Елена Попова
Консультация «Узнай и пойми своего ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Узнай и пойми своего ребенка
Чтобы ребенок получил надлежащее образование, необходимо понимать и принимать во внимание психологические и индивидуальные особенности ребенка. Однако не все родители обладают для этого педагогическими знаниями. Задача воспитателя - раскрыть родителям наиболее важные аспекты умственного развития на каждом этапе дошкольного возраста и порекомендовать соответствующие методы воспитания, подчеркнув необходимость познакомиться с детьми, увидеть особенности каждого периода. о детстве и о том, что только можно наблюдать в вашем ребенке
Публикация «Консультация „Узнай и пойми своего ребенка“» размещена в разделах
В беседах с родителями они подчеркивают, что возможности для маленького ребенка велики, но не безграничны. Форсировать развитие невозможно без учета способностей дошкольника. Но и задержки разработки недопустимы. Поэтому родителям важно знать психофизиологические показатели развития детей раннего и дошкольного возраста.
У дошкольника есть особенности. Склонность к подражанию, импульсивность, преобладание чувства над разумом, неспособность к силе воли, недостаток самоконтроля, жизненный опыт, стремление к независимости, открытие нового - все это незаменимые спутники в дошкольном учреждении.
Дошкольный период - это время интенсивного накопления физических, умственных и духовных сил. В это время происходит быстрый рост всего тела, развитие мозга и связанные с этим осложнения, связанные с более высокой нервной активностью. Повышается чувствительность малыша к сигналам внешнего мира, его способность анализировать и синтезировать их; в коре головного мозга устанавливаются новые связи, происходит накопление впечатлений и идей. Объекты ближайшего окружения, и действия людей, и события общественной жизни, в конце концов, все больше и больше возбуждаются по мере взросления ребенка.
Рассмотрим основные этапы дошкольного образования.
Первый год жизни. В этот период ребенок интенсивно развивается и развивается. Из беспомощного существа он заметно вырос за 6 месяцев (прибавка в росте на 2-3 см в месяц, увеличилась масса его тела (прибавка в весе 600-700 г в месяц, и он может чувствовать внешние раздражители.
У ребенка в первые месяцы жизни возникает потребность в кровообращении. В конце первого месяца жизни - в начале второго месяца жизни она отвечает улыбкой на любящее обращение взрослых. Когда появляется взрослый, ребенок начинает улыбаться, пытаясь поднять и удержать голову, лежа на животе. На втором месяце ребенок осматривает висящие над ним игрушки, наблюдая за игрушкой, движущейся перед его глазами, прислушиваясь к звуку или слышимому объекту (одновременно, кажется). Теперь он меньше спит: время пробуждения увеличено и достигает 1-1,5 часа в 2,5-3 месяца.
В этот период малыш выражает свою радость комплексом реакций: он улыбается, энергично двигает ручками и ножками, с силой сгибается и раскладывается. Этот «оздоровительный комплекс» имеет большое значение в развитии двигательной и звуковой системы ребенка.
В 3-х месячном возрасте малыш уже умеет лечь на животик, опираясь на предплечье и хорошо держа голову. Лежа на животе, вы лучше видите то, что вас окружает, с интересом следите за происходящим. Его взгляд переходит от объекта к объекту, и когда он видит взрослого, он приветствует его общим оживлением.
Трехмесячный малыш уже давно может наблюдать за висящей на кровати игрушкой и прислушиваться к его голосу, случайно толкая ее ручками. Стоит временами брать малыша на руки (уже хорошо держа голову даже в вертикальном положении) : пусть горизонт знакомого вам мира расширится.
В течение четвертого месяца бодрствования ребенок часто улыбается, издает громкие звуки, проявляет физическую активность, а когда слышит звук, пытается найти голову головой вниз к источнику звука. Он громко смеется, когда пытается с ним поиграть. К тому времени, когда ему исполнилось 5 месяцев, в ответ на призыв любимого человека он тянется к нему, издает радостные звуки, малыш либо отворачивается от незнакомца, либо внимательно его изучает, он может плакать. Он различает интонацию, с которой к нему обращаются. Он весело улыбается, в ответ злобно плачет и хмурится. У вашего ребенка также развиваются моторные навыки. С небольшой помощью он падает со спины на живот, держа погремушку самостоятельно.
В возрасте 6 месяцев малыш может взять игрушку, лежащую на боку, выше или рядом с его грудью. Он уже свободно перекатывается не только от спины к животу, но и от живота к спине. Это позволяет ему получить свой любимый предмет, который находится далеко от него. Желание взять заставляет ребенка подталкивать себя ногами и тянуть тело на руках, чтобы подползти к желаемому объекту. Это подготовительный этап к ползанию.
Первая половина жизни ребенка характеризуется значительным прогрессом в сенсорном развитии. Ребенок не остается равнодушным к красочным, ярким, звуковым играм, речи и пению взрослого. В результате общения со взрослыми он начинает по-разному реагировать на них: улыбается, находит своих близких, отворачивается от посторонних, узнает маму по голосу, постепенно привязывается к тем, кто с ней общается. ежедневно.
Во второй половине года жизненный опыт малыша обогащается. Растет интерес к окружающей среде: ребенок по-разному реагирует на взрослых и детей, приобретает способность слушать речь, понимать слова, сигнализирующие о действиях, и способность реагировать действием. Общаясь со взрослыми, вы начинаете имитировать издаваемые ими звуки.
К концу года он уже различает имена своих близких: интенсивно накапливает пассивный словарный запас. В этот период (при правильном воспитании) он приобретает исходную моральную концепцию: невозможно повиноваться слову, уметь выполнить просьбу старца (найти, забрать, положить предмет и т. Д.).
В этом возрасте у ребенка развиваются моторные навыки. В возрасте 6-7 месяцев он начинает ходить, ползать, а в возрасте 8 месяцев садится, благодаря чему пытается перемещаться в пространстве и достигает всего, что его привлекало и интересовало. К 10 месяцам он приобрел еще одну важную способность - он начинает ходить, цепляясь за окружающие предметы, и уже год является самостоятельным «пешеходом».
Второй год жизни. Ребенок не только ходит, но и начинает говорить. Мир как бы расширяет перед собой горизонт: можно самостоятельно знакомиться с новыми, ранее недоступными вещами, манипулировать предметами, раскрывать их прежние свойства.
К концу второго года активный словарный запас ребенка достигнет 200–300 слов. Речь становится основным средством общения со взрослыми. Он понимает предъявляемые к нему требования и способен подчиняться всемогущему «может» и «не должен» при надлежащем образовании. А если взрослые будут настойчивы и последовательны в своих требованиях, ребенок приобретет множество полезных привычек, которые упорядочат его поведение.
Третий год жизни. В этот период особенно проявляется его стремление к независимости, рождаются новые области интересов, развиваются визуальное мышление и речь, развиваются новые формы отношений между сверстниками: он может элементарно общаться с ними. В отношениях со взрослыми он уже способен удовлетворить требования, предъявляемые к нему словом. Он довольно умен, активен, независим.
Четвертый год жизни. У детей развивается умение общаться словами, обогащая речь. Ребенок эмоциональный, чувствительный к поведению и настроению взрослых. Его влечение к взрослым растет, особенно к тем, кто справедлив, ласков, внимателен к нему. Он с удовольствием их выслушивает, выполняет их просьбы и приказы и старается доставить ему удовольствие своим послушанием. В связи с этим еще больше возрастает роль взрослых в организации своего поведения.
Меняются характер и содержание детских занятий. При целенаправленном обучении повышается способность действовать самостоятельно. У ребенка проявляется желание рисовать, вырезать, строить, слушать сказки и интересные книги. Уже в этот период следует развивать отношения с ребенком, способствующие развитию таких качеств, как общительность, дружелюбие, отзывчивость и активное сознательное послушание.
Пятый год жизни. В этот период ребенок становится еще более самостоятельным, умеет себя обслуживать. «Что это?», «Почему?», «Почему?», «Почему?» - вопросы к взрослым указывают на желание ребенка узнать как можно больше о мире, предметах, явлениях и простейших связях между ними. Внимание становится более устойчивым, а память - более произвольной. Серьезным делом считает различные виды деятельности (счет, зрительную деятельность, развитие речи, знакомство с другими и т. Д.). Выполнять задания, проявляя терпение, волю, упорство в работе; относится к более ответственному исполнению трудовых распоряжений.
Все эти тенденции будут процветать (в лучшую сторону, конечно, если взрослые будут получать образование целенаправленно, не забывая о том, что по мере роста их детей будут расти и их обязанности и требования, предъявляемые к ним.
Игра остается основным занятием в детстве. Но теперь он принимает более сложный характер. Значительное место занимают коллективные игры - длительные, стабильные, разнообразные. В них ребенок учится вести себя в зависимости от игровых ситуаций. Игра становится чем-то вроде школы социальных отношений, моделирующей способы человеческого общения, наблюдающие за окружающей действительностью. Поэтому вам необходимо знать, во что и как играет ребенок, пытается ли он общаться с другими детьми или играет один.
Прошел еще год. Ребенку 6 лет. Он переступает порог верхней группы детского сада. Его товарищи и гордо говорят: «Мы старшие». И, может быть, не без оснований: все они летом выросли, загорели, окрепли, почувствовали себя зрелыми. В их движениях проявляются уверенность и ловкость, в поведении - сдержанность. Они научились договариваться друг с другом, работать вместе не только в игре, но и на работе, помогать друг другу, взрослым, опекать детей. Дома (с правильными требованиями) ребенок также чувствует себя помощником: у него есть обязанности перед своими близкими, он помогает им по дому, поддерживает порядок в домашнем хозяйстве и готов делать самое важное. уважать труд взрослых
Но необходимо учитывать, что в этот период у ребенка еще преобладают чувства. Поэтому он часто пытается воспользоваться своим желанием без полной моральной оценки. Далеко не всегда он способен оценить последствия своих действий для окружающих и для себя, в том числе для детей. И самое главное, в рамках понимания детей должна быть выработана критическая оценка их действий в ребенке; учите не только тому, что вы хотите, но и тому, что от вас требуется.
В этом содержание детских занятий становится богаче и разнообразнее. Даже игры предполагают, что дети стали мудрее и смогли заглянуть в окружающую их среду. Ролевые игры отражают различные события общественной жизни, работы и человеческих отношений.
Ребенку семь лет. Это накануне школы. "Мы самые старые!" - говорят выпускники детского сада. Теперь воспитатель считается учителем. В будущем первом классе интенсивно развивается стремление к познавательному интересу, наблюдательности, любознательности и познанию нового. Он остро ощущает яркие события окружающей действительности, питающие его разум и чувства. В этом возрасте у ребенка должны развиться любовь к работе, чувство ответственности за доверенных ему людей, собственное поведение и способность не взрослеть.
Здоровое развитие ребенка дошкольного возраста зависит от ряда обстоятельств, которые особенно важны для индивидуальных психофизических характеристик. В воспитании детей каждый родитель должен уметь выбрать правильный подход. В этом случае необходимо учитывать происходящие возрастные изменения и связанную с ними перестройку психофизиологических функций. Нельзя предъявлять одинаковые требования маленькому ребенку и детям старшего дошкольного возраста, так как те или иные проявления, свойственные, например, детям 2-3 лет, не могут быть характерны для детей 6-7 лет. Чем старше становится ребенок, тем более осознанным становится его поведение. Если поведение ребенка зависит от его или ее чувств, он более подчинен уму, чем у старших дошкольников. Он обогатил свои знания, знает множество правил, очень хорошо знает свои способности, развивает силу воли и сдерживает свои желания
Дети постарше уже могут заставить себя делать не только то, что хотят, но и то, что нужно. Они уже знают много моральных понятий, они знаю, что хорошо, а что плохо. Этому способствует то, что их эмоции начинают приобретать социальный характер: когда они находятся в семье и в компании сверстников, дух товарищества, дружбы проявляется в их отношениях.
В дополнение к типичным для дошкольного возраста возрастным особенностям и особенностям психологического развития, каждый ребенок имеет индивидуальность, которая заключается в одной из его или ее характеристик. Один легко просыпается от энергии, другой - спокойный и медленный, третий - в меру подвижный и уравновешенный, четвертый - пассивный и чувствительный к воздействиям.
Любой ребенок может развить лучшие качества. Успех в школе, на работе, хороший контакт с людьми доступны всем детям. А это зависит от воспитания, от умения правильно подойти к ребенку с учетом всех его особенностей и способностей.