандарины — обязательные атрибуты нашего новогоднего праздника. В России все любят Новый год, поэтому и принято его отмечать с размахом. В предновогоднюю пору...

Конспект занятия «Животные моего края» в подготовительной группе
Задачи. Дать представление детям о том, что лес, как большой дом, имеет несколько ярусов-этажей, каждый из которых дает кров и пищу разным его обитателям....
Социально значимая акция «Засветись в темноте»
2 декабря в ДОУ было организовано мероприятие по ПДД для воспитанников подготовительной группы «Стань заметней в темноте», Организаторы мероприятия, педагоги...
Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ. ЦЕЛЬ здоровьесберегающих технологий - обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых...