Роль сказки в формировании мировоззрения маленьких детей

Стелла Кузнецова
Роль сказки в формировании мировоззрения маленьких детей

Русские народные сказки - способствует формированию мировоззрения наших малышей.

Ожидая ребенка, большинство будущих мам не только присматривают вещи, игрушки, но и детские книжки. Однако, заново перечитав русские народные сказки, вы можете прийти к неожиданному выводу - в былинах и сказаниях много страшного. Так стоит ли в таком случае читать их малышу? Как это отразиться на его психике? Разумно рассуждая, вы можете успокоить себя тем, что эти сказки передавались из поколения в поколение - этого не делалось бы, если бы они могли травмировать ребенка.

Зачем страшные сказки?

По мнению психологов, сказка - это прекрасная возможность помочь крохе адаптироваться к реальному миру, научить его преодолевать трудности, возникающие в процессе общения с окружающими. Вспомните, что для достижения своих целей героям волшебных историй приходилось проявлять смекалку и изобретательность. Слушая страшные сказки, ребенок учится принимать на себя ответственность за свои поступки. Сказка не учит конкретным действиям, а дает крохе информацию для размышления. Такой подход важен для растущего человека. Малыш осознает, что преодолевая жизненные трудности, герой приобретает необходимый жизненный опыт, становится духовно более сильным. Сказка учит ребенка стремиться к успеху, не бояться неудач, верить в собственные силы.

Читая сказки, вы можете заметить, что персонажи не всегда справляются со своими проблемами сами. На помощь к ним приходят друзья, но) не родители. Сказки учат малыша самостоятельности, умению строить с другими людьми (не только с людьми, но и с животными) добрые отношения. Они прививают детям систему ценностей, заложенную в нашей культуре: стремление к достижению цели, несмотря на огромные трудности, желание помочь другим, способность прощать.

Часто главным героям помогает их доброта. Они совершают благородные поступки бескорыстно, и добро возвращается к ним сторицей. С другой стороны, ребенок видит, во что может вывалиться самоуверенность и бахвальство (лиса съедает колобка, желание поскорее закончить дело, вложив поменьше труда (с легкостью разрушенные волком домики из соломы и хвороста, построенные поросятами, в то время как смелость, ум и трудолюбие помогают достичь поставленной цели. Сказка учит этому ребенка ненавязчиво, не напрямую. Она в интересной форме рассказывает о приключениях других людей или сказочных героев, а выводы малыш уже делает сам, соотнося получаемую информацию со своим жизненным опытом.

Я - царевич?

Ребенок, отожествляя себя с героем, не только стремится быть добрым, умным, смелым и находчивым, но и учится переживать жизненные трагедии. Из сказок малыш узнает, что существует такое негативное явление, как предательство.

В некоторых историях подобным образом поступают близкие люди (в сказке об аленьком цветочке - родные сестры героини, а в сказке об Иване-царевиче - его братья). Метафоризм сказки достигается кровной близостью предавших людей. Краски специально сгущены, и это позволяет особо привлечь внимание ребенка к этому явлению. Очень важен хороший конец этих историй: несмотря на предательство, а в некоторых случаях и смерть (в этом проявляется символизм сказки, герой выходит из ситуации победителем. Он, возрождаясь, не озлобляется, а духовно становится еще крепче, переходит на новый уровень развития личности. Когда мама читает малышу сказку, из которой становится ясно, что, несмотря на все невзгоды и беды, человек остается цельной личностью, кроха учится в будущем, если возникнет такая ситуация, достойно выйти из нее. На уровне подсознания малыш ощущает, что сила героя не в крепости и силе мышц, а в духовном стержне и именно он помогает ему преодолеть самые серьезные жизненные препятствия.

Еще один страшный мотив, прослеживающийся в русских народных сказках -смерть героя или близких ему людей. По мнению основоположника психоанализа 3. Фрейда, страх смерти - один из основных человеческих страхов, возникающий уже в раннем детстве. Сказка, в которой описывается смерть кого-то из действующих лиц, открывает возможность для ребенка обсудить с родителями эту проблему. Смерть главного героя в сказке не бывает окончательной, он оживает и становится еще краше и сильнее. Во многих сказках действующими лицами бывают люди, лишившиеся одного или двух родителей. Подрастая, кроха начинает бояться еще и смерти родных. Обсуждая эту тему с родителями, ребенок легко избавляется от этих комплексов.

Волшебные истории помогают малышу справляться и с другими страхами, которые свойственны в разной степени всем людям (боязнь пожара, стихийных действий передается из поколения в поколение, составляет важнейший жизненный опыт человечества). При нежном, понимающем отношении родных и близких, отсутствии конфликтов в семье малыш со временем просто перерастет эти проблемы.

Однако, если страхов слишком много, ребенок может потерять веру в себя, превратиться в пессимиста. Кроха становится тревожным, боится всего нового, в нем развивается настороженность и отгороженность от окружающего мира. В этом случае следует обратиться к детскому психологу, который сможет помочь малышу.

В сказках присутствуют разные страшные действующие лица: Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, разного рода чудовища. Как это не покажется странным, такие образы помогают ребенку бороться с собственными проблемами. Метаморфозы и символы сказок включают глубинные механизмы бессознательного, помогая пережить важнейшие жизненные кризисы в развитии малыша. Сказки действуют не только напрямую, при идентификации ребенка с одним из главных героев, но и опосредованно, помогая сохранить психическую целостность человека путем воздействия на его бессознательное.

Рисуем все и всех!

Когда малыш подрастет и полюбит рисовать, попросите его изобразить сюжет и героев прочитанной сказки (если вы не сразу поймете, что изображено на бумаге, попросите кроху - он вам все с удовольствием подробно объяснит). Пусть он нарисует все страшное, всех отрицательных героев, присутствующих в истории, а затем то, как он (или сказочный богатырь) побеждает этих чудищ. Не забывайте хвалить малыша, это очень важно! Такая арт - терапия очень полезна для ребенка - она не только повышает его уверенность в себе, но и позволяет работать с архаичными страхами, находящимися в подсознании любого человека.

Всячески поощряйте творческие устремления вашего крохи. Если он любит сам придумывать сказки - прекрасно! С одной стороны, этот процесс способствует развитию воображения, а с другой - позволяет малышу сообщить окружающим о своих проблемах. Лучше не вмешиваться в то, что, о чем и каким образом сочиняет ребенок. Хотя на начальном этапе, чтобы показать пример малышу, можно сочинить сказку вместе с ним. Если ребенок разобрался, как это делается, то не мешайте ему творить. У некоторых детей возникают затруднения в процессе сочинения. Иногда это сигнал для родителей - нужно больше общаться с крохой, играть с ним, чаще читать вслух.

Услышанная от ребенка сказка поможет вам осознать его проблемы и затруднения, а также привычные стратегии его взаимодействия с другими людьми. Вы сможете понять, чего он боится, о чем мечтает.

И не бойтесь читать своим детям страшные сказки, подбирая их в соответствии с возрастом. Детально обсуждайте всё прочитанное с ребенком, рисуйте на темы народных сказок, и ваш малыш станет более уверенным в себе и духовно сильным.

Публикации по теме:

Познавательные сказки для маленьких детей Калинина А. В., воспитатель ГБДОУ детский сад № 73Калининского района Санкт-Петербурга Вступительное слово Эти сказки - пособие для.

Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»«Без игры нет, и не может.

Роль книги в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Волчихинский детский сад №2» «Роль книги в формировании патриотических.

Роль подвижных игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста «Роль подвижных игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» Огромную роль в умственном воспитании.

«Роль регионального компонента в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста» Цель: систематизировать работу педагогов детского сада по созданию благоприятной среды, способствующей воспитанию в детях основ патриотизма.

Роль семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста «Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка.

Консультация «Семья и её роль в формировании социализации детей дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 15 «Страна детства» комбинированного вида г. Кызыла Республики.

Конспект родительского собрания «Роль семьи в формировании здорового образ жизни детей» Цель: Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних.

Роль дидактической игры в формировании математических способностей детей дошкольного возраста Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка-развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют.

Роль музыкально-психологической сказки в формировании нравственных качеств у детей Роль музыкально – психологической сказки на формирование нравственных качеств у детей. (по мотивам произведения К. Чуковского «Муха - Цокотуха»).

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Роль сказки в формировании мировоззрения маленьких детей
Опубликовано: 13 августа 2018 в 21:05
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 сентября. Выставка работ в технике айрис фолдинг

Айрис фолдинг – это модная и самобытная техника рукоделия с необыкновенными эффектами. Работы получаются сложенными, словно диафрагма фотоаппарата «Смена» или раковина улитки. Творчество в стиле айрис...

19 сентября. Международный день подражания пиратам

«Тысяча чертей!» и «Разрази меня гром!» – сегодня у нас есть официальный повод говорить и одеваться как пираты. 19 сентября в 40 странах мира отмечается международный праздник – День подражания пиратам.

Проект «Познакомьтесь — это Я!» старшей группы компенсирующей направленности
1. Проект «Познакомьтесь - это Я! » старшей гр. компенсирующей направленности. 2. Проблемное поле проекта: К...
Уголок творчества своими руками
Уголок творчества ( оформление) во второй младшей группе. Здравствуйте мои дорогие друзья, коллеги и просто гости моей странички нашего любимого сайта!...
Конспект НООД «Машины помощники» с детьми средней группы по образовательной области...
Программные задачи: 1. Формировать умение детей отвечать на вопросы. Развивать связную речь. 2. Обогащать словарь детей словами со сходным и противоположным...