Папки-передвижки

Технология развития образной речи дошкольников

Оксана Якунина
Технология развития образной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Тема "Технология развития образной речи дошкольников"

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка, считается богатство его речи, поэтому нам, педагогам, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

Публикация «Технология развития образной речи дошкольников» размещена в разделах

В качестве основного приема обучения используется образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.

Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только - что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов.

Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются технологии речевого развития :

Моделирование

Обучение рассказыванию

Драматизация

Сказкотерапия

ТРИЗ

Логоритмика

Игровая технология

Мнемотехника

А так же одна из эффективных технологий –

обучение детей образной речи

Воспитание речевой культуры дошкольников подразумевает не только умение грамматически правильно и связно строить высказывание, но и владеть богатством языка, его выразительными возможностями. Образная речь – это речь, насыщенная поэтическими средствами, оживляющими при восприятии ее смысла живые образы, эмоции, наглядные картины. Образная речь богата метафорами, сравнениями, эпитетами, метонимами, афоризмами, гиперболами, символами и т. д

Наша задача, как педагогов, научить детей пользоваться этими средствами выразительности и употреблять их в речи.

Выделяются три основные направления обучения образной речи.

Обучение составлению сравнений

Обучение составлению метафор

Обучение составлению загадок

Технология обучения детей составлению сравнений

Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трехлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.

Модель составления сравнений:

• воспитатель называет какой-либо объект;

• обозначает его признак;

• определяет значение этого признака;

• сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

Например:

• цыпленок (объект №1);

• по цвету (признак);

• желтый (значение признака);

• такой же желтый (значение признака) по цвету (признак, как солнце (объект № 2).

В младшем дошкольном возраста отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.

На первый взгляд фраза, произнесенная воспитателем, таким образом, кажется громоздкой и несколько нелепой, но именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак - это понятие более общее, чем значение данного признака.

Например:

«Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко».

Далее воспитатель предлагает детям найти объекты с данным значением признака (круглое по форме - солнце, колесо, тарелка).

До четырехлетнего возраста воспитатель побуждает детей к составлению сравнений по заданным признакам. Находясь на прогулке, педагог предлагает детям сравнить прохладный ветер по температуре с какими-либо другими объектами. Взрослый помогает ребенку составить фразы типа: "листочки на деревьях по цвету зеленые, как лягушки; ".

На пятом году жизни тренинги усложняются:

• в составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (одуванчики желтые, как цыплята);

• в сравнениях усиливается характеристика, второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег).

В этом возрасте детям дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.

В старшем возрасте дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку. Воспитатель указывает на объект (дерево) и просит сделать сравнения с другими объектами (цвету, форме, действию и т. д.). При этом ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака.

Например:

«Дерево по цвету золотистое, как монетка» (воспитатель задал признак цвета, а его значение - золотистое - выбрано ребенком).

Технология обучения детей составлению метафор.

Метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.

Цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.

Не обязательно называть детям термин "метафора". Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы или посланцы Королевы Красивой Речи.

Например:

Детям предлагается взглянуть на картину зимнего пейзажа, где на заснеженных елях сидят снегири.

Задача: составить метафору относительно этих птиц.

Работу с детьми следует организовывать в форме обсуждения. В качестве пособия может быть использован лист бумаги, на котором воспитатель обозначает последовательность мыслительных операций.

- Что за птицы изображены на заснеженных елях?

- Снегири (воспитатель на листе бумаги пишет букву "С" и ставит стрелку вправо).

- А какие они?

- Круглые, пушистые, красные (воспитатель уточняет - "красногрудые", и ставит букву "К" на листе бумаги).

- А что еще бывает с такими красными бочками или красной грудкой?

- Вишня, яблоки… (воспитатель ставит стрелку вправо от буквы "К" и рисует яблоко).

- Так что можно сказать про снегирей, какие они?

- Снегири красногрудые, как яблоки.

- А где снегири находятся?

- На заснеженных елках (воспитатель ставит стрелочку вниз от буквы "С" и рисует схематично ель).

- Давайте теперь объединим эти два слова (воспитатель обводит круговым движением руки изображения яблока и ели).

- Произнесите эти два слова подряд!

- Яблоки заснеженных елей.

- Кто составит мне предложение с этими словами?

- В зимнем лесу появились яблоки на заснеженных елях.

Таким образом, используется алгоритм:

1. Обозначается объект 1 (снегири)

2. Выявляются специфические свойства этого объекта (круглые, пушистые, красногрудые)

3. Выбирается объект 2 с такими же или с одним наиболее ярковыраженным свойством. (Яблоки – круглые, краснобокие)

4. Определяется местоположение объекта 1 и вставить туда объект 2

Технология обучения детей составлению загадок.

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.

Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется всеми детьми.

Авторы данной технологии выделяют три модели составления загадок:

1. Какой? Что бывает таким же?

2. Что делает? Кто или что делает так же?

3. На что похоже? Чем отличается?

Составление загадок по первой модели.

1. Выбираем объект, о котором будем составлять загадку (мяч)

2. Определяем характеристики объекта по заданным воспитателем признакам (цвет, форма,вес и прочее)

3. Что бывает таким же по этим признакам?

Далее воспитатель составляет таблицу

МЯЧ

Какой? Что бывает таким же?

По цвету (красный) помидор

По форме (круглый) тарелка

По свойствам (прыгучий) кузнечик

Получается: красный, как помидор, круглый на не тарелка, прыгучий, но не кузнечик.

После заполнения таблицы составляем загадку, вставляя между столбцами слова как (=) или но не (=/)

Рекомендации: лучше писать первую букву слова (значение признака). Так дети, не умея еще читать, будут запоминать буквы, воспроизводя слова в целом.

Составление загадок по второй модели.

Принцип тот же

1. Выбираем объект, о котором будем составлять загадку (еж)

2. Определяем характеристики объекта по заданным воспитателем действиям.

3. Что (кто) делает также?

ЕЖ

Что делает? Кто (что) делает так же?

пыхтит паровоз

колется елка

Собирает (грибы) грибник

Получается: Пыхтит, как паровоз, колется но не елка, собирает грибы, но не грибник.

После заполнения таблицы составляем загадку, вставляя между столбцами слова как (=) или но не (=/)

Составление загадок по третьей модели.

ЗОНТИК

На что похоже? Чем отличается?

гриб несъедобный

парашют Есть ножка

Вставляем слова но не (нет, но на

Получается: гриб, но не съедобный, парашют, но на ножке.

работа по составлению загадок строиться в несколько этапов. На первом (подготовительном) этапе целессобразно применять

игры и творческие задания для развития образности речи

С помощью их дети учатся выделять и называть признаки и действия объектов, узнавать объекты по описанию, подбирать синонимы и антонимы, называть различные значения одного признака, сравнивать объекты по заданному признаку и т. д.

«Цепочка». Цель – учить детей выделять признаки объектов.

Ведущий дает ребенку картинку с изображением объекта или сам предмет. Он называет его и передает следующему, а тот должен назвать какой-либо признак данного объекта и передать далее. Необходимо назвать как можно больше признаков.

«Угадай по описанию». Цель – учить детей по описанию называть объект.

Ведущий одному ребенку показывает картинку с изображением объекта. Ребенок должен описать этот объект, а остальные играющие догадаться, о чем идет речь. Первый, кто отгадал, становиться ведущим.

«Выбери признак, который есть у других объектов». Цель – учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков объектов.

Ведущий называет или показывает объект. Дети называют значения признаков этого объекта. Из названого выбирают одно характерное и одно специфичное значение. Например, «карандаш тонкий, простой».

«Назови значение признака». Цель – учить подбирать разные значения одного признака.

Ведущий называет признак, а дети должны назвать различные его значения. Например, цвет – красный, желтоватый, искрящийся, теплый и т. д. Можно привязать данное упражнение к описанию какого-то конкретного объекта.

«Кто (что) бывает таким же». Цель – учить детей выделять и называть признаки объектов, сравнивать разные объекты по этим признакам.

Ведущий называет (показывает) объект. Дети выделяют какой-либо его признак и называют его значение. Далее сравнивают его с другим объектом. Например, «конфета сладкая, как сахар».

«Давай раскрашивать слова!». Цель – учить подбирать эпитеты. Ведущий называет слово, а дети пытаются его описать.

«Упрямый ослик». Цель – учить подбирать антонимы.

Ведущий называет слово, а ребенок подбирает к нему антоним. Например, белый – нет, черный, разговаривает – нет, молчит и т. д.

«Да – нет!» Цель – учить детей обозначать и называть признаки предмета.

Ведущий загадывает слово. Дети должны его отгадать с помощью вопросов, на которые можно отвечать только «да» или «нет».

«Теремок». Цель – учить детей сравнивать предметы по различным признакам, суметь найти между ними общее.

Дети выбирают себе картинку с изображением объекта или сам предмет. Обыгрывается известная сказка, но поселится в теремке только тот, кто сможет найти что-то общее с предыдущим жильцом.

«Стоял в поле теремок. Он не низок, не высок. Пробегала мимо книга:

- Тук, тук! Кто в теремочке живет?

Никто книге не ответил, и она поселилась в нем. Пробегал мимо лист березовый:

- Тук, тук! Кто в теремочке живет?

- Я – книга. А ты кто?

- А я лист березовый. Пусти меня жить к себе.

- Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож?

- Я лист и у тебя есть листы. Я родился на дереве и тебя сделали из дерева.»

И т. д.

«Закончи предложение». Цель – учить детей подбирать синонимы, антонимы, определения, эпитеты и т. д.

В зависимости от задачи воспитатель начинает необходимое предложение, а ребенок заканчивает. Например:

Клубника сладкая, а клюква - …

Вчера был настоящий зимний день, снег на солнце … (сиял, блестел, искрился и т. д.)

«Слово за слово». Цель – учить выделять признак объекта, давать его значение и переносить это значение на другой объект.

Алгоритм игры: назвать объект – назвать свойство этого объекта – назвать новый объект с названным свойством – назвать другое свойство нового объекта и т. д.

Например, лист – лист зеленый – зеленый бывает кактус – кактус колючий – колючий бывает еж – еж маленький – и т. д.

Авторы:

Сидорчук Т. А.

Хоменко Н. Н.

Что Вы можете сделать для развития образности речи Вашего ребёнка?

• Сами использовать в своей речи метафоры, сравнения, эпитеты, метонимы, афоризмы, гиперболы, пословицы, поговорки, фразеологизмы, присловицы, загадки и т. д.

• Познакомить детей с метафорами, сравнения, эпитетами, метонимами, афоризмами, эпитетами, антонимами и паронимами.

• Читать русские народные сказки, пословицы и поговорки, обязательно объясняя их, приводя примеры их использования

• Загадывать и отгадывать вмести загадки, так же объясняя их.

• Играть в разнообразные словесные игры.

Публикации по теме:

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Аудио-задания для развития речи дошкольниковАудио-задания для развития речи дошкольников Современного человека окружают современные предметы, гаджеты. Никого уже не удивить смартфоном, планшетом, ноутбуком, плеером, размером.

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольниковЦветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Игры и упражнения для развития речи дошкольниковИгры и упражнения для развития речи дошкольников "Кто кем был или что чем было" (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.

Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Педагогическая технология развития детского творчества старших дошкольниковПедагогическая технология развития детского творчества старших дошкольников Детское творчество невозможно без приобщения их к искусству, задача которого – формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология развития образной речи дошкольников
Опубликовано: 21 апреля 2024 в 12:59
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология развития образной речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Якунина (УИ 1913532) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД