МААМ-картинки

Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования

Екатерина Шпилёва
Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования
▼ Скачать + Заказать документы

Статья "Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования".

Екатерина Андреевна Шпилёва, старший воспитатель МДОУ – детского сада

№ 30 «Родничок» г. Серпухова

Современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой

динамически формирующуюся организацию, работающую в режимах

функционирования и развития. Следует подчеркнуть, что в наше время детский сад не

может работать, не реагируя на изменяющиеся запросы к качеству дошкольного

образования.

Публикация «Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования» размещена в разделах

Развитие образования подчинено закономерностям цикличной динамики.

Ключевую роль в этом процессе играет закон смены поколений образовательных услуг,

методов и средств обучения и воспитания на основе внедрения новшеств и замещения

базовых инноваций. Используемые в образовательном процессе инновации должны

соответствовать насущным потребностям и возможностям детского сада, а также

удовлетворять всех участников образовательного процесса : детей, родителей,

педагогов, способствовать достижению качественных, устойчивых и высоких

показателей развития детей по ведущим направлениям.

На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является

повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В

документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации,

отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной

подсистеме, как дошкольное образование.

В связи с введением в действие Федерального государственного образовательного

стандарта (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155) возникла

необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения

программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения,

направленное на выявление и развитие познавательных способностей детей, а так же

выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных

учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в

школе.

Одной из целей Федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования является обеспечение государством равенства возможностей

для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, в связи с

чем возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного

образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного

образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и

познавательных способностей детей.

Инновационная деятельность изменяет традиционную управленческую систему и

во главу угла ставит педагога и воспитанников, руководителей образовательных

учреждений, их профессиональные запросы и потребности. Движущей силой развития

дошкольного учреждения становится творческий потенциал педагогов: их

профессиональный рост, отношение к работе, способности выявить потенциальные

возможности своих воспитанников.

В настоящее время в современном дошкольном учреждении практика инноваций

требует перевода методической работы в её новое состояние – инновационную

методическую работу. Инновационная методическая работа – это часть

профессионально-педагогической деятельности, ориентированной на создание или

освоение новых (инновационных) способов профессионально-педагогической

деятельности. Трактуя инновационную методическую работу как часть

профессионально-педагогической, управленческой деятельности, следует опираться на

следующие её отличительные особенности (В. П. Дуброва, Е. П. Милашевич) :

• обеспечение работы учреждения в режиме развития;

• отбор содержания методической работы, обеспечивающего личностное развитие

ребенка дошкольного возраста, его самораскрытие.

• обеспечение информированности педагогов об инновационных фактах и

явлениях и организации их экспертизы;

• обеспечение дополнительных образовательных услуг в плане развертывания

содержания дошкольного образования по направлениям инновационной деятельности;

• обеспечение непрерывности инновационной поисковой, исследовательской

деятельности педагогов;

• обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов к каждому

педагогу в зависимости от его профессиональной компетентности;

• оснащение педагогов способами профессионально-педагогической

деятельности, обеспечивающими эффективное воздействие на личностное развитие

ребенка.

Режим развития ДОУ предполагает использование современных образовательных

комплексных программ, технологий и методов, таких, например, как проектный метод,

метод наглядного моделирования, развивающее обучение, метод поисковой

деятельности, работу в рамках единого образовательного пространства на основе

различных методов планирования, в том числе блочнотематического, календарного с

развернутыми конспектами, однотемного — системная паутинка, сквозного и др. ДОУ

работает в условиях трансформации образовательной и информационной среды,

гибкого вариативного режима работы, новых педагогических приемов работы,

например педагогического сотворчества (проведение занятий одновременно

несколькими педагогами и воспитателями). ДОУ, работающие в режиме развития,

могут осуществлять свою деятельность в инновационном режиме, режиме

эксперимента либо в сочетании того и другого. Используемые в образовательном

процессе инновации должны соответствовать насущным потребностям и возможностям

ДОУ, удовлетворять всех участников образовательного процесса (детей, родителей,

педагогов, способствовать достижению качественных, устойчивых и высоких

показателей развития детей по ведущим направлениям. Экспериментальная

деятельность, как правило, направлена на освоение качественно нового в обра-

зовательной технологии либо нового вида учреждения. режиме функционирования. В

ДОУ, работающем в режиме развития, обязательны индивидуальные образовательные

маршруты, базирующиеся на личностно-ориентированном подходе к каждому

воспитаннику, и работа с ближайшим социумом

Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень

не могут осуществляться без разработки инновационных технологий. Педагоги

дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко

всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению

творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного

образования.

В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе

которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и управленцев.

Процесс обновления образования организуется людьми.

Эффективность профессиональной педагогической деятельности, внедрение

новых педагогической технологий в образовательный процесс ДОУ – всё это является

основными критериями профессионального роста педагогов ДОУ.

Профессиональный рост и развитие начинается с формирования мотивации на

самообразование. Среди мотивов формирования мотивации профессионального

самосовершенствования можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления

профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального

благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.

Участие воспитателей в методической, инновационной деятельности

способствует, в конечном итоге, формированию личной педагогической системы,

индивидуального стиля педагогической деятельности. Методическая работа в ДОУ

позволяет разрешать проблемы по отношению к конкретной личности педагога, его

профессиональному росту, способствует утверждению педагогических ценностей,

важных как для педагогического коллектива детского сада, так и для педагогического

сообщества в целом, воспитанников и педагогов.

Важно, чтобы задачи, которые ставит перед собой педагогический коллектив в

начале нового учебного года, позволяли получить более высокие результаты при тех же

или меньших затратах физических, моральных сил, материальных, финансовых средств

или времени. Нововведение может считаться успешным, если оно позволило решить те

или иные конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения.

Методист должен учитывать индивидуальные качества участников

инновационного процесса, их профессиональный уровень, организаторские навыки,

умения, психологическую готовность к новым видам деятельности, к дополнительной

педагогической нагрузке.

Знание методистом своего коллектива, его сильных и слабых сторон, всегда

оценивалось высоко. И в своей работе методисту необходимо опираться, прежде всего,

на личностные, деловые, ведущие (лидерские) или ведомые (исполнительские) качества

человека.

Только при непосредственном и активном участии каждого педагога и педаго-

гического коллектива в целом, инновационная деятельность может стать одним из

основных способов модернизации системы образования и условием развития

творческого потенциала всего учреждения.

В настоящее время, когда существует проблема формирования педагога

инновационного дошкольного учреждения, обладающего компетентностью,

креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести

опытно-экспериментальную работу - методическая работа должна занимать особое

место в системе управления дошкольным учреждением так как, прежде всего,

способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности.

Инновационная управленческая деятельность, по мнению Давыткиной Е. В., это

деятельность руководителя ДОУ по созданию, разработке, освоению новшеств в

содержании управленческих функций, используемых методов, организационной

структуры, введение нововведений в практику с целью повышения эффективности

управления и развития дошкольного образовательного учреждения.

Инновационная методическая работа в ДОУ – как таковое данное понятие в

педагогической теории отсутствует. В целях разрешения противоречия между

необходимостью развертывания в дошкольных образовательных учреждениях системы

инновационной методической работы для повышения профессиональной

компетентности педагогов, реализующих инновационную деятельность, и отсутствием

в педагогической теории и практики как самого определения понятия «инновационная

методическая работа», так описание ее содержания и форм реализации,

исследователями данной проблемы Молчановым С. Г., Яковлевой Г. В., была сделана

попытка обозначить этот феномен.

Инновационную методическую работу они определили как часть

профессионально-педагогической (управленческой) деятельности, ориентированную на

овладение педагогами новыми, инновационными способами профессиональной

деятельности, включающие умения:

определять приоритетные направления инноваций;

отбирать содержание инновационной деятельности;

проектировать реализацию содержания инновации через применение

современных педагогических технологий;

описывать критерии оценки достижений детей по результатам инноваций.

Управление инновационной деятельностью в дошкольном учреждении

осуществляется, согласно прогрессивных тенденций в инновационном

образовательном процессе, с учетом объективных возможностей педагогов, уровня их

профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и

разрабатывать инновации, востребованные современной образовательной практикой.

Вопросам использования инновационных технологий в управлении дошкольным

образовательным учреждением посвящены исследования Л. М. Денякиной. С. В.

Савинова, которые показали, что информационное обеспечение управления ДОУ

является необходимым условием обновления дошкольного учреждения; Е. В.

Давыткина обосновала роль исследовательского подхода в управленческой

деятельности руководителя ДОУ, на которые необходимо опираться заведующему при

внедрении инноваций.

Анализ проблем инноваций педагогической деятельности с неизбежностью

выдвигает задачу оценки и разработки теоретических основ формирования

инновационной деятельности заведующих, старших воспитателей. Эта задача имеет

глубокий социально-педагогический смысл, так как от ее решения зависит успех

преобразований в системе образования, перспективы развития дошкольного

учреждения.

Одной из тенденций развития инновационных технологий является также

включение в учебный процесс не только познавательной, но и эмоционально-

личностной сферы человека.

Подготовка заведующих, старших воспитателей к инновационной деятельности

эффективна, если она разворачивается в адекватных учебных формах и решает две

взаимосвязанные задачи: формирование инновационной готовности к восприятию

новшества и обучение умениям действовать по-новому.

Таким образом, реформирование дошкольного образования с целью более

полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые

требования к ДОУ. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения -

важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного

образования. Инновационная деятельность – процесс, который развивается по

определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень

развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению

новшеств (новых методов, методики, технологии, программы). Развитие ДОУ, переход

в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение

новшеств.

Поэтому цель управления инновационными процессами в ДОУ, которая

возлагается на заведующего и методиста, заключается в обеспечении реализации

инновационных стратегий, функционирования инновационных структурных

подразделений и всего педагогического коллектива для достижения высокой

эффективности образования и повышения его качества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М. :

Творческий центр «Сфера», 2004.

2. Карелина И. О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно-методическое

пособие. — Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. — 71с.

3. Яковлева Г. В. Условия эффективности инновационной методической работы

в дошкольном образовательном учреждении : — Известия Самарского научного центра

Российской академии наук, т. 12, № 5, 2010.

4. Давыткина Е. В. Аттестация педагогических работников // Управление ДОУ. -

2004. - № 4. - С. 47.

5. Учебное пособие для средних педагогических учебных

заведений / В. П. Дуброва,Е. П. Милашевич. - Москва : Академия, 1998. - 160с. -

(Педагогическое образование).

6. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).

Публикации по теме:

Дифференцированный подход на уроках и во внеурочной деятельности как средство повышения качества знаний младших школьников Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 муниципального образования Тимашевский район.

Социальное партнерство как ресурс повышения качества дошкольного образования Тема проекта: «Социальное партнерство как ресурс повышения качества дошкольного образования». Срок реализации инновационного проекта:.

Инновационные образовательные технологии как средство повышения качества образования. Пескотерапия Доклад «Инновационные образовательные технологии, как средство повышения качества образования. Пескотерапия». Докладчик: Учитель - логопед.

Формирование социокультурной среды ДОУ, как условие повышения качества образования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №280 городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Современные образовательные технологии как средство повышения качества дошкольного образования Консультация с педагогами ДОУ с использованием информационно-коммуникативных технологий, элементов проблемного обучения. Тема: «Современные.

Взаимодействие взрослого и ребёнка в изобразительной деятельности как одно из условий повышения качества образования Партнёрское взаимодействие взрослого и ребёнка в изобразительной деятельности как одно из составляющих условий повышения качества образования.

Проект «Информационная среда ДОУ как средство повышения эффективности дошкольного образования» Проект: Информационная среда ДОУ, как средство повышения эффективности дошкольного образования Наш век – век информации и технологии. Динамичное.

ТРИЗ технология в образовательном процессе ДОУ как фактор повышения качества дошкольного образования ТРИЗ технология в образовательном процессе ДОУ как фактор повышения качества дошкольного образования. Егорова Н. Г., старший воспитатель.

Управление инновационной деятельностью в ДОУ, как средство повышения качества образования Одной из целей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013.

Взаимодействие с социальными партнёрами как фактор повышения качества образования в ДОУ Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования
Опубликовано: 12 февраля 2018 в 10:59
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Шпилёва (УИ 96211) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД