Ольга Кириллова
Статья «Роль системно-деятельностного подхода при обучении детей с задержкой психического развития русскому языку»
▼ Скачать + Заказать документы
Постулат. 2017. №4 ISSN 2414-4487
УДК 376.112.4
Роль системно-деятельностного подхода при обучении детей с задержкой психического развития русскому языку
Кириллова Ольга Анатольевна Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Ступени» учитель Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема магистрант
Публикация «Статья „Роль системно-деятельностного подхода при обучении детей с задержкой психического развития русскому языку“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Аннотация В статье рассматривается роль системно-деятельностного подхода при обучении детей с задержкой психического развития русскому языку на современном этапе модернизации образования с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта. Ключевые слова: системно-деятельностный подход, дидактические принципы, дети с задержкой психического развития, учебная и познавательная деятельность, обучение русскому языку.
The role of system-activity approach to teaching children with mental retardation Russian language
Kirillova Olga Regional state Autonomous educational institution «Educational Centre «Stupeni», Birobidzhan Sholom Aleichem Priamursky State University master student
Abstract The article discusses the role of system-activity approach to teaching children with mental retardation in the Russian language at the modern stage of modernization of education with the requirements of Federal state educational standard. Keywords : system-active approach, didactic principles, children with mental retardation, educational and cognitive activities, learning the Russian language
Начальная школа приступила к реализации Федерального государственного образовательного стандарта, методологической основой которого является системно-деятельностный подход. Основная цель данного подхода заключается в развитии личности ребенка на основе учебной деятельности, что является наиболее актуальным и приобретает наибольшую значимость на современном этапе модернизации образования. Термин «системно-деятельностный подход» применим к любой теории или системе обучения. В любом типе обучения выделяются определённые
Постулат. 2017. №4 ISSN 2414-4487
деятельности, которые, как правило, задаются, организуются и реализуются с помощью той или иной системы. Концепцию «учения через деятельность» предложил ещё в начале XX века американский ученый Джон Дьюи. Основные принципы его системы : учет интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание - следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество. Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепций Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, которые раскрывают основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека являются результатом преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путём последовательных изменений. Системный подход - это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов, имеющая выход (цель, вход (ресурсы, связь с внешней средой, обратную связь (рефлексия). Следовательно, познавательное, личностное и социальное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности и, в первую очередь, учебной [4]. По мнению А. Асмолова, задача современной системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться. Этой задаче адекватен деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность. А деятельность - это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат [1]. Реализация системно-деятельностного подхода в практическом преподавании обеспечивается следующими дидактическими принципами: принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает содержание и формы своей учебной деятельности; принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения; принцип целостности - предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире; принцип минимакса - школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне; принцип психологической комфортности - создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию педагогики сотрудничества; принцип вариативности - формирование способностей к
Постулат. 2017. №4 ISSN 2414-4487
систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений; принцип творчества - максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности [4]. Для ребенка с задержкой психического развития, школа является главным этапом социализации - процесса получения навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Под задержкой психического развития понимается временное отставание, которое успешно преодолевается в условиях адекватного психолого-педагогического сопровождения. У таких детей несколько замедлена скорость переработки сенсорной информации, ослаблены память и внимание, беден словарный запас. Все это, наряду со снижением учебной мотивации, приводит к трудностям в обучении и обусловливает наличие особых образовательных потребностей [7]. Помимо задач по развитию обучающихся и процесса их социализации необходимо решать и дополнительные задачи: повысить самооценку ребёнка, расширить представления обучающегося о мире в целом, усилить положительное отношение к учебной деятельности. Чтобы выполнить данные задачи нужно постоянно создавать благоприятный позитивный настрой для успешного обучения с учётом психофизических возможностей, с учётом познавательных и интеллектуальных способностей, с учётом особенностей психоречевого развития каждого ребенка с задержкой психического развития [2]. Мотивация обучения русскому языку всегда сталкивалась с рядом проблем, преодолеть которые способна грамотно построенная технология учебных занятий с использованием системно-деятельностного подхода, что позволяет вовлечь детей с задержкой психического развития в активную учебную деятельность, развивает интерес школьников к предмету и обеспечивает результативность обучения. Для каждого педагога очень важно перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их. Важно осознать, что именно ученики являются главными «героями» на уроке [3]. Большая часть работы с лингвистическим материалом на уроке русского языка связана с осмыслением теоретических сведений. Подборка заданий должна нести развивающую функцию, формировать общие способы умственной деятельности: сформулировать тему, заголовок, продумать композицию высказывания, подобрать аргументацию, делать выводы, а также смоделировать, преобразовать систему объекта- создать план, таблицу, схему, что является опорой для учебных действий обучающихся по изучаемой теме в достижении предметных и метапредметных результатов. Учитель должен направлять ученика на нужное действие, помогать структурировать теоретический материал, находить правильные ответы на поставленные вопросы. Работа с деформированными текстами, таблицами рождает коммуникативную среду, целый спектр общеучебных умений - учит способам
Постулат. 2017. №4 ISSN 2414-4487
деятельности: читать, выделять главное и существенное в теоретическом материале, запоминать, сравнивать, продумывать речевые модели, читать схемы и таблицы, иллюстрировать правило примерами, составлять лингвистическое высказывание [5]. В ОГАУО «Центр образования «Ступени» на протяжении ряда лет реализуются особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в индивидуальном обучении [8]. Среди обучающихся много детей с осложненными формами задержки психического развития. На уроках русского языка учитель не предлагает таким детям готовых знаний, а направляет их деятельность на самостоятельный поиск решения учебных задач. Так при изучении темы «Части речи» учащимся 2 класса можно предложить следующую систему работы по одному лингвистическому материалу. 1.«Четвертый лишний» -определить в каждой строке лишнее слово на слайде: утро, радуга, нашёл, цветок разноцветная, красный, ученик, летнее появилась, зелёный, наступило, расцвё л Учащиеся на основании признаков частей речи: имени существительного, имени прилагательного и глагола выделяют и убирают лишние слова нашел, ученик, зеленый, при этом аргументируют и доказывают свой выбор. 2. Составление предложений с данными словами. - К каждому существительному подобрать подходящее по смыслу прилагательное и глагол так, чтобы получилось предложение. - Правильно ли звучит составленное предложение «Утро летнее наступило»? Что нужно для этого сделать? (поменять порядок слов). - Какие предложения получились? Наступило летнее утро. Появилась разноцветная радуга. Расцвел красивый цветок. 3. Самостоятельная запись предложений в тетрадь. - Запишите 1-е предложение на одной строке, два другие на следующей в правильной последовательности. (Осуществление проверки) 4. Соотнесение графической схемы с составом предложения. - К какой части речи относится 1-е слово в каждом предложении, докажите? (глагол) - К какой части речи относится 2-е слово в каждом предложении, докажите? (имя прилагательное) - К какой части речи относится 3-е слово в каждом предложении, докажите? (имя существительное) - Выберите схему, которая подходит к каждому предложению, докажите: а) б) в)
Педагог убирает схему, которая подходит к каждому предложению и просит школьников самостоятельно обозначить в тетради над каждым словом в предложении какой частью речи оно является. 5. Работа с текстом.
Постулат. 2017. №4 ISSN 2414-4487
а) Определение и соотнесение признаков текста. - Прочитайте записанные предложения и скажите составляют ли они текст? Докажите. (вывешивается опорная таблица, характеризующая признаки текста: предложения связаны по смыслу между собой на одну тему, имеет смысловую законченность, состоит из частей: начало, основная часть, концовка, можно подобрать заголовок). б) Определение темы текста. - Прочитайте и скажите, о чем говорится в тексте, какую тему он раскрывает? (о природе) в) Выделение структурных частей текста. - Сколько частей текста записано в тетради? (2) А должно быть? (3) - Что необходимо сделать, чтобы получился полный текст? (дописать 3 часть) - Прочитайте, о чем говорится в 1-й части? (о наступлении утра) - Во 2-й части? (о радуге и о цветке) О чем необходимо сказать в 3-й части? - Что произошло в природе утром? (проснулась, ожила) - Какое предложение запишем в 3-й части? (Природа ожила). - Определите и самостоятельно обозначьте к какой части речи относятся слова в этом предложении? (Осуществление проверки) г) Определение главной мысли и подбор заголовка текста. - О каком времени года говорится в этом тексте? Какие слова на это указывают? Определите главную мысль и придумайте заголовок к данному тексту (летнее утро, летнее утро в лесу, красивое летнее утро). -Какой из предложенных заголовков наиболее точно передает основную мысль, обоснуйте ответ? (Красивое летнее утро). Запишите заголовок и определите части речи. г) Дополнение текста своими предложениями. - Составьте к данному тексту свои предложения, которые можно поставить в начале, в середине или в конце. 6. Соотнесение изобразительного и текстового материала. - Рассмотрите картины на слайде и выберите те, которые подходят к данному тексту, обоснуйте свой выбор (предлагается 4 картины). Для включения в активную познавательную деятельность детей с задержкой психического развития на уроках русского языка необходимо : связывать изучаемый материал с интересами учащихся и их повседневной жизнью; планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы; органично сочетать различные современные образовательные технологии, направленные на развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся путём исследовательской деятельности; опираться в процессе обсуждения на прошлый опыт учащихся; создавать на уроках атмосферу сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки; оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой. Также важно развивать такие стороны, как рефлексия, анализ, планирование, которые
Постулат. 2017. №4 ISSN 2414-4487
нацелены на самостоятельность ученика, его самоопределение и действие. Следовательно, организация учебной деятельности на уроках русского языка должна быть построена с опорой: на мысленные и практические действия учащихся в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов разрешения учебной проблемы; на значительно возрастающую долю самостоятельной познавательной деятельности учащихся по разрешению проблемных ситуаций; на усиление интенсивности мышления учащихся в результате поиска новых знаний и новых способов решения учебных задач [6]. Таким образом, при обучении русскому языку детей с задержкой психического развития ведущая роль отводится использованию системнодеятельностного подхода, что позволяет грамотно выстроить урок с учетом требований новых образовательных стандартов, осуществить систему подбора определенных современных образовательных технологий, методов, приемов и заданий, а также включить каждого обучающегося в процесс деятельности, целью которого является самостоятельное «открытие» нового знания, направленного на развитие личности детей данной категории.
Библиографический список
1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика, 2009. № 4. С. 18-22. 2. Бабкина Н. В. Основные направления и содержание коррекционной работы с младшими школьниками с задержкой психического развития // Дефектология, 2016. № 2. С. 53-59. 3. Мазалова Т. И. Инновационные формы, методы и приемы обучения русскому языку как средство повышения интереса к предмету и развитие личности ученика. // Самообобщение опыта, 2012. 4. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения: сб. практич. материалов /сост. О. И. Чистикова. Архангельск: АО ИППК РО, 2012. 36 с. 5. Фоменко И. А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности. /[Электронный ресурс] : Режим доступа: URL : https://www. fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/ (Дата обращения 20.03.2017 г.) 6. Хуторской А. В. Методология педагогики: человекосообразный подход. Результаты исследования: Научное издание. М. : Эйдос; Издательство Института образования человека, 2014. 171 с. 7. Шаповалова О. Е. Психология детей с нарушением интеллекта. Биробиджан: Изд-во ФБГОУ ВПО «ПГУ им. Шолом-Алейхема», 2013. 102 с. 8. Шаповалова О. Е., Жулич Т. К. Инновационный подход к организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях индивидуального обучения // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2014. №1 (59). С. 24-30.