Получи документы

Воспитание детей коренных малочисленных народов Севера в школе-интернате средствами ИКТ

Туяна Балданова
Воспитание детей коренных малочисленных народов Севера в школе-интернате средствами ИКТ

В статье рассматривается применения ИКТ в воспитательной работе с детьми разновозрастной категории из числа коренных малочисленных народов Севера на базе МОУ «Школы – интернат среднего общего образования с. Ныда» на примере мультимедийных презентаций, на учебных занятиях.

Публикация «Воспитание детей коренных малочисленных народов Севера в школе-интернате средствами ИКТ» размещена в разделах

Под средствами информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) следует понимать аппаратные и программные средства, предназначенные для реализации информационных процессов на основе использования вычислительной техники и сетевых технологий.

Использование современных информационных коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитании и развитии детей КМНС является одним из приоритетных и широко изучаемых направлений. Следует отметить, что воспитанник школы-интерната – это ребёнок-тундровик, оторванный от тех условий жизнедеятельности, к которым привык с детства и попавший в новые условия: социума – интернат. Одной из важнейших задач воспитателя состоит в том, чтобы подготовить каждого воспитанника к жизни в социуме с учётом показателей здоровья, личностных характеристик и индивидуальных возможностей каждого; подготовить к получению воспитанником, в будущем, профессии, трудоустройству. Использование компьютерных технологий в воспитательном процессе для дальнейшей социализации детей в обществе является одним из способов повышения мотивации обучения. Компьютерные технологии способствуют развитию личности, помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию. Включение компьютерных технологий в воспитательный процесс позволяет воспитателю организовать разные формы познавательной деятельности на учебных занятиях, сделать активной и целенаправленной работу воспитанников. Одной из форм подготовки и представления материала, можно назвать создание мультимедийных презентаций. Использование мультимедийных презентаций открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", возможностью совершать визуальные путешествия, представлять наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать другими способами. Учебные занятия, проводимые с использованием мультимедиа в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект.

Использование ИКТ дает возможность воспитателю :

- представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами;

- создать положительную мотивацию за счет использования средства привлечения внимания;

- видеть реакцию воспитанников, постоянно «держать руку на пульсе»;

- вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию;

- активизировать познавательную деятельность воспитанников;

- оптимально использовать время на занятии

Активно использую ИКТ технологии при проведении учебных занятий по социализации воспитанников. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления материала к внеклассным мероприятиям, считаю, создание мультимедийных презентаций powerpoint. С помощью этой программы проводила такие мероприятия, как: «Дети - герои войны», «В окружении табачного дыма», «Ярмарка профессий», «Хорошее здоровье превыше всего» и т. п., основными задачами которых являлись – выработка положительных качеств, формирование правильной оценки окружающих и самих себя, нравственного отношения к окружающим.

Использование мультимедийных презентаций в воспитательской деятельности способствует:

- повышению эффективности усвоения материала детьми;

- повышению скорости запоминания (одновременно включаются три вида памяти детей : зрительная, слуховая, моторная);

- активизации и развитию высших психических функций, мелкой моторики рук;

- формированию теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышению их интеллектуально-творческого развития;

- созданию дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;

- подготовке детей к миру, построенному на цифровых технологиях.

Мультимедийные презентации обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов учебного занятия. Так, объяснительно-иллюстративные методы при использовании мультимедийного проектора могут заметно повышать познавательную активность воспитанников за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности (анимация, звук, видео и другие мультимедийные эффекты, а активное использование регионального краеведческого материала усиливает воспитательный момент учебного занятия. Работая с отдельно взятым слайдом, продумываю, за счет чего будет усилен обучающий эффект урока: удачно подобранной картинке, правильной последовательности подачи материала на экран, верным выбором эффекта анимации, цветовой гаммы, представлением печатного текста, который должен появиться на экране в заранее продуманное время. Применение на занятиях электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, т. к. именно здесь возможно учесть специфику конкретной группы воспитанников, конкретный контингент детей с учетом их психического, физического и эмоционального уровня развития.

Основная воспитательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать среду воспитания с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и воспитателя и воспитанника. В отличие от обычных технических средств воспитания - информационные технологии позволяют не только насытить воспитанников большим количеством понятий, но и развить у них интеллектуальные, творческие способности, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано. В результате ее применения в нашей школе - интернате, значительно повысился интерес воспитателей в использовании новых технологий, возросла заинтересованность детей в конкурсах и проектах. Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить воспитательный процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов воспитанников, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.

Особое внимание на учебных занятиях с применением компьютерной техники уделяется здоровьесберегающим технологиям. Здесь учитывается соблюдение как технических, санитарно-гигиенических, так и эргономических требований к занятию. Физкультминутку для воспитанников провожу также, с помощью презентации.

Использование созданных мною мультимедийных презентаций показало, что у воспитанников повысилась мотивация познания, что просматривается в результатах диагностики, проводимой в течение учебного года. Улучшилась результативность воспитания, повысился интерес к моим занятиям. Проведение занятий с применением мультимедийных презентаций – это мощный стимул в воспитании. При этом у воспитателя появляется возможность проявить творческий подход к созданию и проведению современного, полноценного, интересного занятия.

Подводя итог, отметим, что средства ИКТ являются эффективным средством повышения познавательного интереса воспитанников, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий детей. Применение средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе требует развитости критического мышления, на что необходимо уделять специальное внимание воспитателям. Применение сетевых технологий в системе общего образования способствует интеграции общеобразовательных учреждений различного типа, распространению передового педагогического опыта.

Теги: ICT, innovation of education, education of students, aborigens nenets children of the North, multimedia presentation.

Публикации по теме:

Общешкольное мероприятие «Всемирный день спасибо» для 1–5 классов в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей Ход занятия: I. Вступление. История слова «СПАСИБО». 1 ведущий: - Дорогие ребята! Мы рады видеть вас на нашей встрече, посвященной Всемирному.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Сказки народов севера» 1. Программное содержание: формирование представлений об образе жизни коренных народов севера Тюменской области, развитие познавательного.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Жизнь и быт народов Севера» Цель: Углубить и обобщить знания детей о народах Севера, их быте и деятельности. Задачи: - развивать любознательность и интерес к особенностям.

Праздник народов Севера! (Фотоотчет)Праздник народов Севера! (Фотоотчет) Праздник народов Севера проходит каждый год в моем любимом городе, в городе, в котором я живу много лет, городе Новый Уренгой. В этом году.

Проект «Краеведческий мини-музей. Быт и культура малочисленных народов севера» Подготовка к работе по данной теме: Изучить краеведческую литературу, пополнить мини – музей в детском саду. Вместе с родителями оборудовать.

Формирование духовно-нравственных качеств в процессе ознакомления с региональными особенностями и традициями народов Севера Суровая Югорская земля является для наших детей малой родиной. Родители многих наших воспитанников приехали с разных концов России и стран.

Спортивное развлечение для средних групп «Игры народов Севера»Спортивное развлечение для средних групп «Игры народов Севера» Спортивное развлечение «Игры народов севера» Для средней группы Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни, развитие интереса к.

«В гостях у Айоги». НОД в старшей группе, посвященная культуре народов Севера«В гостях у Айоги». НОД в старшей группе, посвященная культуре народов Севера Цель: обогатить знания детей о культуре коренных народов, населяющих Тюменскую область, фольклоре народов Севера. Программное содержание:.

Викторина-игра по сказкам народов Севера «Многоцветье ямальского фольклора» к юбилею Ямало-Ненецкого автономного округа Викторина - игра по сказкам народов Севера "Многоцветие ямальского фольклора" (для детей 6 – 8 лет к юбилею ЯНАО) Тьютор МБДОУ «Детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание детей коренных малочисленных народов Севера в школе-интернате средствами ИКТ
Опубликовано: 22 апреля 2016 в 12:17
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД