Наталья Бородина
Статья «Развиваем речь ребенка через игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Развиваем речь ребенка через игры
Развиваем речь ребенка через игры
Детей, имеющих недостатки речи, на сегодняшний день много. И в большинстве случаев виноваты в этом родители. Они мало разговаривали с грудничком, не пели ему колыбельных песен, не развивали слуховое внимание, ограничивали в движениях, поздно начинали приобщать к твердой пище. Слышащий ребенок воспринимает правильную речь матери, начинает говорить в 14-18 месяцев со дня рождения. У разных детей развитие речи может протекать по-разному. У одних довольно медленно формируется высказывание из 2-4 слов, зато такие малыши примерно к одному году восьми месяцам овладевают произношением почти всех звуков родного языка. У другой группы ребят бурно развивается мелодика речи, они произносят длинные фразы, многие звуки не выговаривают. В таких случаях только мама может разобрать, что сказал малыш. Замечено, что девочки начинают говорить раньше мальчиков, вероятно, это обусловлено их более пластичной нервной системой. К 1,5 годам возникает период вопросов, в активном словаре уже до 30-35 слов. А к 2-м годам словарь малыша достигает около 300 слов. Он активно употребляет наречия, прилагательные, глаголы. На третьем году жизни ребенок усваивает первые грамматические формы, выстраивает многословные фразы и предложения с предлогами.
Публикация «Статья „Развиваем речь ребенка через игры“» размещена в разделах
Основное формирование речи заканчивается, но ее совершенствование продолжается на 4 и 5 году жизни. Это период вопросов «почему»» и «зачем?». Словарный запас и в целом система словообразования формируются в семье и складываются к 7-ми годам, достигая 3000 слов. Дальше ребенок будет добирать новые слова за счет прочитанных книг, услышанного или увиденного в жизни. Просите чаще рассказывать ребенка об увиденном или попросите поделиться своими впечатлениями. На протяжении всего развития ребенка очень важно показывать пример речи своим образцом. Мы знаем, что с самых первых дней внимание малышей обращается на ближайшее окружение: мир предметов и явлений, взаимоотношений – всё то, с чем сталкивается ребенок дома, в детском саду и на улице. Прежде всего, детям предлагаются натуральные предметы, действия и явления для наблюдения или в них: игры с картинками, игрушками, наборы и все это оречевляется.
В работе по картинкам правильно поставленный вопрос заставляет ребенка находить слова для обозначения качеств и свойств предмета, но это не значит, что он будет вскоре использовать их в своей речи. Сначала он будет их копить в памяти, а лишь взрослея и узнавая значение слов, будет использовать их. С целью активизации словаря новые для детей слова следует повторить в сочетании с другими словами. Повторяя слова несколько раз, малыш его запоминает и начинает употреблять самостоятельно. Таким образом, они из пассивного словаря переходят в активный. Очень важно при подборе словесных и дидактически игр учитывать возрастные особенности ребенка. В период формирования словарного запаса важно грамотно строить взаимодействие с ребенком, продумывать, о чем спросить, как объяснит; где, когда и в какие игры играть. Начинать предлагается с игр названий предмета.
«Поваренок»
Взрослый предлагает ребенку догадаться из чего приготовлены соки, варенье и компоты. Например, «Этот сок сделан из слив, он сливовый, а варенье из слив – сливовое».
«Посчитай»
Взрослый предлагает сосчитать сколько предметов нарисовано. При счете надо обязательно следить за правильным и четким произнесением окончаний. Например: «Одно платье, два, три, четыре, пять платьев. Много чего? Много платьев». Добиваясь полного ответа.
«Кто как передвигается?» (игра с мячом)
Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.
Взрослый. Кто летает?
Ребенок. Летают птицы, бабочки, мухи, жуки.
Взрослый. Кто плавает?
Ребенок. Плавают рыбы, киты, акулы.
«Что делает?»
Лампочка… (горит).
Корова… (мычит).
Доктор… (лечит).
Вариантом этого задания служит игра «Подумай и отгадай», когда ребенок по набору слов-действий узнает объект.
Желтое, круглое, сочное, сладкое, из него готовят компот и варенье… (яблоко).
Прыгает, лакает, мяукает, ловит… (кошка).
«Небылица»
Бабочка плавает, а рыбка летает.
Мышка рычит, а медведь пищит.
Метла рубит, а топор подметает.
Гусь кудахчет, а курица гогочет.
«Игра с мячом»
Ребенок получает мяч и называет обратное действие:
залезть - слезть …;
вбежать - сбежать…;
въехать - съехать…;
(И т. п.)
«Назови одним словом»
Рубашка, майка, свитер, брюки – это… (одежда).
Картошка, капуста, свекла – это… (овощи).
Сандалии, ботинки, сапоги, тапочки - … (обувь).
«Расскажи о предмете»
Ложка какая? (Большая). А еще какая? (Железная, твердая, легкая)
Стол какой? (Деревянный).
Лопата какая? (Тяжелая).
Ваза какая? (Стеклянная, прозрачная, высокая, красивая, легкая).
Через игры словесные или дидактические взрослые помогают ребенку освоить грамматические нормы русского языка, расширять его представление об окружающем мире, развивать его память, мышление и воображение, но и формировать доверительные, теплые отношения.
Выполняя увлекательные задания в игровой форме, ребёнок научится правильно различать и употреблять местоимения, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, понимать и называть числительные, согласовывать прилагательные с существительными.
г. Сургут МБДОУ «Машенька» №11 Бородина Наталья Николаевна