МААМ-картинки

Семейное воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Александра Петрова
Семейное воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Петрова Александра Олеговна

"Семейное воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья"

Современный период развития коррекционной педагогики и специальной психологии характеризуется поиском новейших путей социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социализация аномального ребенка не может быть достигнута без присоединения к этому процессу его семьи. С самого рождения человек нуждается как в физических потребностях, так и в любви, заботе и в общении с близкими людьми. Ребенок с особыми потребностями в еще большей степени зависим от его окружения. Основной проблемой семей, где появляются дети с недостатками в развитии, считать, что «ребенок с дефектом – есть непременно дефективный ребенок» [См. : Мардахаев, 2003]. Поэтому дефект начинает восприниматься как социальный вывих [См. : Мардахаев, 2003]. Действительно, дети в ОВЗ достаточно много требуют от своего окружения, практически ничего не давая взамен, однако, они могут благотворно влиять на семью. Многие родители в воспитании таких детей видят позитивные стороны, связанные с единением семьи. Основная цель семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья – не давать чувствовать себя неполноценным. Поэтому близкое окружение – это особый коллектив, который играет в воспитании главную и важнейшую роль, заключающуюся в единении ребенка с родителями.

Публикация «Семейное воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

«Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью» [Философский энциклопедический словарь, 1983]. «Семейное воспитание - воздействие на развивающуюся личность ребёнка со стороны семьи как некоего единого целого, включающего и его самого» [Энциклопедический словарь по психологии и педагогике, 2013].

Когда в семье узнают об нарушениях в развитии своего ребенка или другом хроническом заболевании, они вступают в жизнь, полную сильных эмоциональных переживаний, трудных выборов, взаимодействия с различными специалистами и постоянной потребности в информации и услугах. Различают несколько этапов развития реакции родителей на рождение «особого ребенка» [См. : Корельская, 2013]:

·Отрицание. Первичная реакция у родителей, которые готовились к рождению здорового ребенка. Они долго не могут справиться с потрясением, не верят в поставленный диагноз. Типично многие люди думают, что дети с недостатками в развитии рождаются в асоциальных семьях, но не как не у них, в здоровой и полноценной семье. Родители начинают сомневаться в компетентности врачей, ищут других врачей, чтобы с их помощью опровергнуть диагноз, появляется ложная надежда на выздоровление ребенка. Поэтому, на данном этапе важно оказать помощь таким семьям, ведь задержка в медицинской, педагогической и психологической коррекции дефекта может привести к дальнейшим проблемам в развитии ребенка.

· Гнев. Также распространенная защитная реакция в семьях. Родители отчаиваются, начинают обвинять в проблеме как себя, друг друга, так и ребенка. На этом этапе часто один из родителей, более «слабый», чаще это оказывается мужчина, устраняется от решения проблемы и уходит из семьи.

· Чувство вины. На данном этапе семья переживает всеобщее страдание, родители начинают жалеть себя, считать, что это им наказание «за грехи»; близкие начинают искать причины, которые могли вызвать заболевание у ребенка.

· Принятие. Заключительный этап своеобразной адаптации родителей. Семья принимает диагноз своего ребенка, более того, начинает искать положительные установки для дальнейшей реабилитации.

Таким образом, появление ребенка с ограниченными возможностями здоровья и трудности, с которыми сталкиваются родители, связаны с резкой переменой повседневного уклада жизни. Аналогично Н. Г. Корельская приводит типы семей по ситуации восприятия аномального ребенка [См. : Корельская, 2003]: подавленность ряда потребностей, таких как необходимость в продолжении рода, необходимость в общении; продолжительное и затяжное состояние тревоги, вызванное отсутствием перспектив на будущее, непринятием со стороны общества; проблема в сохранении семьи: опасение жены остаться одной с ребенком; материальные трудности; проблема в продолжении карьеры и самореализации; многократные психотравмирующие ситуации, которые связаны с диагнозом ребенка и проч. ; полное поглощение проблемами, связанными со здоровьем ребенка.

После принятия диагноза в семьях начинает конструироваться определенный социально-психологический климат жизни аномальных детей. Такие семьи можно разделить на определенные группы.

1. Первая группа. Типичный стиль воспитания – гиперопека. Данный стиль характеризуется чересчур заботливым отношением к ребенку. Родители пытаются защитить дитя от мнимых опасностей; у матери наблюдается повышенный уровень тревожности и нервно-психической напряженности. Родители зачастую имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своих детей с недостатками в развитии [См. : Егорова, 2002].

2. Вторая группа. Типичный стиль воспитания – гипоопека. Характеризуется снижением эмоционального контакта родителя с ребенком. Семьи уделяют излишнее внимание лечению детей, предъявляют завышенное требование к медицинскому персоналу, педагогам, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счет эмоционального отвержения ребенка.

3. Третья группа. Типичный стиль воспитания – сотрудничество. Взаимные ответственные отношения родителей и ребенка в совместной деятельности. Как правило, данный стиль возникает, когда родители верят в успех своего дитя и сильные стороны его природы, развивают самостоятельность ребенка во взаимодействии с окружающим миром.

4. Четвертая группа. Типичный стиль воспитания – авторитаризм. Характеризуется авторитарной позицией родительской установки. Свойственны: пессимистический взгляд на будущее ребенка с ограниченными возможностями здоровья, постоянное ограничение его прав, жестокие родительские предписания. В таких семьях от детей требуют обязательного исполнения всех упражнений и заданий. При этом не учитывается двигательные, психические и интеллектуальные возможности. Часто прибегают к наказаниям.

Данные группы моделируют некие стратегии и тактики в отношении родителей к дефекту ребенка. Существуют две модели-крайности: «охранительное воспитание» ребенка с ОВЗ и «равнодушное воспитание» данных детей [См. : Егорова, 2002]. Характеризуя «охранительное воспитание», можно сказать, что представленная модель связана с переоценкой дефекта. В данном случае ребенка излишне балуют, жалеют, оберегают от мнимой опасности. Родители, выполняя всё за ребенка, думают, что совершают благо. На деле, они делают его беспомощным, совершенно не подготовленным к жизни. Ребенок не научается выполнять навыки самообслуживания, не внимателен к требованиям взрослых, не умеет вести себя в обществе, не стремится к обучению с другими детьми. Как следствие, данная модель «охранительного воспитания» создает условия для искусственного изолирования аномального ребенка от общества и подводит его к развитию эгоистической личности с преобладанием потребительской ориентации. Другая крайность – «равнодушное воспитание». Данная модель поведения родителей приводит к возникновению у ребенка чувства ненужности, отверженности и одиночества. В таких семьях дети с ОВЗ становятся недоверчивыми, робкими, неискренними с близкими и окружающими. Несомненно, такой ребенок приспособится к обществу, но равнодушное и недоброжелательное отношение к людям будет присутствовать. Отметим, что данные модели в некой степени вредят ребенку-инвалиду. Следовательно, выходом из данной ситуации педагоги и психологи считают модель «золотой середины».

Н. Г. Корельская выделяет следующие причины ошибок в семейном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья [См. : Корельская, 2003]:

· пониженный уровень педагогических знаний родителей о психофизических и возрастных особенностях их ребенка;

· личностные особенности родителей, влияющие на характер взаимоотношений с их ребенком;

· позиция социума, некий «социальный барьер», способствующий «замыканию» родителей в собственных проблемах и препятствующий их преодолению.

Учитывая вышесказанное, скажем, что в современном обществе необходим поиск нового подхода при подготовке специалистов к организации педагогического сопровождения семей, имеющих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и воспитании, так же как и родители имеют не менее важную информацию, касающуюся их ребенка.

Список литературы

1. Егорова, Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: учебное пособие / Т. В. Егорова. — Балашов: "Николаев", 2002. - 80 с.

2. Корельская, Н. Г. «Особенная» семья - «особенный» ребенок / Н. Г. Корельская. - М., 2003. – 232 с.

3. Мардахаев, Л. В. Отечественная социальная педагогика / Л. В. Мардахаев. – М. : «Академия», 2003. – 384 с.

4. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983: dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy

Публикации по теме:

Досуговая деятельность воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Досуговая деятельность воспитанников с ограниченными возможностями здоровья как условие эффективного социально – личностного развития[/b].

Формирование самооценки ребенка с ограниченными возможностями «Формирование самооценки ребенка с ограниченными возможностями в образовательном учреждении" В современном обществе проблема детей с ограниченными.

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья Сегодня в нашей стране около двух миллионов детей, которым требуется особый педагогический подход. Из-за особенностей психофизического развития.

Картотека подвижных игр для детей с ограниченными возможностями здоровья Подвижные игры для слабовидящих или слепых детей «Узнай фигуру» Цель: развитие тактильной чувствительности, обучение навыкам узнавания формы.

Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья Особенности работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Автор: учитель – логопед – Аникина Ольга Яковлевна.

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с.

Специфика ресурсов семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья Семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями здоровья с точки зрения системного подхода, делятся на нормально функционирующие.

Воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья Семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребенка, личность которого еще только формируется.

Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья «Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников с ОВЗ» Дошкольники с недостатками развития живут не в изоляции. Семья, являясь.

Экологическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семейное воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 26 апреля 2019 в 20:31
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД