Александра Костенко
Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОО
Костенко Александры Александровны, Сироштаненко Т. Г.
АНАПСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Научный руководитель
Доцент кафедры П. П. О. А. Ф. М. П. Г. У. Сироштаненко Т. Г.
Публикация «Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция сентябрь 2017
В списке обновленных ценностей современного постиндустриального сообщества, творческое отношение к продуктам деятельности человека выводится на одно из главенствующих мест. Творческое мышление и детское творчество, созданные и функционирующие в рамках детского образовательного пространства, синкретичны по своей сути. Цель современного дошкольного образования – формирование базиса личностной культуры человека, основанной на творчески-преобразующем, осознанном отношении к окружающему миру.
Дошкольное детство – этап, имеющий особое значение для будущего развития личности, вследствие этого перед дошкольной педагогикой стоит задача поиска путей, способствующих развитию детского творчества.
Исследование также актуализируется требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от «17» октября 2013 г. № 1155) в котором делается акцент на развитие продуктивной деятельности и детского творчества детей [7].
Предполагается, что ребенок:
– сможет применять самостоятельно усвоенные способы деятельности и знания для решения новых задач,
– сможет преобразовывать способы решения задач.
– сможет предложить свой личный замысел и воплотить его в рассказе, стихотворении, рисунке, постройке.
Методологической основой исследования являются концепции: о творческом развитии мышления (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Н. Н. Поддьяков, А. В. Запорожец); по проблеме развития творческого мышления принадлежат Д. Б. Богоявленской, Я. А. Пономарёву, В. Н. Дружинину, И. Я. Лернеру. Творческое мышление изучалось в рамках психометрического подхода (Дж. Гилфорд, Э. П. Торренс и др.).
Творческое мышление – один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Творческое мышление отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением [8].
В своём исследовании мы основываемся на показателях, которые характеризуют творческое мышление – беглость, гибкость и оригинальность мысли.
Беглость включает в себя два компонента: точность выполнения задания и легкость мышления, то есть быстрота переключения текстовых заданий.
Гибкость мыслительного процесса – это переключение с одной идеи на другую. Способность найти несколько различных путей решения одной и той же задачи.
Оригинальность – минимальная частота данного ответа к однородной группе.
Психологи и педагоги, которые занимаются анализом программ дошкольного воспитания, отмечают, что в них практически не содержатся специальные меры, способствующие последовательному и систематическому развитию детского творческого мышления. В данных условиях оно развивается в основном стихийно, в результате часто не достигает даже своего среднего уровня развития. Из всего этого следует, что в детских образовательных организациях необходимо проводить специальную работу, направленную на развитие творческого мышления детей, тем более что дошкольный возраст – сензитивный период для развития данного процесса.
Развитие творческого мышления связано с развитием воображения. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность, превращается в творчески её преобразующее. Воображение соединяется с мышлением, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию. Оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование. Деятельность детей в результате приобретает осознанный, направленный характер.
Значительные возможности для развития творческого мышления детей имеют изобразительная деятельность, музыка, музыкально-двигательное творчество, сюжетно-ролевые и развивающие игры, рассказывание (словесное творчество, конструирование, а также специальная теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Экспериментальная работа проводилось нами в старших группах МБДОУ детский сад № 20 ст. Варениковской Крымского района с сентября 2014 года по май 2015 года.
Экспериментальной стала группа детей 5,1 – 5,7 лет в количестве 20 человек. Контрольной стала группа детей в возрасте 5,2 – 5,8 лет из этого же детского сада в количестве 20 человек.
Для определения уровня развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста мы использовали следующие методики:
1. Методика «Тест дивергентного (творческого) мышления Вильямса».
2. Методика выявления уровня креативности В. Н. Дружинина, Н. В. Хазратовой, основанная на стандартизированном наблюдении игры дошкольников в условиях минимальной регламентации и максимальной доступности среды. С помощью данной методики мы выявляли уровень развития продуктивного и мотивационно-личностного показателей креативности.
3. «Краткий вариант теста творческого мышления П. Торренса. Диагностика вербальной креативности».
Результаты исследования на констатирующем этапе эксперимента показали, что уровень развития творческого мышления практически одинаковый. Количество детей с высоким уровнем развития творческого мышления в экспериментальной и контрольной группах составило 15% и 20% соответственно, со средним 55% и 60%, с низким 30% и 20%.
На основании результатов, полученных в ходе проведения первой части исследования мы можем сделать следующие выводы: наблюдается тенденция преобладания среднего уровня развития творческого мышления в контрольной группе по сравнению с экспериментальной и низкого уровня в экспериментальной по сравнению с контрольной группой.
На формирующем этапе эксперимента нами была апробирована, составленная «Программа развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста».
Занятия в экспериментальной группе проводились, с сентября 2014 г. по май 2015 г., по одному занятию в неделю. Программа содержит 32 занятия, временная протяженность каждого – 30 минут (академический час) в вечернее время (после сна).
На контрольном этапе исследования, нами была проведена повторная диагностика детей экспериментальной и контрольной групп по методикам: «Тест дивергентного (творческого) мышления» Вильямса, методика выявления уровня креативности В. Н. Дружинина, Н. В. Хазратовой, «Краткий вариант теста творческого мышления П. Торренса. Диагностика вербальной креативности». Количество детей с высоким уровнем развития творческого мышления в экспериментальной и контрольной группах составило 15% и 20% соответственно, со средним 75% и 60%, с низким 10% и 20%.
Контрольный этап эксперимента показал, что в экспериментальной группе уровень развития творческого мышления повысился на 20%. Показатели уровня развития творческого мышления у респондентов контрольной группы увеличились незначительно.
Проведённая нами работа показала положительные результаты по развитию показателей, характеризующие творческое мышление : беглости, гибкости и оригинальности мысли. Дети научились продуцировать большое количество разнообразных идей, отличающихся от очевидных, банальных, переходить от одного аспекта проблемы к другому, используя разные стратегии решения проблем.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста будет способствовать комплексное использование различных средств в условиях специально организованного группового обучения, нашла свое подтверждение.
Опыт работы по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста может быть использован методистами дошкольных образовательных организаций при составлении основной образовательной программы и педагогами при разработке ее вариативной части.
Список использованной литературы:
1. Дружинин, В. Н Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. – 3- е изд., перераб. и доп. – СПб. : Питер, 2008. - 368 с.
2. Ермолаева-Томина, Л. Б. Психология художественного творчества : учеб. пособие /Л. Б. Ермолаева-Томина. - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Академический Проект, 2005. – 304 с.
3. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2012. – 433 с.
4. Котова, Е. В. Развитие творческих способностей дошкольников / Е. В. Котова, С. В. Кузнецова, Т. А. Романова. – М. : Сфера, 2010. – 128 с.
5. Немов, Р. С. Психология. В 3 книгах. Книга 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. - 6-е изд – М. : Юрайт, 2013. – 687 с.
6. Тихомиров, О. К. Психология мышления / О. К. Тихомиров. – М. : Академия, 2008. – 288 с.
7. https://bda-expert.com/2015/01/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya-minobrnauki/
8. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь /Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2010. – 800 с.