Роль фольклорного воспитания для художественно-эстетического развития дошкольников

ольга кустова
Роль фольклорного воспитания для художественно-эстетического развития дошкольников

Большая роль в развитии художественно-эстетического начала дошкольников отводится народным музыкальным произведениям, которые ненавязчиво, в веселой игровой форме, знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, с трудом и бережным отношением к природе, жизнелюбием и чувством юмора.

С фольклором дети знакомятся в практике ДОУ на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги, обеспечивает эмоционально–психическое благополучие.

Благодатный материал – музыкальный, устный, игровой и детский потешный фольклор, обряды и праздники, народное декоративно–прикладное искусство. Все это в доступной и интересной форме знакомит ребят с народной жизнью, погружает их в мир традиционной русской культуры.

В связи с этим, хочу поделиться собственным опытом ознакомления детей среднего возраста с балалайкой и другими народными инструментами. Можно провести и как занятие, и как досуг или мероприятие непосредственно в группе. Конспект досуга прилагается.

«Народные музыкальные инструменты» в средней группе

Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи. Знакомить с фольклорными музыкальными инструментами, учить различать инструменты, любоваться красотой народного искусства. Углублять интерес к культуре русского народа.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, музыкально-художественная.

Оборудование: музыкальное сопровождение; муз. инструменты (ложки, балалайка); сундучок, иллюстрации инструментов.

Планируемые результаты: Обобщать первоначальные представления о культуре и культурном наследии. Формировать способы самостоятельного применения информации в игровой деятельности. Развивать связную речь. Знакомить с русским фольклором. Развивать художественное творчество. Совершенствовать двигательные навыки.

Форма занятия: учебно-игровая.

Продолжительность: 20 минут.

Участники: Средняя группа.

ХОД НОД:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. У меня есть вот такой красивый расписной сундучок. Но он не простой, а волшебный. Хотите узнать, что в нем?

Дети: Да.

В: Тогда вам нужно отгадать загадки. Загадка отгадается - сундучок открывается. Вы готовы? Тогда внимание первая загадка:

Слышится со всех сторон: "Дили-дон, дили-дон".

Звук его не очень громкий, но зато он нежный, тонкий.

(Колокольчик)

В: Правильно, это колокольчик.

Как две шумных громких тетки

Затрещали две.

(Трещотки)

Палочки две застучали

И солдат с собой позвали.

Тара-рам, тара-рам,

Это, дети,.

(Барабан)

Деревянные сестрички, ни одной у них косички,

Но зато все расписные, да красивые такие.

Постучим-ка мы немножко на чудесных ярких…

(Ложках)

Когда бьют он не молчит,

Очень весело звучит.

Этот звук мы не забудем,

Ведь звучит веселый.

(Бубен)

Загадка о балалайке.

В лесу стук – стук,

В избе ляп – ляп,

В руках дзинь-дзинь,

На полу топ-топ!

(Балалайка)

Балалайка – это старинный русский народный трехструнный щипковый музыкальный инструмент. Наряду с гармонью, стала символом русского народа. Первое упоминание об инструменте – в 17 веке. Название происходит от звучания «балакать, балагурить, играть, трещать».

Наш постоянный гость на занятиях - Зайчик Кузя знает пословицы и поговорки о балалайке.

Послушайте их:

Балалайка не огонь, а разогреет.

Бери балалайку в руки, и не станет скуки.

С балалайкой работа спорится.

Кузя берет балалайку и поет:

Балалаечка – гудок

Свое дело знает.

Она в Кузиных руках

Хорошо играет.

Дети повторяют частушку вместе с Кузей несколько раз.

Воспитатель предлагает послушать, как звучит балалайка. Затем предлагает поиграть на музыкальных инструментах под русскую народную мелодию. Сначала поиграют мальчики, а потом – девочки. Педагог раздает ложки, бубны, погремушки, колокольчики. Когда мальчики играют, девочки им аплодируют и наоборот

Рефлексия:

- какие инструменты звучали?

- какие - понравились?

- как правильно держать балалайку?

Роль фольклорного воспитания для художественно-эстетического развития дошкольников
Публикации по теме:

Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы)Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы) Автор: Лузина Е. Ф, воспитатель, МБ ДОУ «ЦРР – Детский сад № 224» Кемеровской области, города Новокузнецка. В настоящее время в образовательном.

Дидактическая игра для художественно-эстетического развития «Части суток»Дидактическая игра для художественно-эстетического развития «Части суток» Играть можно со среднего возраста. Цель: закреплять и различать разные цвета и оттенки, развивать эстетические чувства, определять к.

Дидактическая игра для художественно-эстетического развития «Собери Букет»Дидактическая игра для художественно-эстетического развития «Собери Букет» Цель: Закрепить название цвета, различать цвет и его оттенки, различать теплые и холодные цвета, закреплять в активном словаре их названия,.

Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников»Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников» Фотоотчет: «СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ». Основная цель моей педагогической деятельности –.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Роль фольклорного воспитания для художественно-эстетического развития дошкольников
Опубликовано: 17 января 2021 в 12:27
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
С 8 марта, МААМ!

Международный женский день – это первый праздник весны, цветов, хорошего настроения! На этот раз он ещё и совпадает с первым днём Масленичной недели. Значит – совсем близко настоящая весна, пробуждение...

8 марта. Масленица — начало сырной недели

Очередной тематический день посвящен одному из самых веселых народных праздников в России. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы отметить Масленицу с пользой для...

Мастер-класс по изготовлению открытки к 8 марта «Цветочная восьмёрочка»
Мастер-класс по изготовлению открытки ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ТЕМА «МАМИН ПРАЗДНИК» Тема: Подарок маме. Форма образовательной деятельности: НОД. Вид занятия:...
Сценарий досуга «Масленица в сад пришла» в средей группе
Сценарий досуга «Масленица в сад пришла» в средней группе Звучит веселая русская народная музыка, дети входят в зал Ведущая. Наша масленица, ты...
Фотоотчёт конкурса «Мисс весеннее очарование-2021» в подготовительных группах ДОУ
В этом году наконец-то всё- всё внимание на утреннике, посвященном 8 марта , досталось девочкам! Сбылась моя мечта- воспитывать наших мальчиков "в...