Богомолова Юлия Викторовна
Реализация системы патриотического воспитания в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Под руководством взрослых у детей постепенно формируются элементы патриотических и гражданственных чувств и общественных отношений. Очень важно, чтобы в каждом дошкольном учреждении обобщался и систематизировался педагогический опыт, посвящённый этой стороне нравственного воспитания. Существенную помощь в организации системы патриотического воспитания может оказать действующий на базе детского сада Музей патриотического воспитания дошкольников. Материалы экспозиции музея, систематизированные и представленные для детей в доступной форме, дают детям реальную возможность соприкоснуться с героической историей своего народа, своего Отечества. Музей – это обучающая и развивающая среда, которая даёт самый существенный результат в героико-патриотическом воспитании дошкольников, в воспитании будущего гражданина.
Публикация «Реализация системы патриотического воспитания в ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июль 2016
При музее возможна работа группы старших дошкольников-экскурсоводов, которые самостоятельно проводят экскурсии для своих сверстников.
Героико-патриотическая тема была и остаётся всегда актуальной в воспитании подрастающего поколения. Всё, что связано с современной армейской службой, находит горячий отклик в душе ребят.
Героизм, мужество, стойкость, готовность идти на подвиг во имя Родины – эти характерные черты понятны старшим дошкольникам и неизменно вызывают в них желание подражать воинам, быть такими же, как они.
В музее проводятся экскурсии по разным разделам экспозиции, а также экскурсии к историческим памятникам города, района.
Изучая историческое прошлое своего края, дошкольники начинают раньше приобщаться к такому школьному предмету, как история, которая как поэтический и образный рассказ входит в их жизнь.
Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с умственным, трудовым, экологическим, эстетическим воспитанием.
Организуя праздники героико-патриотической тематики, мы одновременно и учим и воспитываем наших детей. Здесь они по-настоящему играют в военных, маршируют в почётном строю вместе с ветеранами, поют военные песни. И порой не отличить, где игра, а где реальность. А реального на патриотических праздниках много : ведь к детям в гости приходят настоящие военные (от рядовых до полковников, показывают детям современное оружие и рассказывают о нём. Ко Дню победы устраивается настоящий детский военный парад, куда приглашают ветеранов ВОВ, воинов-афганцев, воинов из гарнизонов, дислоцированных в своём городе (районе). Проведение патриотических праздников в ДОУ – это хорошая, добрая традиция. Такие мероприятия снимают на видео, оформляют фотоматериалы для выставок, чтобы в течение года можно было «оживить» впечатления детей, помочь им ещё раз ощутить положительные эмоции и чувство сопричастности к памятным событиям страны.
В ДОУ необходимо проводить занятия особого вида, главной задачей которых является воспитание у детей патриотических начал. Воспитатели могут воздействовать и на эмоциональную сферу ребёнка. Надо говорить о том, как холодно было солдатам лежать день и ночь в окопах, как хотелось домой, но у них был долг – защищать Родину, матерей, детей, и они не могли поступить иначе.
Или, читая отрывок из поэмы А. Твардовского:
…Знаешь сам, Василий Тёркин,
Что туда дороги нет.
Нет дороги, нету права
Побывать в родном селе.
Страшный бой идёт, кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле,
интонационно подчеркнуть и объяснить значение слов «нет дороги», «нету права» и «смертный бой не ради славы, ради жизни на земле». Следует рассказать и о тысячах солдат, погибших в годы войны, о братских могилах, оставшихся на полях сражений, о могиле неизвестного солдата у Кремлёвской стены, куда приходят поклониться миллионы людей.
Обязательно использовать ИКТ в проведении занятий, показывать детям презентации, короткие диафильмы.
Обязательное условие воспитания начал патриотизма – забота воспитателя о том, чтобы обучение на занятиях было связано с детской деятельностью и практическими делами. Чтобы увидеть результат своей работы, необходимо превратить детей из зрителей в наблюдателей и слушателей, в активных, эмоциональных участников.
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду.
Многовековая история человечества свидетельствует, что любая цивилизация выдерживала самые суровые испытания, пока были живы традиции, пока не оскудела историческая память. И наоборот, самые процветающие сообщества рушились, когда исторические уроки и традиции предавались забвению или просто уничтожались.
Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству. И этот процесс надо формировать с дошкольного возраста воспитанием любви к своей малой Родине как к источнику патриотического начала.
Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.
Необходимо серьёзно задуматься над тем, как возродить работу по формированию патриотических чувств детей, которые могут выражаться в соответствующих поступках и поведении: уважительном отношении к участникам Великой Отечественной войны, героям труда, оказании им посильной помощи. В связи с этим особую значимость приобретает знакомство детей дошкольного возраста с жизнью страны, её героями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в родном городе.
Для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, вопрос отбора содержания занятий, которые могли бы способствовать воспитанию любви к Родине, своему родному городу, защитникам Отечества, всегда является наиболее актуальным и важным. Поэтому естественным требованием к отбору содержания патриотического воспитания детей дошкольного возраста является включение в него культурно-исторического, духовно-нравственного, художественно-эстетического, эколого-краеведческого компонентов, знание истории и традиций Отечества.