Лучший педагог года

Консультация «Сказка — опера как средство развития творческих способностей старших дошкольников»

Лариса Кордик
Консультация «Сказка — опера как средство развития творческих способностей старших дошкольников»

Смена приоритетов в системе образования, ориентация на формирование творческой личности приводит к интенсивному поиску нового содержания и наиболее эффективных средств образовательной деятельности. Появляется необходимость в образовательном результате, который определяется не только суммой усвоенных знаний и умений, но и готовностью дошкольника к успешному решению, как учебных задач, так и творческих, что порождает необходимость раннего развития творческого (креативного) потенциала у дошкольников.

Публикация «Консультация „Сказка — опера как средство развития творческих способностей старших дошкольников“» размещена в разделах

Проблема создания условий для развития и проявления творческих способностей личности исследуется на стыке педагогики, педагогической психологии и психологии творчества.

Так как театрализованная игровая деятельность по способу образования и своему типу помогает осваивать духовный и материальный мир одновременно и создавать новый продукт, то можно предположить, что она может повысить креативное мышление детей и развивать их творчество, если ее правильно организовать, применив научно обоснованную методику.

Одним из инновационных направлений театрализованной деятельности старших дошкольников является интегрированный жанр литературного и музыкального творчества – «сказка-опера».

Как известно, сказка – это повествовательное или литературное произведение устного народного творчества о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. Опера – это музыкально-драматическое произведение, спектакль, в котором артисты поют в сопровождении оркестра.

Таким образом, сказка-опера – это опера, поставленная на основе сказочного сюжета.

В детском саду знакомство с оперой чаще всего осуществляется в форме слушания классических музыкальных произведений (М. Глинки, Римского-Корсакова, С. Прокофьева и др.) В настоящее время многие отечественные педагоги (Е. Устинова, А Савинова, В. Симукова и др.) разрабатывают свои авторские методики именно в этом направлении.

Но наряду с этим целесообразно осуществлять еще и постановку маленьких детских сказочных опер. Теоретическую базу такой интересной формы работы с детьми разработали Н. А. Ветлугина и О. П. Радынова. Благодаря их исследованиям, использование сказки-оперы как средства развития творческих способностей детей становится все более популярным среди педагогов-практиков (Е. Лютова, О. Козлова, Л. Блохина, Е. Горбина и др.)

Музыкальные партии сказки-оперы могут быть строго регламентированы автором либо они могут строиться на основе детских вокально-творческих импровизаций. В этом случае эталонами и образцами для подражания выступают не только вокальные импровизации взрослого, но и мелодии музыкальной классики.

Таким образом, постановка сказок-опер в детском саду значительно расширяет возможности педагога в развитии вокального творчества детей.

В МАДОУ ЦРР д\с №116 уделяется большое внимание развитию творческих способностей детей во всех трех основных направлениях деятельности: физкультурно-оздоровительном, интеллектуально-познавательном и художественно-эстетическом. Одним из разделов образовательной деятельности по художественно-эстетическому направлению является «музыкальное развитие». Именно в этом разделе мною, музыкальным руководителем, ведется работа по постановке сказок-опер. В рамках музыкальных занятий довольно сложно осуществлять эту кропотливую работу. Поэтому было принято решение о включении в сетку занятий детей старшего дошкольного возраста дополнительного занятия театральной студии «Веселая карусель». Мною была разработана авторская программа по театрализованной деятельности в ДОУ «Музыкальная шкатулка».

Работа с детьми строиться поэтапно.

Первый этап – формирование способности восприятия интонации. Мелодика речи – совокупность тональных средств, модуляция высоты тона при произнесении фразы. Голос поднимается и опускается с горки – прием с помощью игрового упражнения «Дирижеры»; «Вопрос-ответ – закрепить навыки восприятия мелодии, повествовательных, вопросительных, восклицательных фраз и предложений.

Второй этап – темп речи (скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление в связи с музыкой). Знакомство с понятием «быстро», «медленно», выполняя серии хлопков, прыжков, взмахов рук.

Третий этап – ритм речи – упорядоченность звукового и словесного состава речи. Дети усваивают с помощью игр-упражнений на развитие умений, различать на слух, равномерно повторяющийся или неожиданный акцент и воспринимать ритм рисунка.

Четвертый этап – тембр голоса – окраска, качество звука. Проводится игра «Угадай-ка». Задача детей – охарактеризовать голос: радостный, грустный, злой, испуганный, удивленный.

Пятый этап – логическое ударение – интонационное средство, деление какого-либо слова. Детей подводят к пониманию, что слова, особенно важные в предложении, произносятся громче или медленнее остальных.

Итак, я полагаю, что сказка-опера является эффективным средством развития творческих способностей старших дошкольников.

Нет сомнения в том, что все дети талантливы. Однако зачастую задатки, заложенные в детей природой, остаются нераскрытыми. Создать благоприятные условия для развития талантов каждого ребенка – это одна из важнейших задач взрослых (родителей и педагогов).

МАДОУ ЦРР д\с №116

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Кордик Лариса Алексеевна

Публикации по теме:

Изоэкология как средство формирования экосознания и развития творческих способностей дошкольников «Изоэкология как средство формирования экосознания и развития творческих способностей дошкольников» «Мир, окружающий ребенка, – это прежде.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников Актуальность Нет неталантливых детей. Все дети рождаются совершенными. Ребенка формирует окружающий мир и воспитание. Именно в дошкольный.

Театрализованная деятельность в рамках ФГОС как средство развития творческих способностей дошкольников В российском образовании необходимыми условиями формирования гармонически развитого человека являются интеллектуальная свобода, хороший.

Консультация для воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» Пластилинография как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Выполнила: Воспитатель1-ой категории МБДОУ.

Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование как средство развития творческих способностей дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Детское экспериментирование как средство развития творческих способностей дошкольников» ель мастер класса- Дать участникам мастер класса практические знания, об опытно- экспериментальной деятельности детей и возможности применения.

Мыльные пузыри как средство развития творческих способностей у дошкольниковМыльные пузыри как средство развития творческих способностей у дошкольников ва года назад меня заинтересовала тема обучения дошкольников нетрадиционным техникам рисования. Эту тему я выбрала для своего самообразования.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников В своей статье хотелось бы передать всю атмосферу творческого полёта в нашем учреждении. Не секрет, что формирование творческой личности.

Презентация «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников» музыкального руководителя Барт И. А. по теме:"Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей.

Подвижная игра как средство развития творческих способностей детей с общим недоразвитием речи. Консультация для родителей Подвижная игра как средство развития творческих способностей детей с общим недоразвитием речи. Консультация для родителей Основой для развития.

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольниковТеатрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников Доклад на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников» Артисты с грядки. Театрализованная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Сказка — опера как средство развития творческих способностей старших дошкольников»
Опубликовано: 13 января 2018 в 08:31
+38Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД