Лучший педагог года

Самостоятельность, как социально-значимая характеристика личности ребёнка дошкольного возраста

Анна Голубятникова
Самостоятельность, как социально-значимая характеристика личности ребёнка дошкольного возраста

Проблема развития у детей дошкольного возраста самостоятельности как личностного качества,влияющего на процесс развития и достижение ребёнком состояния успешности при выполнении различных видов деятельности, занимает особое место в системе дошкольного образования. Развитие самостоятельности ребёнка дошкольного возраста связано с развитием его мотивационной сферы, поскольку стремление действовать самостоятельно, реализуя свои замыслы в различных видах детской деятельности, является важной особенностью детей данного возрастного периода.

Публикация «Самостоятельность, как социально-значимая характеристика личности ребёнка дошкольного возраста» размещена в разделах

Различные аспекты развития самостоятельности ребёнка находят отражение в исследованиях Л,И,Божович, Р,С,Бюре,Л,С,Выготского,А,В,Запорожца, И,С,Кона, М,В,Крухлет, А,Н,Леонтьева, А,А,Люблинской,Н,Н,Поддъякова,С,Л,Рубинштейна и других учёных. Научно-теоретический анализ исследуемой проблемы позволяет выделить важные характеристики самостоятельности, в том числе, присущие детям дошкольного возраста. Самостоятельность рассматривается,как способность выбрать поведение в зависимости от ситуации, так как личность созидается в своих действиях и творческих проявлениях (С,Л,Рубинштейн); отношение личности к выполнению своих обязанностей, к процессу и результату деятельности, поскольку формы проявления самостоятельности зависят от структуры и содержания деятельности,которую выполняет ребенок (А,Н,Леонтьев); способность отстаивать и доказывать свою точку зрения, иметь свое мнение (И,В,Охулкова); Как подчеркивает Л,И,Божович, самостоятельность является сложным личностным качеством, "посредством которого личность может ориентироваться в окружающей действительности, выстраивать правильное поведение в разных жизненных ситуациях, осознавать свои потребности, потребности других людей и с учётом этого определять цели своей деятельности"

Самостоятельность связывается не только с умением исполнять определённые действия без поддержки, посторонней помощи, но и способностью постоянно, непрерывно выходить за границы своих возможностей. Самостоятельность всегда ограничена рамками принятых в обществе норм и не означает полной свободы действия и поступков ребёнка (Е,О,Смирнова);

Как личностная характеристика самостоятельность начинает проявляться в младшем дошкольном возрасте и проявляется в стремлении ребёнка самостоятельно завладеть игрушкой,выполнять действия,включиться в речевую деятельность. К концу старшего дошкольного возраста, при условии оптимального воспитания и обучения, дети способны достигнуть значимых показателей самостоятельности в разных видах деятельности: в игре, в труде, в познании, в общении (Н,В,Елизарова,ГЮА,Цукерман,др.).

К психологическим основам самостоятельности деятельности дошкольника И. С. Кон относит:

1. Саморегуляцию-умение прогнозировать самостоятельную деятельность, то есть выбирать способы изменения заданных условий, средства для такого преобразования,последовательность действий.

2. Самодеятельность-собственно индивидуальная самоуправляемая деятельность, которая включает в себя:цель, потребность, мотивацию, способы реализации.

3. Самоактивацию-внутреннюю мотивацию деятельности.

4. Самоорганизацию-способность личности мобилизировать себя,целеустремлённо, активно использовать все возможности для достижения целей,рационально распределяя время,силы, средства.

5. Самоконтроль-компонент деятельности, позволяющий осуществлять ее на личностном уровне.

В исследованиях Р,С,Бюре определены три компонента самостоятельности (мотив,воля,умения, связанные с таким качеством личности, как ответственность и активность и определяющие отношение личности к себе, труду,другим людям,жизненным ценностям. Учёным указывается, что самостоятельность предполагает способность без чьей-либо помощи приводить в жизнь решения, отвечать за последствия своих поступков (нести ответственность, понимать, что такое поведение социально оправданно (самоконтроль). Выполняя самостоятельную деятельность,ребёнок реализует свои возможности (мотивация установка). При этом, чтобы принять самостоятельное решение, нужно обладать не только знанием и опытом,но и иметь определённые волевые усилия.

Таким образом, понятие "Самостоятельность" в психолого-педагогических исследованиях раскрывается достаточно широко и неоднозначно. Самостоятельность ребёнка связана с подчинением требованиям взрослых и в то же время с его собственной инициативой. Чем глубже ребёнком усвоены правила поведения, тем больше у него возможностей проявлять свою самостоятельность в новых условиях. Следует подчеркнуть, что самостоятельность складывается на протяжении всего периода детства и определяется содержанием деятельности ребёнка, достигая в своём развитии разных уровней в зависимости от требований, которые предъявляются взрослыми к ребёнку, и условий воспитания (Г,С,Прыгин).Критериями самостоятельности, по мнению Н,Н,Поддьякова, являются: самостоятельное решение задач, постановка и достижение целей деятельности, осуществление элементарного планирования, способность проявлять инициативу и творчество при решении возникающих задач.

Низкий уровень (подражательно-пассивный); ребёнок выполняет действия по образцу (копирует, подражает, самоконтроль не развит, мотивы ситуативны и связаны с внешним побуждением, практически не проявляется активность, ответственность определяется внешним контролем, потребность в помощи взрослого ярко выражена.

Средний уровень-(активно-поисковый) : ребёнок способен применить знания в знакомой для него ситуации, может осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль после завершения работы. Отмечается мотив в получении новых знаний.

Высокий уровень-(интенсивно-творческий) : ребёнок способен переносить и реализовывать самостоятельную деятельность в любых условиях, может контролировать свои поступки и поступки других, мотивы деятельности хорошо выражены.

Таким образом, самостоятельность является важнейшей характеристикой личности ребёнка т одновременно условием его развития и проявляется как своего рода независимость, способность и желание совершать действия или поступки, не прибегая к помощи других. Следовательно, развитие самостоятельности детей дошкольного возраста обуславливает повышение роли педагога в освоении технологий ее формирования с целью развития умения ставить цель деятельности, настойчиво добиваться ее выполнения, проявляя ответственность, инициативность и самоконтроль своей деятельности.

Публикации по теме:

Консультация «Воспитание личности ребёнка и готовность его к школе» Проблема готовности детей к обучению в школе — это жизненная задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослымиБеседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослыми Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности, открытость, умение идти на контакт со сверстниками и взрослыми.

Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возрастаХарактеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия,.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии личности ребёнка» Дошкольное детство, это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Невозможно представить себе развитие ребёнка без.

Консультация для воспитателей «Характеристика социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и.

Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка»Консультация «Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребёнка» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает.

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста на ПМПК (образец) Описание: Данный материал будет полезен, для воспитателей дошкольных учреждений. Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Роль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнкаРоль театрализованной деятельности в формировании всестороннего развития личности ребёнка Театрализованная деятельность доставляет детям много радости, привлекая своей яркостью, красочностью, динамикой и располагает целым комплексом.

Социально-значимая акция по безопасности дорожного движения «Светоотражающие элементы в одежде людей»Социально-значимая акция по безопасности дорожного движения «Светоотражающие элементы в одежде людей» Социально-значимая акция по безопасности дорожного движения "Светоотражающие элементы в одежде людей". Цареградская Анна Сергеевна, старшая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самостоятельность, как социально-значимая характеристика личности ребёнка дошкольного возраста
Опубликовано: 5 августа 2020 в 23:28
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД