ольга миллер
Самостоятельная деятельность дошкольников в рамках ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
«Вечный двигатель – это ребятишки:
девчонки и мальчишки.
Они всегда играют и устали не знают.
Они всегда в движении всем на удивление».
Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а значит не
следует этому мешать, и необходимо принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать, чем заняться.
Стремительно меняется мир - меняются педагоги и их воспитанники. На современном этапе сообщество педагогов дошкольного образования решает задачи перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты. В ФГОС указано на необходимость организации
Публикация «Самостоятельная деятельность дошкольников в рамках ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
образовательного процесса на основе создания условий для самостоятельной деятельности детей в дошкольном учреждении. Решая эти задачи, воспитатели должны проявить своё мастерство и профессионализм.
Педагогам следует решить:
* Как направить каждого ребёнка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы?
*Как чередовать игры и распределять детей в группе, на участке, чтобы им было удобно и комфортно играть, не мешая друг другу?
* Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты?
От умения педагога быстро решать эти вопросы и зависит всестороннее развитие детей, а также творческое развитие каждого ребёнка.
В стандарте намечены требования к воспитателям дошкольного учреждения, задающие его гуманистическую позицию, обозначена целевая установка для деятельности педагогов : поощрение инициативы, уверенности, самостоятельности ребёнка.
Инновационность стандарта определяется тем, что он сочетает в себе требования к обеспечению условий для социализации и индивидуализации дошкольника через воспроизведение детских видов деятельности, прежде всего, игровой. В условиях введения стандарта необходимо создать условия для становления и развития игры. Этих условий довольно много, но главным из них является способность и любовь взрослых к игровой деятельности. Иными словами, если взрослые умеют и любят играть, и они будут играть с ребёнком, у них есть все шансы для обеспечения психологического комфорта каждому ребёнку в течение дня. Поэтому педагоги должны создавать условия для организации совместной деятельности.
При создании условий для самостоятельной деятельности детей необходимо соблюдать следующие принципы:
* безопасность - в помещении не должно быть опасных предметов: острых, бьющихся, тяжелых, углы должны быть закрыты;
* доступность - используемые игровые средства располагаются так, чтобы ребенок мог дотянуться до них без помощи взрослых. Это помогает ему быть самостоятельным ;
* яркость, привлекательность;
*постоянство - оборудование и игрушки лежат на одних и тех же местах, ребенок всегда знает, где находится те или иные предметы, при желании может ими воспользоваться, также это приучает его к порядку;
* свобода выбора;
* насыщенность - наличием большого выбора сюжетно - ролевых игр, атрибутов, костюмов и т. д.
При организации самостоятельной деятельности в рамках ФГОС педагоги должны помнить, что:
1. Педагог заранее продумывает и планирует обязательное «присутствие» логических игр и игровых приёмов в любой возрастной группе; совместные с взрослыми игры (дидактические, настольно-печатные, театрализованные, коррекционные и профилактические, подвижные); ежедневные свободные игры без прямого руководства воспитателем.
2. В младшем возрасте эффективно использование игровых сказочных персонажей; в более старшем возрасте – использование сказочных и занимательных сюжетов (например, игры-путешествия, игры-развлечения).
3. В младшем возрасте воспитатель занимает позицию организатора, мудрого наставника, а в старшем возрасте он партнёр-исследователь, который вместе с детьми добывает новую информацию и искренне удивляется совместно полученным результатам (уголок экспериментов).
4. Ежедневно педагоги планируют и организуют совместные игры:
• Подвижные
• Дидактические
• Настольно-печатные
• Театрализованные (режиссерские, драматизации, игры-театры)
• Сюжетно-ролевые
• Игры на развитие мимики жестов, на снятие мышечного напряжения
• Коррекцию особенностей развития речи, движений, зрения и слуха детей
• Профилактические игры и упражнения: профилактика плоскостопия, нарушения осанки и т. д. (доступ к спортивному уголку).
5. При организации и проведении совместных игр педагог занимает позицию равноправного партнёра, позицию «маленького ребёнка», которому необходимо научится игре, правилам и действия.
6. Для развития свободной, самостоятельной игры педагог создаёт полноценную предметно-игровую среду и инициирует возникновение игр по интересам детей. При проведении самостоятельной игры педагог занимает позицию «созидателя игрового пространства», «активного наблюдателя». Поэтому воспитатель без необходимости не вмешивается в игры детей, не отвлекает их от игрового сюжета.
7. В перспективном плане педагог прописывает разнообразные виды игр, с которыми дети ещё не знакомы, или знакомую игру с новой целью.
8. Педагог внимательно изучает особенности и интересы каждого ребёнка для того, чтобы планируемая игра была востребована детьми и приносила им удовольствие.
9. Воспитатель внимательно наблюдает за игровыми интересами детей, преобладающими игровыми сюжетами и диалогами и на основе наблюдений планирует новый, развивающийся сюжет для сюжетно-ролевой игры.
10. Игровые атрибуты могут быть размещены в отдельных стеллажах и шкафах, специально оборудованных коробках и корзинах. Важными условиями их использования является доступность для детей, многофункциональность, безопасность для жизнедеятельности детей, разнообразие и многообразие.
11. Свободная самостоятельная игра начинается не с распределения ролей и скучной беседы, а с заранее условленного сигнала: со слов «А сейчас можно поиграть», с музыки, песенки, стихотворения, звукового сигнала.
12. Педагог продумывает своё пространственное расположение: находится там, откуда видны все играющие дети; располагается рядом с малышами в условиях разновозрастной группы или поближе к новому игровому пространству, где разворачивается новый, развивающийся сюжет.
13. При возникновении ссор и конфликтов между детьми воспитатель продумывает тактику поведения: обдумывает целесообразность вмешательства, приемы и способы психологической поддержки детей.
14. Педагог умело находит место и время для внесения запланированной заранее игровой ситуации (приглашение гостя, внесения новых атрибутов, диалога, которая предполагает удивление детей, стимулирует их творчества и фантазию.
15. Педагог вовлекает в игровую деятельность детей, учитывая их особенности, способности и интересы.
16. Педагог не распределяет роли, а способствует самостоятельному определению ребенка на роль.
17. В процессе выполнения игровых действий воспитатель предлагает детям усложняющиеся задания, которые способствуют индивидуальному развитию каждого ребёнка.
18. Педагог создаёт условия для продолжения самостоятельной деятельности на прогулке, где заранее создает предметно-игровую среду: выносятся игрушки и атрибуты; создаются закрытые «островки» в виде палаток, накидок на столы и кустарники; продумываются способы взаимодействия детей разных возрастов по интересам ребенка.
Эти рекомендации помогут педагогам реализовать важное требование ФГОС дошкольного образования - организовать психолого-педагогическое сопровождение развития детей в условиях самостоятельной игровой деятельности на основе индивидуализации образовательного процесса. А это очень важно, так как разработанный стандарт не допускает переноса трансляционной, учебно - дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – это человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.