Папки-передвижки

Консультация «Воспитание маленького патриота»

Лариса Авилкина
Консультация «Воспитание маленького патриота»
▼ Скачать + Заказать документы

«Воспитание маленького патриота»

Подготовила воспитатель : Авилкина Л. Ю.

«В. В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

Публикация «Консультация „Воспитание маленького патриота“» размещена в разделах

Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм- в моем понимании - прежде всего это любовь к своей Родине и гордость за свою страну.

Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы заложить и пробудить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства к любви к Отечеству. Начиная работу над этой темой, я задала себе вопрос: в чём проявляются патриотические чувства у детей? Как они могут это выразить? К чему должен стремиться воспитатель? Ведь необходимо помнить, что именно от того, как ребёнок воспринимает окружающий его в детстве мир, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем - жизненные успехи взрослого человека. Проведя анализ знаний детей, я сделала следующее заключение: дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, достаточно равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе; у родителей нет представлений о целях и задачах патриотического воспитания, которое невозможно воспитать без тесного взаимодействия детского сада с семьёй.

Глубоко изучив актуальность проблемы, понимая, что необходимо не столько педагогическое просвещение родителей, сколько активное участие семьи в разработке форм и методов патриотического воспитания, я использовала в работе следующий принцип: семья и родители - союзники детского сада. Для включения семьи в совместную работу я систематически проводила консультации и индивидуальные беседы, анкетирование родителей; проводила родительские собрания в виде семинаров-практикумов, творческих гостиных, привлекала родителей к сбору материала для оформления альбомов «Наш город», «Наши земляки - герои Великой Отечественной войны», к подготовке материала по проекту «Изучаем край родной».

Результатом проведённой работы являются положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания - формируется чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей. Всё это побуждает родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребёнком дома. Основное направление моей работы - это движение от воспитания любви к близким людям, природе, родному городу к достижению наивысшей цели - воспитанию чувства гордости и любви за свою Родину.

Планируя свою работу по патриотическому воспитанию, я поставила перед собой следующие задачи:

формировать у детей чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, стране;

формировать представление о России как о родной стране, о Москве - как о столице России;

воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России;

воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому;

воспитывать уважение и интерес к культурному прошлому России, развивать интерес к русским традициям и промыслам.

Свою работу по патриотическому воспитанию я начала с создания для детей тёплой, уютной атмосферы, чтобы каждый ребёнок был наполнен радостью, улыбкой, добрыми друзьями, весёлыми играми, так как именно в игре и совместном труде проявляются поведение детей, взаимоотношения со сверстниками. Как на занятиях, так и в повседневной жизни, систематически формирую у детей этические представления и гуманные чувства; на основе бесед о конкретных поступках детей воспитываю представления о доброте и честности. Используя беседы «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мы - друзья», «Правила, по которым мы живём», воспитываю доброжелательность, желание подражать добрым делам, умение замечать хорошие поступки - всё это формирует личное отношение ребёнка к соблюдению моральных норм, чувство долга.

Планируя работу по патриотическому воспитанию, я разделила весь материал по тематическим блокам: «Мой город», «Моя семья», «Страна, её столица, символика», «Родная природа», «Культура и традиции», «Защитники Отечества». Используя их во всех видах детской деятельности (познавательной, продуктивной, игровой, учитывая возможности детей, их интересы и индивидуальные особенности каждого ребёнка. Работа по каждой теме включает беседы, дидактические игры, игры-путешествия, экскурсии, игры-беседы, игры-инсценировки, развлечения. Отдельные темы я приурочила к конкретным событиям и праздникам, например, в сентябре (перед празднованием Дня города) - знакомство с родным городом, в котором мы живём, в феврале (перед Днём защитника Отечества) - развлечение «Будущие защитники», перед Днём защиты детей - спортивный праздник.

Работу веду последовательно: от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон) - к более сложному (город, страна). Мир ребёнка начинается с его семьи, впервые он осознаёт себя человеком, членом семейного сообщества. Занятия «Что означают наши имена», «О происхождении фамилий», «Моя мама - лучше всех», «Мой папа - защитник» позволяют детям прикоснуться к истории своей семьи, вызывают у детей сильный эмоциональный отклик, заставляют их сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Дидактические игры и упражнения «Мы уже большие», «Кто в доме самый старший», «Помогаем малышам» помогают мне развивать у детей умение и желание заботиться о малышах, одновременно воспитывать привычку заботиться обо всех окружающих, быть внимательными к людям пожилого возраста: вовремя подать стул, уступить место. Воспитывая у детей любовь к родному городу, подвожу их к пониманию того, что их город имеет свою славную историю, традиции, достопримечательности, памятники.

На занятиях и в повседневной жизни я стараюсь привлечь внимание детей к городским объектам, которые расположены на ближайших к детскому саду улицах : библиотека, магазин, церковь, почта, аптека, рассказываю об их назначении. Полученные знания закрепляются в сюжетно-ролевых играх («Почта», «Магазин», «Аптека», «Экскурсия по городу», в которых дети самостоятельно распределяют роли, выбирают профессии, помогают друг другу выбрать атрибуты для игры. В играх у детей проявляются такие качества, как ответственность, целеустремлённость, настойчивость и упорство в преодолении трудностей. Дети умеют поставить перед собой цель - самостоятельно подобрать материал, терпеливо довести начатое дело до конца, но иногда мне приходится помогать им советом при разрешении конфликтов - это помогает справиться с трудной ситуацией, играть честно, справедливо.

На занятиях «Знакомство с гербом родного города», «Путешествие по карте», «Дома бывают разные», «Где эта улица, где этот дом» я воспитываю у детей любовь к своему городу, постепенно подвожу их к пониманию того, что наш город - это частица родины, что во всех населённых пунктах, больших и маленьких, есть много общего:

повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей, врачи лечат больных);

повсюду живут люди разных национальностей, вместе трудятся и помогают друг другу;

везде соблюдаются традиции - Россия помнит своих героев, защитивших её от врагов;

люди берегут и сохраняют природу;

есть общие праздники (профессиональные и общественные).

Беседы, экскурсии, занятия «Государственные символы России», «Москва - столица нашей родины», «Города старинные, мастерами славные» позволяют мне знакомить детей со столицей нашей родины - Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Знакомя детей с государственными символами страны, родного города, я воспитываю уважительное отношение к флагу, гербу и гимну нашей страны, родного города. Дидактические игры: «Найди свой флаг», «Узнай, где я нахожусь», «Узнай герб своего города» помогают формировать гражданско-патриотические чувства : любовь и уважение к своей стране, к родному городу, осознание личной причастности к жизни Родины. На занятиях и в свободное время читаю детям произведения о героях, защищавших нашу Родину в разные времена. Рассказываю о трудной, но почётной обязанности каждого гражданина - защищать Родину, охранять её спокойствие и безопасность.

Организуя спортивные праздники и развлечения, посвящённые защитникам Отечества - «Богатырские забавы», «День защитника Отечества», «Этих дней не смолкнет слава», где дети по-настоящему играют в военных, маршируют, поют военные песни, слушают рассказы ветеранов войны, я помогаю детям ощутить положительные эмоции и чувство сопричастности к великим памятным событиям страны.

Читая произведения о войне, рассматривая репродукции картин «Оборона Севастополя», «Отдых после боя», я говорю детям о том, как холодно было солдатам лежать день и ночь в окопах; как хотелось домой, к семье, но у них был священный долг - защищать свою Родину, матерей, детей, и они не могли поступить иначе. Я рассказываю детям о тысячах солдат, погибших в годы войны, о братских могилах, о могиле Неизвестного солдата у Кремлёвской стены, куда приходят поклониться миллионы людей со всего мира, объясняю детям значение слов «Велика Россия, а отступать некуда», «смертный бой не ради славы - ради жизни на Земле». Героизм, мужество, стойкость, готовность на подвиг ради Родины - эти характерные черты русского человека понятны детям и неизменно вызывают в них желание подражать воинам, быть такими же, как они.

Любовь к природе - одно их проявлений любви к Родине. Я постоянно провожу наблюдения, которые развивают интерес к природе, учу замечать изменения, устанавливать их причины. На занятиях и в повседневной жизни я даю детям разнообразные знания о природе нашей страны, использую иллюстрации и картины русских художников о родной природе, сопровождая чтением поэтических произведений, что является ценнейшим средством воспитания любви к родной природе. Во время прогулок, экскурсий я показываю очарование пейзажа, учу ценить разнообразную красоту, ведь всё это воспитывает умение эстетически понимать окружающий мир, бережно, поэтически относиться к природе родного края. Этому способствуют занятия по развитию речи, литературно-музыкальные развлечения, занятия по изобразительному искусству.

Знакомлю детей с бытом и традициями русского народа, стараюсь вызвать интерес к исконно русским традициям: гостеприимству, почитанию родителей. Активно ввожу в речь детей потешки, загадки, пословицы и поговорки, заклички. Детям очень нравится знакомство с героями былин - богатырями, это формирует у них представление о народной культуре, её богатстве и красоте, учит ценить народную мудрость. Воспитываю у детей потребность в русском языке, народной музыке, сказке. Погружаясь в мир сказок, каждый ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем; на примерах сказочных героев дети учатся различать добро и зло, что способствует усвоению нравственно-этических норм поведения.

Разучивая русские народные песни, частушки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее, я заметила, что у детей снижается агрессивность, у них пробуждается чувство симпатии, создаётся положительная эмоциональная атмосфера. Читая детям народные пословицы и поговорки: «Родная сторона - колыбель, чужая - дырявое корыто», «Тот герой - кто за родину горой», «Смелого пуля боится, смелого штык не берёт», «Поспешишь - людей насмешишь», я объясняю детям, что народ остро подмечал различные жизненные позиции и высмеивал человеческие недостатки, но всегда восхвалял положительные качества. Знакомя детей с русскими обрядовыми праздниками, которые были когда-то частью труда и быта русского народа, я даю детям возможность познакомиться с историей народа, его укладом жизни и народной мудростью: «Широкая Масленица», «Рождественские посиделки», «Колядки», хороводы и танцы любовно воспевали травушку-муравушку, кудрявую берёзку, цветущую калину, цветы лазоревые.

Большой интерес у детей вызывают и русские народные игры, в которых можно проявить смекалку, любознательность, ловкость, чувство товарищества. Вместе с родителями и детьми мы приняли участие в конкурсе «Кукла своими руками» ,тряпичные русские куклы, история которых имеет многовековую историю. Куклы-скрутки, куклы-скатки, соломенные куклы, куклы из ниток, сделанные своими руками, доставляют детям искреннюю радость.

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходят к человеку постепенно и имеет своими источниками красоту» - эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают задачу воспитателя и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у ребёнка черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» Консультация для родителей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой.

Календарно-тематическое планирование по программе «Азбука патриота» для детей с ОВЗ 4 группыКалендарно-тематическое планирование по программе «Азбука патриота» для детей с ОВЗ 4 группы Раздел III - Русские народные праздники - 5 часов. 19 - 20. Тема: Русские народные праздники. Цель: Воспитание гражданско-патриотических.

Консультация для родителей «Воспитание или наказание?»Консультация для родителей «Воспитание или наказание?» Без строгости в воспитании ребенка не обойтись,но не надо путать ее с наказанием. Воспитание детей ремнем формирует у него страх перед.

Консультация «Гендерное воспитание в ДОУ и в семье»Консультация «Гендерное воспитание в ДОУ и в семье» Консультация «Гендерное воспитание в ДОУ и в семье.»«Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать» Ж. Руссо ГЕНДЕР.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» Прошло 73 года со дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Дошкольники мало знают об этой войне, о ее героях и подвигах.

Консультация «Воспитать патриота своей Родины»Консультация «Воспитать патриота своей Родины» Консультация «Воспитать патриота своей Родины» Федеральные государственные стандарты рассматривают учет регионального компонента, как необходимое.

Консультация «Экологическое воспитание»Консультация «Экологическое воспитание» Экологический субботник в детском саду Экологическое воспитание очень важно, ведь малышей нужно как можно раньше приучать к бережному отношению.

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание в семье» Многие родители считают, что ребенка не стоит приобщать к музыке, объясняя тем, что их ребёнок не проявляет к ней особого интереса. Но.

Перспективный план мероприятий по реализации программы развития «Детский сад маленького патриота» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Светлячок» р. п. Тумботино ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ.

Трудовое воспитание. Консультация для воспитателей Трудовое воспитание подрастающего поколения - дело огромной государственной важности. Такие качества личности, как трудолюбие, уважение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Воспитание маленького патриота»
Опубликовано: 9 апреля 2020 в 19:34
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Воспитание маленького патриота»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Авилкина (УИ 1046183) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД