Папки-передвижки

Сотрудничество педагогов и родителей детей с ОВЗ для качественного решения образовательных задач

Юлия Башаева
Сотрудничество педагогов и родителей детей с ОВЗ для качественного решения образовательных задач
▼ Скачать + Заказать документы

Сегодня многие родители, имеющие детей с недостатками здоровья, выражают желание, чтобы их дети воспитывались и обучались в общеобразовательных учреждениях и массовых школах. Общество не против этого. Наоборот, в современном мире поощряется инклюзивное образование, подразумевающее доступное образование детей с особыми образовательными потребностями (далее – ОВЗ) в плане приспособления к различным нуждам всех детей. В настоящее время совместное обучение обычных детей с нормой в развитии и детей с ОВЗ только внедряется в нашу жизнь. Обучающиеся с особенностями развития сталкиваются с рядом разнообразных сложностей, поступая на обучение в общеразвивающие образовательные учреждения (далее – ОУ). Эти сложности чаще всего связаны с недостаточным физиологическим развитием важных речевых и двигательных функций организма, с неуверенностью ребенка, особенностями его личности и темперамента, и общего возрастного развития. Чтобы совместными усилиями преодолеть эти проблемы, необходимо выстроить благополучное долговременное сотрудничество между семьей ребенка и педагогическим коллективом ОУ.

Публикация «Сотрудничество педагогов и родителей детей с ОВЗ для качественного решения образовательных задач» размещена в разделах

Родителей обучающихся с ОВЗ можно условно поделить на две группы: адекватно воспринимающих ситуацию и принимающих ее, желающих адаптировать ребенка к жизни в обществе и родители, всяческими усилиями отрицающие наличие у своего ребенка недостатков развития и особых образовательных потребностей.

У педагогов в большинстве случаев появляются разногласия с группой родителей, не принимающих ситуацию развития своего ребенка. Старания учителя обратить внимание папы или мамы на недостатки развития ребенка игнорируются или порождают агрессию и нежелание общаться. Законные представители ребенка с ОВЗ склонны в таком случае списывать рекомендации учителей по обращению их с ребенком к узким специалистам или в медицинские учреждения на некомпетентность учителей. Мамы и папы также отказываются задуматься о переводе ребенка в коррекционный класс или специализированную школу. Бывают и обратные ситуации, когда представители ребенка начинают «таскать» его по разным специалистам, надеясь доказать образовательному учреждению, что ребенок «нормальный». Родители этой категории всячески отвергают попытки педагогов и специалистов пообщаться с ними и могут принять за оскорбление даже самые корректные указания на особенности ребенка. Время для ребенка уходит, сотрудничество с родителями не выстраивается, более того, педагог получает конфликтную ситуацию.

Задача педагога-приложить максимум усилий в ситуации агрессии или равнодушия со стороны родителей и сделать их своими близкими соратниками в деле развития и обучения ребенка с недостатками в развитии. Необходимо как можно чаще рассказывать представителям обучающегося об успехах и малейших положительных сдвигах в развитии их ребенка. Родителям трудно становиться союзником для педагога, если каждый день приходится выслушивать, что их сын или дочь всем мешали, отвлекали внимание на себя, не слушались и так далее… В ответ на такие выпады со стороны педагогического коллектива, у папы или мамы возникает сразу ответная агрессия или желание отказаться от любого взаимодействия с учителями. Конструктивного общения будет гораздо больше, если выстраивать разговор с родителями от хороших новостей к собственно самим проблемам – в таком случае родители перестанут видеть со стороны педагога недовольство их ребенком и начнут прислушиваться к его советам.

Как вариант, не исключать возможность посетить семью или пригласить родителей на индивидуальную беседу. Всегда будет правильнее беседовать об особенностях обучающихся с представителями семьи с глазу на глаз.

Также мама или папа могут посетить коллективные или групповые занятия с участием их ребенком. Ведь некоторые родители действительно не видят проблем в развитии своей дочери или сына, потому что не знают, как они выполняют задания и поручения педагога, не видят их в общении с другими детьми. В условиях школы все особенности будут налицо. Нередко родители детей ОВЗ оказываются в социальном вакууме, что делает их замкнутыми, агрессивными. Педагог может попытаться исправить ситуацию. Например, начать аккуратно привлекать родителей такого ребенка к мероприятиям в классе или школе. Пусть сначала это будет подготовка костюмов, декораций, сценариев или что-то еще, не требующее общения с другими мамами и папами, педагогами. Если воспитатель видит, что родителям нравится участвовать в жизни ОУ, они сами проявляют инициативу, можно развивать это направление совместной деятельности и дальше.

Как было сказано выше, многие родители детей с ОВЗ болезненно воспринимают проблемы своего ребенка. Поэтому педагогу нужно быть предельно корректным в общении с ними:

• Всегда начинать разговор с позитивной оценки ребенка, описания его успехов, даже самых незначительных.

• Не давить авторитетом, не отдавать приказов, а мягко советовать, рекомендовать.

Не использовать слова с негативной окраской: «отклонение», «отставание», «болезнь», «патология». Лучше заменить их более корректными, например «сложность».

• Подчеркивать значимость семейного воспитания и усилий родителей, тактично указывать на ошибки. Например, «Я понимаю, что вы очень много занимаетесь с ребенком, но мне кажется, вам не помешают еще и занятия у логопеда».

• Внимательно выслушивать все жалобы, сомнения, возражения родителей.

• Также важно помнить, что педагог в беседах с родителями всегда должен быть улыбчив, доброжелателен, сдержан, способен понять другую точку зрения.

Доктор психологических наук Г. А. Мишина в своей статье «Роль близкого взрослого в становлении образа «Я» у ребенка с задержкой психического развития» (Мишина Г. А., 2010) пишет, что родители только в том случае будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и следовать его советам, если изначально почувствуют, что профессионал видит в них не объект своего воздействия, а равноправного партнера по коррекционному процессу. Чтобы это произошло со стороны родителей как можно раньше, необходимо всегда помнить, что практически все семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями, сами нуждаются как в психологической поддержке, направленной на повышение самооценки, оптимизацию психологического климата в семье, так и в педагогической помощи, которая связана с овладением необходимых знаний и навыков по воспитанию ребенка.

Установление правильных взаимоотношений педагога с родителями детей с ОВЗ требует от первых большого такта, выдержки, душевного тепла и умения сострадать. Следствием такого отношения и взаимодействия обязательно станут положительный эмоциональный настрой обеих сторон. Родители будут уверены, что им помогут и не навредят ребёнку, а педагоги в своей работе будут учитывать мнение семьи. Взаимопонимание позволит лучше адаптировать ребёнка к обучению в школе, снять многие психологические проблемы, связанные с ОВЗ – и тем самым добиться более высокого качества обучения.

Литература

1. Ворошнина, О. Р. Клинико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в условиях общего (инклюзивного и интегрированного) и специального образования [Электронный ресурс] : учебник / О. Р. Ворошнина, А. А. Наумов, Т. Э. Токаева. - Электрон, текстовые данные. - Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015. - 204 с. - 2227-8397. - Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/70628.htm;

2. Инклюзивное образование [Электронный ресурс] // Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» (Москва) https://obrazovanie. perspektiva-inva.ru;

3. Роль близкого взрослого в становлении образа «Я» у ребенка с задержкой психического развития //Дефектология, №1, 2005. (в соавт. Т. В. Гордеева);

4. Семенова, Л. Э. Психологическое благополучие субъектов инклюзивного образования [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Л. Э. Семенова. - Электрон, текстовые данные. - Саратов: Вузовское образование, 2019. - 84 с. - 978-5-4487-0514-4. - Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru /84679.html;

5. Коррекционная и специальная педагогика (учебно-методическое пособие) (допущено Министерством образования и науки Российской Федерации) – М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007 (в соавт. Е. Н. Моргачева);

Публикации по теме:

Детский мастер-класс по аппликации «Дидактический материал для составления и решения задач» с детьми подготовительной группыДетский мастер-класс по аппликации «Дидактический материал для составления и решения задач» с детьми подготовительной группы При рассматривании коллективной работы «Дельфины Черного моря», созданной детьми, появилась мысль предложить детям изготовить таким же.

Детский мастер-класс по изготовлению дидактического материала для решения задачДетский мастер-класс по изготовлению дидактического материала для решения задач Данный мастер-класс представляет собой индивидуальную и подгрупповую деятельность детей старшей группы по аппликации с целью изготовления.

Консультация «Гендерный подход для решения задач обучения, развития и воспитания детей в ДОУ» В публикации представлены педагогические идеи по организации образовательного процесса в ДОУ, в основе которых лежат гендерные различия.

Консультация для педагогов «Что такое сотрудничество»Консультация для педагогов «Что такое сотрудничество» Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Сотрудничество создает условия для позитивного.

Консультация для педагогов и родителей «Конфликтные ситуации между родителями воспитанников. Пути их решения»Консультация для педагогов и родителей «Конфликтные ситуации между родителями воспитанников. Пути их решения» «Все решения принятые в состоянии гнева заканчиваются в стыде» Л. Толстой. Доверяя свое любимое и зачастую единственное чадо детскому.

Консультация для родителей «Способы решения детских конфликтов» Ребенок – дошкольник, входя в коллектив сверстников, уже имеет определенный запас правил, образцов поведения, каких-то моральных ценностей,.

Математический тренажер для решения арифметических задачМатематический тренажер для решения арифметических задач Существует две причины, почему детей нужно учить математике. Математические вычисления – одна из высших функций человеческого мозга. Только.

Наглядное демонстрационное пособие, для комплексного решения педагогических задач, своими рукамиНаглядное демонстрационное пособие, для комплексного решения педагогических задач, своими руками Наглядное демонстрационное пособие, как средство развития не только слуха, но и зрения, изготовлено своими руками с использованием пуговиц.

Сотрудничество педагогов ДОУСотрудничество педагогов ДОУ Сотрудничество педагогов ДОУ Вот и закончились долгожданные праздничные утренники. Начинаются не менее долгожданные новогодние выходные.

Тренинг для педагогов «Способы решения конфликтных ситуаций» Правила работы в группе: 1. Доверительный стиль общения 2. Общение по принципу «Здесь и сейчас» 3. Активность 4. Искренность в общении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сотрудничество педагогов и родителей детей с ОВЗ для качественного решения образовательных задач
Опубликовано: 4 марта 2023 в 16:20
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сотрудничество педагогов и родителей детей с ОВЗ для качественного решения образовательных задач» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Башаева (УИ 225729) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД