Елена Магинская
Влияние героев литературных произведений на продуктивную деятельность детей
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Образовательный центр "НЬЮТОН" г. Челябинска"
Детский сад "ПЧЕЛКА"
Статья
Влияние героев литературных произведений на продуктивную
деятельность детей
Подготовила:
Магинская Елена Владимировна
воспитатель
Челябинск-2020
«Дети должны жить в мире красоты, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества»
Сухомлинский В. А.
Публикация «Влияние героев литературных произведений на продуктивную деятельность детей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Проблема эстетического воспитания и развития детского творчества — одна из серьезных проблем педагогики, решению различных аспектов которой в области дошкольного воспитания уделяется большое внимание.
Огромный вклад в развитие личности ребенка вносит художественная литература. Произведения художественной литературы способствуют эмоциональному развитию дошкольников, что выражается в стремлении немедленно проявить возникшие у них при слушании сказок и рассказов чувства, эмоции в действиях. Художественные тексты знакомят детей с богатством мира человеческих эмоций, позволяют понять причины их возникновения и смены; открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Чтение развивает душу ребенка, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.
Взаимосвязь детской художественной литературы и продуктивной деятельности способствует более глубокому эмоциональному переживанию образов литературного произведения и последующей их передаче в изобразительной деятельности, декоративно – прикладном искусстве, лепке, эмоциональному восприятию произведения, овладению умениями передачи образов этих произведений в детском творчестве.
С малых лет книга сопровождает нас, художественная литература в свою очередь развивает и обогащает речь ребенка: у ребенка развивается воображение, формируются красивые образцы литературного языка. Слушая любимую, поучительную сказку он вместе с героями переживает всю их жизнь, волнуется вместе с ними. Вследствие чего ребенок начинает понимать смысл художественных произведений и при этом происходит формирование его как личности.
Литературное развитие влияет практически на все сферы жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста. Приобщаясь к миру книги, ребенок учится общаться, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, разрешать конфликтные ситуации. В процессе литературного развития ребенок осваивает систему общих читательских умений, без которой невозможно формирование квалифицированного читателя и развитие способности познавать мир и выражать свои жизненные впечатления в художественном слове.
Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказ художественной литературы ребенку – дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.
Однако, в современном обществе возникает проблема снижения интереса к чтению художественной литературы, в том числе и детской. Эта проблема становится актуальной во всем мире. Причиной тому является резкое снижение морали и нравственности в обществе, исчезновение положительных жизненных установок, ориентиров, снижение культурной работы с детьми в свободное от занятий время. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности друг к другу, по отношению к близким людям. В своей профессиональной деятельности, я замечаю некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Поэтому так важно закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности с самого раннего детства, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям, к семье.
. На своих занятиях, я предлагаю детям сначала послушать какое – либо произведение, а затем нарисовать, слепить, сделать поделку. В итоге дети, на мой взгляд стали тоньше чувствовать те стороны жизни, которые раньше не замечали. Это сопереживание животным, природе, окружающим. Сопереживая героям литературных произведений дети становятся добрее, отзывчивее.
Таким образом, я пришла к выводу, что изучение проблемы творчества с помощью художественной литературы – одно из важных направлений научных исследований психологов, педагогов, социологов в нашей стране и за рубежом. Развитие художественных способностей ребенка протекает успешно, когда он осваивает азы искусства не в качестве самоцели, а в связи с решением конкретных художественных задач. Главной задачей педагога здесь является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них творческую активность с помощью литературных произведений, не навязывая собственных мнений и вкусов.