Папки-передвижки

Современные и нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи и их эффективность

Ксения Пихлецкая
Современные и нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи и их эффективность

Аннотация: В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации взаимодействие детского сада и семьи. Раскрываются разнообразные формы и методы взаимодействия. Определяющим социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Главная идея статьи состоит в том, что участие родителей в жизни собственных детей помогает родителям проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке. Статья будет интересна воспитателям, старшим воспитателям, студентам учебных педагогических заведений.

Публикация «Современные и нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи и их эффективность» размещена в разделах

Рассматривая семью как институт воспитания детей, выделяется ряд особенностей: изменилось качество воспитания, семья оказалась в нетипичной социально-экономической, психологической, воспитательной ситуации. Поэтому сказать, что семья выступает в роли основного фактора в воспитании, не совсем будет верным. Многие дети в детском саду проводят больше времени, чем с родителями. В современном мире из-за нестабильности и ряда других факторов ставится вопрос об изменении некоторых принципов и пересмотра применения форм и методов воспитательного воздействия в ДОУ. Активно пересматривается процесс взаимодействия между институтами и учреждениями и их членами. Взаимодействие – это взаимопомощь, взаимодоверие, общение, обмен переживаниями, установление партнерских отношений. [1]

В настоящее время возникают некоторые проблемы, как в семейном воспитании, так и во взаимодействии детского сада и семьи. Занятость родителей, педагогическая некомпетентность постепенно выращивают трудности в воспитании детей, проблемы в обучении. Многие родители перекладывают целиком воспитание детей на общество: детский сад, школа, педагог дополнительного образования, репетитор. Нередко родители не совсем представляют содержание воспитания и обучения детей в детском саду. Родители выступают сторонними наблюдателями. И это не значит, что родители делают что-то не так, это значит, что отсутствует взаимодействие и у них недостаточный уровень педагогической компетенции, а помочь то им и не кому. Большую ошибку совершают родители, которые думают, что детский сад должен и просто обязан нести полную ответственность за развитие и обучение ребенка потому как они платят за это деньги. Нередко родители ссылаются, что причинами первых неудач в школе у ребенка является недостаточная подготовка ребенка в ДОУ, и наоборот, совершенно неверно, когда детский сад считает родителей главными в воспитании детей, а себя реализуют в роли посредника. Воспитание и развитие – дело общее, не делящееся на главное и второстепенное. В настоящее время необходима динамичность. Многое находится в режиме развития, в том числе и ДОУ, поэтому он должен представлять собой мобильную систему. У всех родителей разные образовательные потребности и воспитательные запросы, следовательно, и должны меняться формы работы ДОУ с семьей и носить гибкий характер.

Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Педагогическая компетентность родителей является важным моментом в образовательном процессе. Во взаимодействии детского сада и семьи ребенок развивается непринужденно, всесторонне, чувствует себя значимой и полезной личностью. Родители и ДОУ не ищут виновных в том или ином случае решают проблемы вместе с детским садом. Родители нередко допускают ошибки в воспитании детей, поэтому главной задачей педагогов ДОУ помочь обрести родителям педагогическую компетентность, культуру, которые разрешат многие противоречия. Для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями должна быть создана система педагогического сопровождения семьи в дошкольном учреждении до выпуска ребенка в школу. Всех родителей можно условно разделить на группы по схожим показателям и уровням. И обязательно, исходя из анализа каждой семейной ситуации, применять индивидуальный подход. [2]

Важно и необходимо обеспечить эффективное взаимодействие, сотрудничество с семьей, формирование системы социально-психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи через установление партнерских отношений с семьями воспитанников; создание атмосферы общности интересов; обогащение и активизацию воспитательных умений родителей.

Основной целью взаимодействия является создание единого комфортного пространства, в котором всем участникам процесса детям, родителям, педагогам будет интересно, полезно. Обеспечить взаимодействие с родителями помогают следующие принципы: сотрудничество; открытость; дифференциация и индивидуализация; диалогичность; стимулирование активности в организуемой деятельности; интеграция внутренних и внешних условий развития.

Для предупреждения и преодоления трудностей семейного воспитания работу необходимо вести параллельно и одновременно с детьми и родителями. Необходима стратегия - согласованности и вовлечения, в системе общения и взаимодействия - «педагог-ребенок-родитель». Один важный момент - изучение семьи, что позволяет выстроить все этапы взаимодействия с родителями: сбор информации о семьях воспитанников: анкетирование, наблюдение, посещение семьи на дому, и план работы, который определяет направленность и формы работы с семьями и воспитанниками.

Основные задачи: изучение каждой семьи; педагогическое сопровождение (просвещение и консультирование) родителей в вопросах воспитания и обучения детей; вовлечение в совместную работу ближайшего социального окружения ребенка; оптимизация и гармонизация детско-родительских отношений. Необходимо во взаимодействии придерживаться ценностей, связанных с уважительным отношением к семьям, умением прислушиваться к их проблемам, совместными усилиями учиться способам взаимодействия с ребенком.

Следует проводить разные формы взаимодействия, в которых участвуют все, важно само участие: родительские собрания, родительские конференции, дни открытых дверей, ежедневный непосредственный контакт с родителями, дни самоуправления, участие родителей в мероприятиях группы и детского сада, индивидуальная консультация. Ежемесячное ознакомление родителей с достижениями ребенка. Также рекомендуется чередовать или сочетать формы работы с семьей.

Для более эффективной работы с родителями полезно расширить рамки сотрудничества. Эффективной формой является клубная работа. Занятия клубов направлены на совместную деятельность детей, педагогов и родителей. Задачами являются: объединение усилий дошкольного учреждения и семьи в вопросах воспитания и развития детей; повышение педагогической компетенции родителей; обмен опытом семейного воспитания; гармонизация детско-родительских отношений; предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми; создание условий для свободного взаимодействия ДОУ и семьи в непринужденной и свободной атмосфере. [1]

«Клубная работа»: круглый стол; занятия с элементами тренинга; практикум; решение педагогических ситуаций; мастер-классы; обмен опытом семейного воспитания; просмотр роликов, видеозаписей, презентаций, по организации жизнедеятельности детей в учреждении; организация совместной деятельности детей и родителей; консультация-практикум, диалог, дискуссия, диспут, творческая мастерская. Название клуба может быть единое, например родительский клуб «Семейный очаг», а тематика разная.

«Электронный дневник» или Онлайн общение - даже если родитель очень занят, он сможет воспользоваться сетью интернет и ознакомиться с текущими и перспективными делами ДОУ, мероприятиями и их условиями, с достижениями ребенка, результатами конкурсов, диагностики. У каждого родителя индивидуальный пароль и доступ, что сохраняет конфиденциальность. Такая форма достигает следующую цель: знакомство родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка; педагогическое просвещение родителей по их запросам. Родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, услугах, оказываемых узкими специалистами.

«Мастер - классы родителей для детей» в условиях ДОУ направлены на всестороннее развитие детей. Познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода «хобби». Такие мероприятия способствуют повышению авторитета родителей, так как дети испытывают чувство гордости за всех членов семьи, их талант.

«Лесенка успеха и неудач». Обмен успехами и неудачами ребенка в детском саду и дома. Суть этого метода – узнать ребенка со всех сторон и родителю и педагогам. Успехи и неудачи заносятся в индивидуальную карту и педагогом и родителем и подвергаются совместному ранжированию и анализу.

«Оформление альбома-летописи». Познакомит родителей с успехами, достижениями их ребенка. Данная форма носит информационный характер. На протяжении дня, либо недели воспитатель наблюдает и записывает наиболее интересные события, произошедшие с детьми в группе. Это может быть и интересное слово, произнесённое ребенком, и поступок, им совершенный, и многое другое – все новое, что он постиг или проявил. Воспитатель оформляет альбом – летопись, ведет записи и выкладывает его в родительский уголок. Темы могут быть разными: «Что нового сегодня?», «Мы артисты», «Скоро в школу», «Дерево достижений» и др. Отметим, что данная форма является взаимовыгодной как родителям, так и педагогам. Родители узнают о своем ребенке порой забавные «вещи» и чаще всего становятся «журналистами» данного альбома – дополняют его историями, произошедшими с ребенком дома. А педагог узнает, каков бывает воспитанник дома.

«Вместе дружная семья». Это совместное планирование мероприятий педагога и родителей. Такая форма позволяет учитывать предпочтения и интересы родителей и вовлекать их в участие в мероприятиях. Здесь возможно совместное обсуждение таких моментов как процесс поощрения детей за определенные успехи, методы наказания и пути коррекции.

«Совместные творческие мероприятия». Суть состоит в том, что родитель, педагог и ребенок являются участниками мероприятий, а не зрителями. Будь это праздник или выставка работ все принимают участие. Приветствуются коллективные творческие работы, участие в утренниках родителей в роли определенного персонажа или совместно с ребенком в роли ведущих, оформление групп, подготовка костюмов и атрибутов, разработка плана совместной деятельности педагогов, узких специалистов, детей и их родителей. Активное участие родителей в совместных мероприятиях, способствует приобретению новых форм общения с детьми. Они расширяют свой кругозор по вопросу социально – эмоциональное развитие детей в дошкольном возрасте. Также имеют возможность поделиться собственным опытом.

«День самоуправления». Один раз в месяц или в квартал родитель, конечно же, с помощью педагога, занимает в группе детского сада роль воспитателя, тем самым он понимает суть этой роли в повседневной жизни ребенка, осознает как важен и многообразен труд воспитателя. Такая форма формирует уважительное отношение к воспитательному процессу в целом.

«Погода в доме» - своего рода календарь активности родителей. Цветом или значками обозначается уровень участия родителей в жизни ДОУ

«Участие в конкурсах» - совместное участие педагогов, родителей и детей в конкурсах муниципального, городского, областного и всероссийского уровней. Это способствует созданию общей ситуации успеха.

«Совместный труд» - труд вместе с родителями доставляет ребенку радость и возможность самоутвердиться, почувствовать свою значимость в общем деле. Уборка на территории детского сада в коллективной форме родитель, педагог и ребенок имеет место в формировании позитивного взаимодействия.

«Дерево пожеланий» - эта форма позволяет выразить пожелания родителей, и педагогов в письменном виде, в виде рисунка, символа. Взаимно будут отражены предложения, отзывы, слова благодарности, рекомендации. Все это оформляется в маленькие конвертики, и прикрепляются на дерево пожеланий. Возможен вариант анонимности. Но главное условие открытость и адресность.

«Фотопанорама» - это своего рода фотоотчет о проведенных мероприятиях. Он оформляется на стенде или доске. Это моменты, в которых прослеживается сотрудничество педагога, ребенка и родителя, дополняются они слоганами или девизами.

«Рояль» располагается в группе или в фойе. В виде плаката или можно вырезать из крагиса или фанеры. Суть заключается в том, что на изображенном рояле, на белых клавишах фиксируются все положительные моменты, на черных – то, что еще нужно сделать или исправить, предпринять, использовать. В процессе всей работы по успешному взаимодействию будут заняты все белые клавиши, а черные останутся пустыми.

Вышеперечисленные формы мероприятий повышают уровень воспитательных умений родителей, развивают способность находить контакт с ребенком, помогают родителям приобрести собственный воспитательный опыт. Формируется взаимное уважение родителей и педагогов. Работа с использованием таких форм способствует усовершенствованию процесса взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является путеводителем между ребенком и родителем, помогает гармонизировать их отношения.

«Школа для родителей» - это обучающие мероприятия, тематика которых осуществляется по запросу родителей, т. е. социальный заказ. Есть определенные темы, которые особо интересуют родителей. При проведении обязательно присутствуют практические приемы и техники.

«Совместный досуг» - это могут быть выездные мероприятия, походы, экскурсии. И равнозначным здесь и равноправным будет участие, как родителей, так и педагогов. Также и инициатива может быть с любой стороны. Главное чтоб мероприятие носило равносильно значимый характер для всех сторон.

Акции «Посади дерево», «Неделя добра», «Помощь ветеранам и труженикам тыла», «Рука помощи» и другие. Это мероприятия, направленные на гражданско-нравственное воспитание. Даже будучи у вполне зрелых родителей данный аспект личности имеет место «подкрепиться», а участие совместно с детьми и ДОУ это формирует чувство ответственности, долга. Дети всегда берут пример с взрослых и, подражая им, они впитывают в себя положительные нравственные характеристики личности.

Использование предложенных разнообразных форм работы с родителями дает положительный результат: родители активно участвуют в жизни детского сада, становятся помощниками, партнерами и даже коллегами ДОУ, а это является свидетельством того, что в детском саду наблюдается достаточно высокий уровень социально-психологической комфортности в воспитательной и образовательной среде. При общих усилиях благое дело - имеет благие плоды. [2]

Во взаимодействии гораздо легче достигаются желаемые результаты. Главное помнить, что эпизодическое проведение мероприятий не будет иметь законченный результат, взаимодействие должно носить системный характер. К тому же повысить мотивацию родителей к совместным действиям возможно только через разнообразие и чередование форм работы.

Литература:

1. Веракса, Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса:

2. Эльконин Д. Б. Детская психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред. -сост. Д. Б. Эльконин. – М. : Академия, 2004. – 186 с.

Публикации по теме:

Современные формы взаимодействия с семьёй «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он.

Вовлечение родителей в образовательный процесс. Современные формы и методы взаимодействия План саморазвития педагога МБДОУ детского сада «Ивушка» Осиповой К. А. на 2017-2018 учебный год «Вовлечение родителей в образовательный процесс.

Деловая игра для педагогов по теме: «Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» Деловая игра Тема: «Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» Цель: формирование умений дифференцированно подходить к организации.

Консультация «Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей» Изменившаяся современная семья заставляет педагогов искать новые формы взаимодействия с ней, уйдя при этом от заорганизованности и скучных.

Педсовет «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС» МДОУ «Детский сад №20 общеразвивающего вида» Педсовет на тему: «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи.

Современные формы и методы развития речи детей в ДОУ Современные формы и методы развития речи детей в ДОУ. Чтобы научиться говорить, Надо говорить! Своевременное овладение правильной чистой.

Современные модели и формы патнерского взаимодействия ДОУ с семьей «Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях» Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом.

Современные принципы взаимодействия ДОУ и семьи Термин "взаимодействие" предполагает обмен мыслями, переживаниями, чувствами, общение. Взаимодействие воспитателя с родителями предполагает.

Формы взаимодействия ДОУ и семьи «Активные формы взаимодействия с родителями в ДОУ». Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда.

Эссе «Современные формы взаимодействия педагога с детьми в образовательной деятельности» ФГОС ДО предлагает нам определенные формы работы с детьми, соответствующие условно каждому виду деятельности. К ним относятся: здоровье.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные и нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи и их эффективность
Опубликовано: 6 января 2019 в 13:44
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД