Лучший педагог года

Статья «С чего начинается литературное воспитание ребёнка» в рамках проекта «Ребята, давайте жить дружно!»

Наталья Глебова
Статья «С чего начинается литературное воспитание ребёнка» в рамках проекта «Ребята, давайте жить дружно!»

Статья из опыта работы Глебовой Натальи Владимировны «С чего начинается литературное воспитание ребёнка» в рамках проекта «Ребята, давайте жить дружно

Главная задача ознакомления детей дошкольного возраста с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, к книжной культуре; стремления к общению с ней, умений слушать и понимать художественный текст, то есть, всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека; различать литературные жанры.

Публикация «Статья „С чего начинается литературное воспитание ребёнка“ в рамках проекта „Ребята, давайте жить дружно!“» размещена в разделах

Воспитание вдумчивого, чуткого читателя – процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он крепчайшими нитями связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их.

Именно в детском саду начинает складываться начитанность : ребенок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всем многообразии его жанров – от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой.

Дошкольник не только постоянно осваивает новые, все более сложные произведения, но и уже формируется как читатель: приобретает способность открывать и черпать новое, скрытое для него ранее содержание знакомых книг.

Так, например, дети четырех лет, с наслаждением слушая стихотворение

С. Я. Маршака «Усатый – полосатый», невольно вытягиваются, вовлекаются (мысленно) в игры и проделки девочки с котенком. Вместе с героиней произведения они искренне возмущаются непонятливостью, упрямством котенка, удивляются его глупости («Вот какой глупый котенок!»). Встретясь же вновь с любимой книжкой в старшем дошкольном возрасте, ребенок обнаруживает в ней новое содержание. Оказывается, из двух персонажей котенок не самый глупый. В словах «Вот какой глупый котенок!» для детей звучат уже теплый юмор автора, его легкая и тонкая насмешка над маленькой, незадачливой героиней.

В дошкольном детстве складываются, как свидетельствуют психолога – педагогические исследования, основы эстетического восприятия, эстетических чувств и эмоций, создающие фундамент для литературного образования. Французский исследователь проблемы чтения и читательских интересов Р. Эскарпи утверждает, что знакомство с книгой в раннем детстве является важнейшим моментом в последующем закреплении навыков чтения и что значительной части молодежи, покидающей школу, грозит возврат к «чтению», если они не овладели привычкой к чтению еще до школы.

Литературное произведение захватывает личность ребенка целиком, и в этом проявляется развивающее значение чтения.

Для того чтобы с достаточной четкостью определить содержание работы по приобщению детей дошкольного возраста к художественной литературе, необходимо, с одной стороны, рассмотреть психологические особенности ребенка и его возможности в области эстетического восприятия, а с другой - изучить своеобразие литературных произведений, вошедших в круг детского чтения, и определить их соответствие уровню восприятия дошкольника на разных этапах его детства.

Детям о писателях.

В период пребывания детей в детском саду они знакомятся с произведениями многих авторов. К старшему дошкольному возрасту у ребенка должны сложиться и первые представления о писателях. Для этого работа педагогов должна вестись в системе. Знакомя дошкольников с новыми произведениями уже известного им автора, воспитатель всегда называет его имя, напоминает о его книгах, которые были прочитаны ранее.

В старших группах целесообразно выделять специальное время для рассказывания детям о жизни писателей и их книгах.

Цель таких рассказов – вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, повысить читательскую культуру ребенка. Подобные рассказы воспитателя знакомят детей с А. С. Пушкиным, Л. Н. Толстым, В. В. Маяковским, К. И. Чуковским, С. Я. Маршаком. Наблюдения показывают, что дети охотно откликаются на стремление педагогов ближе познакомить их с любимым автором.

Рассказ воспитателя должен отвечать следующим требованиям:

- факты из жизни писателя, приводимые рассказчиком, должны быть точными и научными, то есть, опираться на известные в литературоведении материалы, а не легенды;

- изложение должно быть образным, интересным. Для этого можно использовать опубликованные рассказы о писателях, написанные специально для детей, воспоминания современников и др. ;

- рассказ должен быть доступным дошкольнику. Не следует приводить даты (хронология не понятна ребенку). Можно использовать перифразы, например: это было очень давно, когда не было еще не только ваших мама и пап, но даже ваших бабушек и дедушек, или: это было так давно, что не только электричества и телевизоров не было, но даже и поезда еще не ходили, и т. п. ;

- рассказ должен быть близок детским интересам, то есть, в нем должны найти место сведения о детстве писателя, его семье, друзьях, играх, годах учения, отношении писателя к детям. Но останавливаться только на детских и юношеских годах писателя – значит не создавать в представлении ребенка законченной картины (ведь наша цель – познакомить детей с главным делом жизни писателя – его литературным трудом);

- рассказ должен быть оснащен богатым наглядным материалом, подготовленным заранее (портреты, фотографии, репродукции, выставка книг в уголке книги, иллюстрации к произведениям писателя и др.). Воспитателю следует уделять большое внимание качеству демонстрационных материалов, хорошо продумывать организационные моменты;

- чтобы рассказ был доступен ребенку, лучше опираться на понятное ему, а то, с чем он знаком практически. Например, почти в каждом городе есть улицы, библиотеки, театры, названные именем и т. д. ;

- особенно важно, чтобы в рассказе звучало личное отношение педагога к творчеству писателя. Личное создаст нужную тональность, которая сблизит рассказчика со слушателями. Если воспитатель сможет рассказать о своем отношении к писателю, о первой встрече с его книгами, это будет ничем не заменимым творческим началом в подобном виде работы с детьми.

После рассказа возможна длительная интересная совместная с детьми и родителями деятельность: чтение книг в детском саду и дома, прослушивание грамзаписей, сбор иллюстративного материала и составление альбома, экскурсии к памятным местам, творчество детей по мотивам произведений (лепка, аппликация, рисование, инсценирование и т. п., посещение выставки, театра, просмотр кинофильма, организация вечера развлечений. Таким образом, знакомство дошкольников с писателем и его творчеством должно осуществляться в системе.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Ребята, давайте жить дружно!»Конспект занятия «Ребята, давайте жить дружно!» Интегрированное занятие: «Ребята, давайте жить дружно!» 2я младшая группа Цель. Формировать у детей умение внимательно слушать, повторять.

Проект «Давайте жить дружно» Авторы проекта. Воспитатель: Волкова Светлана Александровна Вид проекта: информационный, творческий, с элементами игры По продолжительности.

Проект «Давайте жить дружно» Обоснование необходимости создания проекта. В последнее время родители и педагоги все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают.

Проект «Давайте жить дружно!» Обоснование необходимости создания проекта. В последнее время родители и педагоги все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают.

Проект «Давайте жить дружно» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному.

Проект «Ребята, давайте жить дружно» Внимание! С 28 октября по 12 ноября в нашей группе стартовал проект: «Ребята, давайте жить дружно!» Актуальность : В ходе наблюдений, мы.

Сценарий летнего праздника для детей младшего дошкольного возраста «Ребята, давайте жить дружно!» Цель: Создание положительной эмоциональной атмосферы приятного досуга и отдыха. Задачи: - Разнообразить формы игровой деятельности детей;.

Сценарий утренника ко Дню матери «Ребята, давайте жить дружно!» Ведущий: Здравствуйте, наши дорогие гости! Каждое последнее воскресенье ноября в России отмечается День матери. И сегодня нам очень приятно,.

Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика «Ребята, давайте жить дружно!» (6–7 лет) МБДОУ «Детский сад №24 “Сказка» Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика «Ребята, давайте жить дружно!» Муз. Фонограмма по м/ф – сказке.

Конспект НОД «Давайте жить дружно» Воспитатель МКДОУ детский сад № 10 (Светлячок) Щеголева Ольга Ивановна средняя группа НОД (Давайте жить дружно) Образовательная область:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Статья «С чего начинается литературное воспитание ребёнка» в рамках проекта «Ребята, давайте жить дружно!»
Опубликовано: 19 октября 2017 в 17:40
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД