МААМ-картинки

Семейный детский сад: алгоритм создания и особенности работы

Инна Лялина
Семейный детский сад: алгоритм создания и особенности работы

Что такое «семейный детский сад»?

Первым делом надо определить, что же такое "семейный детский сад"? Это вовсе не частный коммерческий детский сад на дому, это особая форма поддержки многодетных семей государством. То есть в семейном детском саду числятся свои собственные дошкольники из многодетной семьи. Семейный детский сад является структурным подразделением обычного детского сада, а один из родителей числится в этом детском саду воспитателем и имеет трудовую книжку, осуществляя при этом уход за своими детьми.

Публикация «Семейный детский сад: алгоритм создания и особенности работы» размещена в разделах

Что дает семейный детский сад?

•возможность детям получать дошкольное образование в условиях дефицита мест в детских садах

•поддержку многодетным семьям, имеющим детей дошкольного возраста

•предоставление родителям возможности трудоустройства, не прерывая процесса воспитания собственных детей

•возможность родителям получать квалифицированную помощь по развитию детей, имеющих ограниченные возможности здоровья

Кто может создать семейный детский сад?

В первую очередь, многодетные родители, а также любая семья, имеющая опыт воспитания собственных детей. В случае, если семья имеет одного или двух детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, то организовать семейный детский сад она может при условии приема не менее трех детей из других семей. Максимально допустимое количество детей в семейном детском саду – 5 человек.

Где создается семейный детский сад?

Семейный детский сад организуется по месту жительства семьи – в квартире или доме, а также на базе любого образовательного учреждения (детский сад, школа) или в ином жилом помещении, принадлежащем лицу, оказывающему услуги по дошкольному образованию, присмотру, уходу и оздоровлению детей, на праве собственности или в арендованных помещениях.

Для того чтобы создать семейный детский сад, нужно обратиться в дошкольный отдел окружного управления образования Департамента образования, сотрудники которого посоветуют ближайший детский сад, работающий по этой системе. Для открытия данного структурного подразделения администрация ДОУ вносит поправки в уже имеющиеся локальные акты и разрабатывает на основе типовых документов, утвержденных для работы с названным проектом, правовую базу с учетом своего профиля, а именно:

положение об организации деятельности семейного детского сада

•должностные инструкции сотрудников семейного детского сада (медсестры, педагога-психолога, социального педагога, воспитателей по физической культуре и музыке)

•приказ о создании структурного подразделения «Семейный детский сад»

•приказ о приеме на работу воспитателя семейного детского сада (приказ о приеме на работу является типовым и по форме не отличается от приказа о приеме обычных сотрудников ДОУ);

•трудовой договор с воспитателем семейного детского сада;

•договор о сотрудничестве с воспитателем детского сада как с роди-телем (составляется по типовой форме и не имеет отличий от договора, составляемого для родителей воспитанников, посещающих обычные группы ДОУ);

•график работы воспитателя семейного детского сада;

•режим дня семейного детского сада.

Главная задача ДОУ— помочь семье успешно адаптироваться к особенностям нового педагогического пространства, организовать методическое сопровождение семьи, открывшей у себя дома детский сад.

Семейный детский сад — явление актуальное. Это одна из форм образования будущего, поэтому задача руководителей ДОУ грамотно развивать и совершенствовать данную форму образования.

Какие существуют требования к открытию семейного детского сада?

Группа семейного детского сада должна быть оснащена необходимым оборудованием, мебелью, соответствующим возрасту и росту детей, с учетом гигиенических и педагогических требований. Образовательное учреждение, к которому прикрепляется семейный детский сад, предоставляет мебель, мягкий инвентарь, посуду и моющие средства, канцелярские товары, игрушки и прочие принадлежности для образовательных целей в соответствии с установленными требованиями.

Для организации работы семейного детского сада необходимо :

•выделить отдельную комнату (комнаты, предусмотрев место для игр и дневного сна

•установить детскую мебель

•выделить игровой уголок, оборудовав его игрушками, развивающими играми, книгами

создать условия для организации питания детей

создать условия для хранения верхней одежды, нательного и постельного белья

•обязательно соблюдать условия для безопасности детей

Как подбираются сотрудники в семейный детский сад?

На должность воспитателя семейного детского сада назначается гражданин (родитель, подавший заявление о создании семейного детского сада, имеющий среднее (полное) общее образование, и не имеющий противопоказаний по допуску к педагогической деятельности. Преимущественным правом для назначения на должность воспитателя семейного детского сада пользуются лица, имеющие среднее или высшее профессиональное педагогическое образование. При подборе воспитателя семейного детского сада учитываются его личные качества, гарантирующие гуманистический характер взаимодействия с детьми.

Семейный детский сад : плюсы и минусы

Общение с родителями показало, что трудности при организации семейных детских садов часто бывают вызваны недопониманием этого вопроса родителями. Многих пугает необходимость составлять «отчетную документацию» по вопросам

воспитательно-образовательной работы и авансовые отчеты по продуктам питания. Многих смущает напряженный график работы мамы-воспитателя : занятия, приготовление пищи, уход за детьми. Конечно, от мамы требуется постоянная повышенная организованность, но эта напряженность оправдывается, ведь благодаря новой форме работы можно профессионально воспитывать и развивать своих детей, используя ресурсы детского сада. Большинство многодетных мам все-таки оптимисты и видят только плюсы такой работы :

•мама трудоустроена, а значит повышается ее социальный статус в глазах близких и окружающих;

•постоянное консультирование мам-воспитателей специалистами детского сада помогает им справиться с возрастными трудностями, возникающими у детей;

•использование ресурсов детского сада помогает маме грамотно проводить занятия с детьми;

•появляется возможность повысить квалификацию или получить образование (даже второе высшее);

•адаптация детей проходит легче в коллективе сверстников;

материальная сторона находится в выигрышном положении — ведь заработная плата мамы-воспитателя выше пособия по уходу за ребенком.

Минусы семейного детского сада

•Дети круглосуточно находятся с мамой, все заботы по воспитанию и обслуживанию ложатся на ее плечи, у нее практически не остается личного времени

•Маме приходится выполнять роль воспитателя, повара и няни, на нее еще возлагается ведение определенной отчетности и бухгалтерии, а также подготовка к занятиям с детьми

•Необходимо регулярно проходить врачебную комиссию, сдавать анализы и ставить отметку в медицинской книжке

•Если один ребенок заболевает, то у мамы нет возможности отвести остальных на занятия или на прогулку

Роль семейных детских садов на современном этапе развития дошкольного образования

Семья — это маленькое государство, где жизнь протекает по своим правилам, которые передаются от поколения к поколению. Чем крепче семья, тем крепче государство в целом. Эти выражения не простые тезисы — это принципы сосуществования двух институтов: государства и семьи. Непосредственным участником процесса взаимодействия государства и семьи является ребенок. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что ребенок находится в ней в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка. Первым и наиболее значимым воспитателем для ребенка является мама, которая любит его нежно и безгранично за удачи и поражения, за радости и огорчения, за победы и шалости. Мама передает ему свои знания и умения. Занимаясь с ней, ребенок находится в состоянии наибольшего психологического комфорта и раскрепощения, что, безусловно, благотворно влияет на его развитие.

Актуальные проблемы практики

Ежегодные медицинские осмотры родителей-воспитателей

Ежегодные медицинские осмотры родителей-воспитателей проводятся на общих основаниях, предусмотренных для воспитателей ДОУ.

Перед медицинским осмотром следует оформить медицинскую книжку и предоставить ее в медицинский кабинет ДОУ.

Питание детей в ДОУ

Питание детей из групп семейного детского сада при посещении ими занятий в ДОУ на данный момент невозможно в силу трудности организации процесса кормления и перерасчета компенсаций. Однако администрация детского сада вправе пойти навстречу структурному подразделению, самостоятельно разработав приемлемую форму взаимодействия в данном вопросе.

Отчетность

Календарно-тематическое планирование и отчетность, которые составляют воспитатели семейных детских садов, должны соответствовать программе, по которой работает детский сад. В то же время никакой обязательной формы отчетности не существует, только рекомендации. Предпринимались разные способы научить воспитателей составлять планирование и отчетность, но все они вызывают одни и те же трудности: составление занимает много времени; воспитатель не всегда хорошо представляет себе необходимые действия не только по ведению отчетности, но и по организации воспитательно-образовательного процесса. Кроме того, у многих родителей нет педагогического образования, но даже если есть, зачастую у них отсутствует опыт работы с такого рода документацией. Формы отчетов, разработанные коллективом авторов, облегчат мамам-воспитателям эту работу.

Летний отпуск

Действующее в детском саду положение об отпусках составлено в соответствии с нормами трудового законодательства РФ, которые не предусматривают возможности замены очередного отпуска денежной компенсацией. Родители-воспитатели приравнены к воспитателям детского сада, работающим на общих основаниях, тогда как выплата компенсации за неиспользованный отпуск возможна только в случае увольнения работника. Воспитателям структурного подразделения «Семейный детский сад», также как и воспитателям ДОУ предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск.

Летний оздоровительный период

В летний период семейный детский сад вправе выехать на оздоровительный отдых, например, на дачу. В этом случае родитель-воспитатель предоставляет в ДОУ соответствующее заявление (с указанием места нахождения структурного подразделения, контактных данных воспитателя, а образовательная деятельность детей осуществляется по месту нахождения структурного подразделения.

Организация питания в семейном детском саду

Система взаимодействия с воспитателями структурного подразделения «Семейный детский сад» при организации питания в каждом ДОУ своя, потому что никаких обязательных требований на уровне законодательства не существует, только рекомендации.

В начале работы воспитателя семейного детского сада желательно познакомить с меню, технологическими картами приготовления блюд, списком рекомендуемых продуктов питания в соответствии с возрастом детей (см. приложение 10, дать общую информацию о стоимости питания. В частности, на данный момент на питание ребенка в возрасте от 2 месяцев до 1,5 лет выделяется 90 рублей в день, в возрасте от 1,5 до 3 лет —93 рубля, а в возрасте от 3 до 7 лет — 106 рублей. Обладая данной информацией, родители могут сами подсчитать, какая сумма может быть компенсирована им за питание, и соответствующим образом про-контролировать закупки продуктов.

Особенности воспитательно-образовательной работы в семейном детском саду

Специфика работы воспитателя семейного детского сада

В чем разница между воспитателем обычного детского сада и родителем-воспитателем семейного детского сада? Самое главное и определяющее в этом вопросе приставка «родитель». Никто, кроме родителей, не может лучше понять ребенка. Родители всегда поймут (даже если ребенок с проблемами в развитии, что хотел сказать или сделать ребенок, почему он обиделся или заплакал. Они успокоят, утешат его, уделят ему столько внимания, сколько нужно, сделают замечание, когда-то и отругают. И ребенок гораздо легче воспримет замечания родного человека, чем чужого, что позволит ему сохранить психологический комфорт. Говоря об особенностях работы родителя-воспитателя, необходимо обратить внимание и на некоторые методические аспекты организации педагогического процесса. Так, воспитатели детских садов чаще всего работают с одновозрастными группами.

Воспитанники же семейного детского сада составляют разновозрастную группу, что вызывает у воспитателя значительные трудности при решении воспитательно-образовательных задач, формировании достаточного уровня знаний и умений детей. Это связано с тем, что методическая литература в основном рассчитана на дошкольные учреждения с одновозрастным составом детей, поэтому организация педагогического процесса требует от педагога знания программы всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования: возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом.

Группы семейного детского сада малокомплектны : в них, как правило, 3—4 ребенка. Это позволяет маме-воспитателю держать в поле зрения всех детей, уделять внимание каждому ребенку, в то время как в детском саду преобладает коллективный подход. Из этого вытекает следующая, и может, самая главная особенность семейного детского сада—индивидуальный подход к каждому ребенку.

Являясь воспитателем семейного детского сада, мама все равно остается мамой. Ей трудно полностью абстрагироваться от своей основной социальной роли родителя и скрупулезно разделить свое общение с детьми на математику, развитие речи и прочие предметы дошкольной программы. Проживая вместе со своими детьми каждый день, она стремится рассказать им о мире, научить чему-то новому и полезному, пере-дать все то лучшее, что есть в ней самой. Кроме того, родитель-воспитатель может приводить детей на занятия в детский сад, к которому прикреплена семья. Воспитанники семейных детских садов могут посещать музыкальные и физкультурные занятия в детском саду, а также занятия с психологом. Родители семейного детского сада при наличии советующего образования могут быть не только воспитателями. В соответствии со штатным расписанием они могу работать на 0,25 ставки психологом, музыкальным руководителем, воспитателем по физкультуре, социальным педагогом, логопедом.

Специфика работы социального педагога в семейном детском саду

Социальный педагог структурного подразделения «Семейный детский сад» — это связующее звено между ДОУ и семьями воспитанников. Основная задача социального педагога — учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, взаимоотношений между родителями и детьми в семье, психологического климата, существующего между педагогами ДОУ, детьми и родителями-воспитателями.

Взаимодействие социального педагога с воспитателями семейных детских садов должно быть направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы для гармоничного развития и воспитания ребенка. Выделяют следующие направления работы социального педагога с семьей:

•просвещение по вопросам психологии и педагогики

•формирование у родителей-воспитателей понимания принадлежности к образовательно-воспитательному пространству

•психолого-педагогическая диагностика

•коррекционная работа

Специфика работы медицинской сестры в семейном детском саду

Медицинская работа с воспитанниками структурного подразделения проводится в том же объеме, что и с детьми групп детского сада. В обязанности старшей медсестры входит тщательное изучение медицинских карт детей с целью планирования работы по сохранению и укреплению здоровья каждого воспитанника. Прививки детям из структурного подразделения «Семейный детский сад» в соответствии с планом делает медсестра детского сада под контролем врача-педиатра, который перед вакцинацией осматривает каждого ребенка. На основании данных медицинской карты старшая медсестра дает рекомендации педагогам и специалистам, работающим с детьми. Старшая медсестра проводит работу по организации взаимодействия с воспитателем структурного подразделения по вопросам закаливания, использования здоровьесберегающих технологий на занятиях, прогулке, в играх.

Семейный детский сад – явление для нашей страны новое и безусловно, - одна из форм образования будущего, так как является актуальным явлением, получившим большой отклик среди многодетных семей. Это хорошая альтернатива муниципальному детскому саду, которая дает возможность женщине совместить работу и воспитание детей. Хочется верить, что подобная форма поддержки семей будет вводиться во всех регионах и станет повсеместной.

Публикации по теме:

Алгоритм работы по ознакомлению старших дошкольников с растениями сада Цели: систематизировать знания детей о растениях сада; воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе; развивать наблюдательность,.

Алгоритм работы по ознакомлению старших дошкольников с лекарственными растениями Цель: познакомить с видами лекарственных растений, учить правилам их сбора, хранения и применения в лечебных целях; развивать познавательность,.

Алгоритм работы по ознакомлению старших дошкольников с огородом Цель: Расширять представления детей о культурных растениях, о необходимых условиях для их роста и прививать трудовые навыки. Формирование.

Фотоотчет создания макета «Детский сад моей мечты».Фотоотчет создания макета «Детский сад моей мечты». 11 сентября мы все в нашем саду отмечали важное событие – День рождения нашего сада. Ему исполнилось 9 лет. Мы каждый год по-разному отмечаем.

Инновационные методы работы с семьей «Семейный театр в ДОУ» Совместной деятельностью принято считать деятельность, возникшую при объединении людей для достижения общих целей. Одной из форм такой деятельности.

Мастер-класс создания коллективной работы «На льду» (нетрадиционная аппликация)Мастер-класс создания коллективной работы «На льду» (нетрадиционная аппликация) Зима - удивительное и красивое время года. С неба крупными хлопьями падает мягкий, пушистый снежок. Все улицы – в сугробах. Кажется, что.

Организация работы семейного клуба «Общение» в ДОУ (из опыта работы) учитель – дефектолог: Н. В. Исмаилова. На протяжении многих лет наше дошкольное учреждение работает над решением проблемы повышения эффективности.

Развитие музыкальной одарённости детей посредством создания системы работы по художественно-эстетической направленности Шефер Анна Константиновна МДОБУ «Детский сад № 5 «Теремок» город Минусинск Развитие музыкальной одарённости детей дошкольного возраста.

Семейный клуб «Здоровей-ка». Планирование работы с родителями Семейный клуб «Здоровей-ка» Цель работы клуба: Взаимодействие с родителями в процессе улучшения психофизического здоровья младших дошкольников.

Статья «Особенности психического развития ребёнка 3–4 лет» Статья «Особенности психического развития ребёнка 3-4 лет» Для каждого ребенка возраст от трёх до четырёх лет – важный период детства. В.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Семейный детский сад: алгоритм создания и особенности работы
Опубликовано: 21 марта 2016 в 23:38
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД