МААМ-картинки

Статья «Социальная адаптация детей младшего возраста посредством театрализованной деятельности»

Елена Токарева
Статья «Социальная адаптация детей младшего возраста посредством театрализованной деятельности»

Данная статья расскажет о формировании познавательных процессов и социальной адаптации детей младшего возраста, гуманизации воспитательного процесса посредством театрализованной деятельности.

Публикация «Статья „Социальная адаптация детей младшего возраста посредством театрализованной деятельности“» размещена в разделах

В области познавательной активности у ребёнка следует воспитывать интерес к культуре поведения на примере сказочных героев, побуждать находить необычное в знакомом и привычном, вместе с ребёнком анализировать и делать маленькие открытия в сказках. Для этого необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды через героя сказки, публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей.

Нравственные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, совершать правильные поступки.

С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, о коррекционных возможностях театра.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования разносторонне развитой личности. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни героев театрализованных постановок, что дает им возможность глубже познать окружающий мир, формирует уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать, находить правильный выход из проблемных ситуаций. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Но при внедрении театрализованной деятельности в процесс социализации детей возникает противоречие между формированием активной жизненной позиции ребёнка младшего возраста, приобщением его к нравственным, духовным ценностям и уровнем воспитанности в семье и в детском дошкольном учреждении.

А потому использование театрализованной деятельности как инструмента социализации детей решает следующие задачи:

-создать условия для развития нравственных ценностей у детей младшего возраста;

-организовать воспитательную деятельность, направленную на формирование способности к сопереживанию, чувства ответственности за свои поступки, отзывчивость по отношению к сверстникам, умению мирно разрешать конфликты через коллективные действия, взаимодействия;

-создание атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, раскрепощая ребенка (желание выступать перед куклами и сверстниками,работая над речью, интонацией; расширяя и активизируя словарный запас детей, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству, что ведет к повышению нравственного уровня ребенка;

-создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ребёнка, пробуждать в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;

-приобщать воспитанников к праздникам, традициям, народно – прикладному искусству, устному народному творчеству, к русским народным играм;

воспитывать уважительное отношение к результатам детского творчества.

Планируемыми результатами могут быть:

• Повышение уровня нравственной культуры детей младшего возраста.

• Повышение уровня приоритетности и общепризнанности в детском коллективе ценностей гуманизма, уважения к окружающему миру, толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности придти на помощь.

• Получение воспитанниками удовлетворения от результатов и процесса перевоплощения, импровизации; ощущение собственной необходимости и полезности от исполнения собственной роли.

• Усиление ориентации воспитанников на духовные ценности.

Приложение

Примерный план мероприятий по социальной адаптации:

Вид деятельности: организационная

Цель: подготовить условия и детей

Вид деятельности: художественно-речевая

1. Беседа на тему: «Театр»

Показ иллюстраций и фотографий. Приобщение детей к театру

2. Прочтение сказки «Бобовое зернышко». Беседа по ее содержанию

Задачи: познакомить детей с сюжетом сказки, работать над интонацией, выразительностью, дикцией.

3. Знакомство с текстом сказки «Гуси – лебеди»

Задачи: вспомнить с детьми сюжет сказки, работа с текстом.

4. Сказка «Вершки-корешки».

Задачи: знакомство с текстом сказки, способствовать умению детей передавать содержание сказки своими словами, формировать память, речь

5. Прочтение сказки «Морозко». Беседа по ее содержанию

Задачи: познакомить детей с содержанием сказки, учить передавать содержание своими словами

6. Сказка «По щучьему веленью». Беседа по ее содержанию

Задачи: продолжать воспитывать чуткость к художественному слову, запоминать ключевые моменты сказки, связывать сказку с былью, развивать речь

7. Сказка «Заячья избушка». Знакомство с текстом сказки

Задачи: учить передавать содержание сказки своими словами, развивать память, речь

8. Прочтение сказки «Волк и семеро козлят». Работа с текстом сказки

Задачи: учить запоминать и передавать содержание сказки

Театрально-игровая

1. Игра «Узнай сказку» (по иллюстрациям, по отрывкам)

Задачи: закрепить знания текстов сказок, развивать память

2. Загадки, словесные игры по тексту сказки «Бобовое зернышко»

Задачи: закреплять знания детей о сказке, способствовать развитию воображения, речи, речевого дыхания

3. Театрализованное представление сказки «Гуси – лебеди»

Задачи: воспитывать у детей умение передавать содержание сказки, формировать дикцию, интонационную выразительность

4. Игра «Вершки и корешки с героями сказки мужиком и медведем

Задачи: способствовать умению детей классифицировать овощи по заданной тематике

5. Загадки, словесные игры по тексту сказки «Морозко»

Задачи: закреплять знания детей о сказке, формировать воображение, фантазию, речь.

6. Представление сказки «Морозко»

Задачи: воспитывать умение участвовать в построении сказки по ролям (отработка силы голоса, интонаций, движений, взгляда и т. д.)

7. Игра «По щучьему веленью, по моему хотенью» с героем сказки Емелей

Задачи: выполнение задания Емели, вживаясь в роль волшебницы щуки

8. Проигрывание диалогов из сказки «Заячья избушка»

Задачи: учить передавать с помощью мимики, жестов, интонации, тембра голоса характер героев сказки

Изобразительная

1. «Мой любимый герой сказки»

Задачи: формировать интересы детей, способствовать умению передавать качества личности любимого героя

2. Герои сказки «Бобовое зернышко»

Задачи: воспитывать у детей умение передавать интерес к сказке через изображение сказочных героев

3. Герои сказки «Морозко»

Задачи: передавать интерес к сказке через изображение сказочных героев. закрепить умение передавать при изображении черты людей разного возраста

4. Рисование героев сказки «Заячья избушка»

Задачи: формировать знания об особенностях тел животных, их окрасе, движениях, передавать это в рисунке

Творческая

1. Изготовление книжки из рисунков по сказке «Бобовое зернышко»

Задачи: воспитывать желание изготовлять из рисунков сказочную книжку

2. Оформление театрального уголка к показу сказки «Гуси – лебеди»

Подготовка кукол, театральных декораций.

Задачи: формировать эмоциональную атмосферу и активность детей

3. «Фигурка медведя» (лепка)

Задачи: учить передавать характер героя через пластику

4. Поделка «Щука»

Задачи: способствовать умению детей изготовлять из природного материала макет щуки, передавая ее характерные особенности

Работа с родителями

Выставка работ и показ сказки «Вершки и корешки»

Познакомить родителей с результатами работы

Театрализованное представление сказки «Волк и семеро козлят»

Познакомить родителей с результатами творческой деятельности детей, продемонстрировать приобретенные навыки в театральном творчестве

Условия, обеспечивающие достижения результатов

1. Психолого – физическое благополучие детей младшего возраста на основе оптимизации детско – родительских отношений путём использования игровых технологий и методов.

2. Разнообразие методов и приемов воспитания, направленных на становление и развитие духовно – нравственных качеств личности детей младшего возраста.

3. Стимулирование активности каждого ребёнка, желания действовать, общаться, играть.

4. Проведение бесед, консультаций, занятий с родителями по проблеме нравственного становления ребёнка младшего возраста.

Список использованных источников:

1. Берлова А. Л. Игры со сказками. Слушаю и рассуждаю. - М. ,2008г.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2002

3. Гаврилова Т. П. О воспитание нравственных чувств. – М., 2004

4. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи, М. ,-2003

5. Каиров И. А., Богданова О. С. Азбука нравственного воспитания, - 2004

6. Панков В. И. Ваши помощники книги, М, - 1998

7. Рябкова И. В. Учимся говорить правильно: праздник игры и сказки, М. - 2004

8. Щуркова Н. Е. Игровые методики, - 2001

Публикации по теме:

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей младшего возраста «Развитие духовно - нравственных качеств личности детей младшего возраста через систему интеграции игровой и познавательно - развивающей.

Развитие нравственно-этических качеств в семье посредством театрализованной и проектной деятельности Актуальность Данный проект направлен на формирование познавательных процессов и социальную адаптацию детей среднего возраста, а также является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Социальная адаптация детей младшего возраста посредством театрализованной деятельности»
Опубликовано: 22 января 2015 в 21:57
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД