Лучший педагог года

Консультация «Ребенок познает мир. Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»

Шишкина Ирина
Консультация «Ребенок познает мир. Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»

Статья «Ребенок познает мир. Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»

Автор: Шишкина Ирина Ивановна

воспитатель МКДОУ «Кетовский д/с №2», Курганская обл., с. Кетово, 2019 г.

«Ребенок познает мир. Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»

Публикация «Консультация „Ребенок познает мир, Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу в его первую пору жизни.

Коменский Я.

С давних времён люди изучают то, как меняется пространство вокруг них. В эпоху стремительного прогресса и глобальной техногенной катастрофы, стали по неволе задумываться: «Как сохранить планету чистой?». Если мы сами не будем внимательно относиться к миру, в котором мы живем, то можем просто погубить себя. Чтобы этого не произошло, нужно осознать полезность воспитания экологической культуры. И начать с воспитания себя и своих детей. Знания и хорошие привычки, которые получены ещё в детстве, сформируются в чёткие убеждения. В будущем это повлияет на позитивное преобразование экологической обстановки вокруг нас.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения планеты – образование людей в области окружающей среды, экологического воспитания всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности нужно считать дошкольное детство, так как, именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые порой на всю жизнь остаются в памяти человека.

Экологическое воспитание - самое важное в наше время. Дети со сформированными с раннего детства представлениями о важности сохранять природу никогда не нанесут вред ей, будут бережней относится к природе. Дети сами нуждаются в доброте и ласке и вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей стране. Только бы им в этом не мешали, а помогали сохранить свою доброту на всю жизнь – это и будет экологическое воспитание.

Мир природы удивителен и прекрасен! Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.

Экологическое воспитание дошкольников - непрерывный процесс обучения и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры. Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка.

Задачами экологического воспитания являются:

Приобщение детей к экологической культуре;

Формирование основ экологического миропонимания;

Формирование, расширение и углубление представлений дошкольников о природе;

Развитие у детей соответствующих содержанию знаний познавательные умения (анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы);

Привлечение детей к экологически ориентированной деятельности: совершенствовать природоохранную деятельность;

Обогащение личного опыта детей положительным, гуманным взаимодействием с природой, расширение экологически ценных контактов с растениями и животными, объектами неживой природы.

Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, изменчивостью, разнообразием и красотой. Каждую минуту, на каждом шагу ребенка ожидают открытия, вопросы, загадки. Очень нелегко познавать этот огромный, полный хитростей и тайн мир. Но растущий человечек не сдается, он всегда готов к познанию, ему хочется понять все, что его окружает. Ребенок действует, не теряя времени зря, радуется всему новому и необычному.

По определению детского психолога М. Лисихиной – это «внутреннее состояние готовности к познавательной деятельности, к поиску впечатлений, реализующееся в познавательных действиях, операциях». Каждому возрасту свойственны особенности развития познавательной активности, свои проявления, зависящие от психических и физических возможностей растущего организма. В сознании четырехлетнего ребенка накопленные представления о мире закреплены еще не прочно, он недостаточно разбирается в связях между наблюдаемыми объектами и явлениями окружающего мира. И поэтому в четыре года познавательная активность ребенка направлена на освоение предметного окружения действительности. Ребенка равным образом интересуют объекты и предметы нашего мира, но только теперь, он их открывает для себя с противоположных сторон. В итоге чего, появляются ответы на следующие вопросы: Как они используются в жизни? Кому нужны? В каких связях находятся друг с другом? и т. п.

У детей в возрасте четырех – пяти лет развивается произвольное поведение, быстро накапливаются представления об окружающем мире. Они активны, любознательны, готовы к сотрудничеству с воспитателем, хорошо воспринимают его речь. В целом данный возраст можно рассматривать как начальный этап формирования у ребенка осознанного отношения к животным, растениям, самому себе как к части природы.

Процесс воспитания экологической культуры включает разнообразные формы и методы работы с детьми среднего дошкольного возраста:

Циклы наблюдений за животными и растениями в уголке природы, на участке; ведение разнообразных календарей (календарь природы, календарь наблюдения за комнатными растения). Наблюдение важно тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями, изодеятельность и рассказы детей на основе впечатления). Поэтому составлению циклов, подбору приемов для их проведения уделяется особое внимание. Формирование у дошкольников начал экологической культуры основано в первую очередь на наблюдении.

Просмотр презентаций о природе.

Занятия по окружающему миру (комплексного, обобщающего и углубленно-познавательного типа, на которых у детей формируют обобщенные представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей в природе).

Целевые прогулки, экскурсии.

Беседы, чтение литературы о природе.

Игровые обучающие ситуации, экологические игры, опыты, труд в природе.

Воспитатель является носителем экологической культуры. Знакомит детей со способами общения с природой, формирует умение наблюдать окружающий мир природы, устанавливать элементарные связи и зависимости, учит радоваться осознанному взаимодействию с животными существами, находящимися рядом. Для педагога важно научить детей ценить прелесть полевого цветка, трудолюбивого муравья на лесной тропинке, слышать прелестные звуки природы – пение птиц, шелест листьев. Воспитатель, сам искренне любивший природу и бережно относившийся к ней - сможет передать эти чувства детям!

Самостоятельный или совместный с воспитателем труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни растений и животных позволяет детям приобрести умения, узнать о правильных способах практического взаимодействия с природой.

Выдающиеся педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Известный педагог и ученый Т. А. Маркова считает - основными критериями могут стать: доброжелательность детей ко всему живому; степень интереса к живой и неживой природе; желание контактировать с природными субъектами; умение ухаживать за растениями и животными.

Экологическое просвещение родителей - одно из важных и сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первых задач - привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек) к совместной работе. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Особенность родителей как объекта экологического образования заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение. Кроме того, современный интерес родителей в основном сконцентрирован в области обучения, а не развития ребенка.

Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них. Совместная деятельность взрослого и ребенка способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (например, во время похода или природоохранной акции, а взрослому - лучше понять ребенка. Во время экскурсий, походов дети и взрослые проявляют качества и умения, которые не требуются в повседневных условиях.

Экологическую информацию взрослые получают на родительских собраниях, в совместных походах с детьми, в процессе посещения живого уголка, территории детского сада.

Совместная деятельность с детьми:

участие в экологических праздниках и в подготовке к ним;

совместный уход за животными, растениями: активное привлечение детей к уходу за домашними животными и воспитание ответственности за их жизнь и здоровье;

сбор коллекций природных материалов, марок, открыток, календарей, значков для уголка природы. Для ребенка очень важно, чтобы папа и мама поддержали его интересы.

помощь в оборудовании уголка природы, лаборатории, библиотеки;

выставки совместных рисунков, макетов, поделок из бросового материала, фотографий (например, по темам «Моя семья на реке», «Моя семья на даче», «Я и природа», «Наши домашние питомцы»);

природоохранные акции (уборка территории детского сада, парка, дома, посадка деревьев, оформление кормушек).

На основе всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что при организации работы с детьми среднего дошкольного возраста необходимо ориентироваться на возрастные, индивидуальные и дифференцированные особенности детей. Так же необходимо правильно организовать взаимодействие с семьей, для того, чтобы работа по экологическому образованию продолжалась и дома.

Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного к ней отношения.

Экологическая культура позволяет жить в согласии с окружающей природой, чувствовать ответственность за свои шаги и понимать последствия пагубного отношения к земле.

Литература:

1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).

2. Волосникова, Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.

3. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.

4. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.

5. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.

Публикации по теме:

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни,.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей раннего возраста» В настоящее время, люди начинают отчетливее осознавать, что их благополучие и благосостояние зависят от состояния природной среды. Природа.

Консультация «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Экологическое воспитание детей прежде всего воспитание человечности, т. е. доброты. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Печаталась в сборнике Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, где представлены материалы научных исследований.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста» Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Ребенок должен понять, что человек.

Консультация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Консультация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Работа по ознакомлению с природой в нашем детском саду. Ознакомление с природой,очень важный раздел в познавательном развитии. В нашем дошкольном.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Кудряшова Людмила Владимировна,старший воспитатель МБДОУ № 62 и №119 город Дзержинск,.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с ОНР СОДОКЛАД Слайд 1 Уважаемые коллеги, я Островская Надежда Юрьевна, воспитатель 1-йквалификационной категории Д/С№3 г. Благовещенска «Надежда».

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в семье «Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». Сухомлинский В. А. [5] Семья была, есть и будет важнейшей средой.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания. Человек - единственный биологический вид.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Ребенок познает мир. Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»
Опубликовано: 15 мая 2019 в 08:04
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД