Лучший педагог года

Метод детского экспериментирования в системе дошкольного образования

Серова Галина
Метод детского экспериментирования в системе дошкольного образования

Статья.

Тема «Метод детского экспериментирования в системе дошкольного образования».

Дошкольное детство – это период развития ребенка, когда закладывается его эмоциональная сфера, первичный образ мира, первичное отношение к нему. Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться на первых порах к новым условиям жизнедеятельности.

Публикация «Метод детского экспериментирования в системе дошкольного образования» размещена в разделах

С ростом и развитием ребенка расширяется сфера его познавательных интересов. У ребенка возникает стремление познанию окружающего мира. Он смотрит в большой мир широко открытыми глазами, все вызывает его интерес, задает массу вопросов, основной из которых «почему?». Вопросы ребенка, его самостоятельные наблюдения, сообщения о своих впечатлениях – это и есть по внешние проявления познавательного интереса.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, самостоятельно или под руководством взрослого.

В настоящее время в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.

Достоинство метода заключается в том, что он дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Полученная в процессе информация усваивается прочно и надолго, так как ребенок слышит, видит и делает все сам.

На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?», более полно удовлетворить естественную любознательность.

В процессе экспериментирования идет обобщение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям.

В дошкольном детстве он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Задача воспитателя сделать так, чтобы детям, у которых в силу возрастных особенностей не сформированы трудовые навыки, казалось, что они работают самостоятельно. Система дошкольного воспитания накопила много таких приемов, которые используются при обучении детей экспериментированию :

1. Работа руками детей: «Сейчас Маша возьмет палочку и положит ее на бумагу» - говоря так, воспитатель берет палочку рукой Маши и кладет ее в нужное место.

2. Дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам: «Кирилл, подсыпай почву с этой стороны. Так. Так. Аккуратнее… Илья, подсыпь почву с другой стороны. Молодцы, вы все хорошо сделали»

3. Совместная работа воспитателя и детей. «Я сейчас принесу почву, а вы помойте горшочки и достаньте с полочки все, что нужно для посадки цветов».

4. Помощь воспитателя детям: «Ксюша, тебе помочь? Давай я подержу воронку, а ты дуй через воронку на свечу и пытайся ее погасить».

5. Комментирование детьми действий воспитателя с заранее продуманной ошибкой: «Что мне надо взять в первую очередь? Взять горшочек? Беру. Потом? Хорошо, насыпаю почву, как вы и сказали. А теперь? Проверяйте, правильно - ли я держу растение? Что, Света, оно наклонилось? (Специально допускаю ошибку, чтобы привлечь внимание к самому ответственному моменту). Сейчас поправим. Теперь правильно? Тогда можно насыпать почву до самого верха горшочка».

6. Намеренная ошибка воспитателя: Иногда допускаю неточности в работе, давая детям возможность внести исправления.

Точно так же иногда выполняю неверные рекомендации детей, давая им возможность заметить свои ошибки.

Рекомендованные приемы позволяют имитировать свойственный детям способ обучения путем проб и ошибок, а так же подчеркнуть те нюансы экспериментальных процедур, которые часто выполняются неверно.

Чем старше дети, тем они более самостоятельны, но роль педагога в экспериментировании остается ведущей в любом возрасте.

Как зачатки настоящего экспериментирования используем прием - решение экспериментальных задач. Проводим целые занятия, посвященные решению экспериментальных задач, а так же организуем конкурсы и соревнования («Кто лучше сделает?», «Кто быстрее додумается?»).

При проведении занятий можно использовать три типа экспериментальных задач :

1. Как доказать что. (воздух может передвигать предметы и т. п.).

2. Сколькими способами можно осуществить это действие. (потушить свечу, сдвинуть предмет со стола).

3. Предскажите, что получится, если. (положить щепку на поверхность воды, монетку в блюдце, заполненное водой до самых краев, какой из предметов покатится дальше, проникнет в песок на большую глубину и т. п.).

В старшем возрасте возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Например: «Ребята, сегодня мы с вами посеяли семена, из которых вырастут новые растения. Как вы думаете, какими они будут через 10 дней?» Каждый рисует рисунок, в котором отражает свои представления. Через 10 дней, сверяя рисунки и реальные растения, устанавливаем, кто из ребят оказался наиболее близок к истине.

Практика показала, что элементы экспериментирования и наблюдения можно включать не только в познавательные занятия, но и в развитие речи, математику, уроки здоровья, в рисование. Наблюдение и труд так же являются тесно связанными видами деятельности. Благодаря этому у детей формируется стойкий интерес, познавательная активность, самостоятельность, инициативность.

Публикации по теме:

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования.» Расскажи – а я забуду, покажи – и я запомню,.

Значимость патриотического воспитания в системе образования (ФГОС) Пояснительная записка. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения.

Интегрированные занятия в системе дополнительного образования как фактор повышения качества образования Интегрированные занятия в системе дополнительного образования как фактор повышения качества образования Сегодня новые федеральные государственные.

Музыкально — валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования. Музыкально - валеологическое воспитание детей в системе дошкольного образования. Т. А. Федосова Музыкальный руководитель МБДОУ №1.

Педагогическое эссе «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас» «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас…» «Система – это не простая сумма или даже совокупность элементов,.

Проблема развития детского певческого голоса в системе дошкольного образования Одной из актуальных проблем педагогики является проблема развития певческого голоса в системе дошкольного образования. Цель дошкольного.

Проектный метод как средство повышения качества дошкольного образования Проектный метод как средство повышения качества дошкольного образования Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством детского экспериментирования с объектами неживой природы Структура.

Статья для воспитателя: «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» Статья для воспитателя детского сада. «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» Дошкольное.

Статья «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология» В настоящее время традиционное образование заменяется продуктивным обучением, нацеленным не только на развитие креативных способностей дошкольников,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод детского экспериментирования в системе дошкольного образования
Опубликовано: 20 октября 2016 в 18:42
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД