Наталья Сорокина
Консультация «Взаимодействие разных дополнительных услуг»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы воспитателя первой категории, Сорокина Н.
.
Статья «Взаимодействие разных дополнительных услуг».
Аннотация статьи.
Сегодня, когда возрождается интерес к проблеме художественно-эстетического развития личности и возрастает понимание его роли в ситуации развития современного общества, необходимо вести научно-практический поиск оптимизации воспитательно-образовательного процесса и инновационных форм организации художественного образования детей дошкольного возраста.
Публикация «Консультация „Взаимодействие разных дополнительных услуг“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Образовательную деятельность с детьми осуществляла в форме предоставления дополнительных образовательных услуг на основе составительской программы «Цветик-семицветик», которая учитывает интеграцию всех видов детской деятельности.
Во время освоения составительской дополнительной программы, её интегрирования в разные виды деятельности и культурные практики, у детей развивались творческое воображение, художественное мышление, зрительная память и пространственные представления, дети стали проявлять любознательность, активность, стали сопереживать друг другу. Научились контролировать свои эмоции и управлять своим поведением, у детей появилась мотивация к учебной деятельности, стремление решать интеллектуальные и личностные задачи и добиваться результата.
Рабочая программа «Цветик-семицветик», разработана мной на основе нормативных документов и методической литературы:
1. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения.
2. Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
4. Закон об образовании 2013 – федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Требования к структуре составительской дополнительной программы кружка «Цветик-Семицветик» с детьми 6-7 лет прописаны в соответствии с ФГОС ДО (п. ІІ. 2.10.) : «Объём…части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%».
Программа рассчитана на создание условия для художественно-эстетического развития воспитанников и взаимодействия разных дополнительных услуг, включающих в себя: мероприятия детского сада (развлечения, выставки, круглые столы, ИКТ и др., работу с родителями и социальными партнёрами.
Кружковая работа по программе «Цветик-семицветик велась мной по двум направлениям творческого развития детей:
1. Нетрадиционные техники и приёмы в художественно-продуктивной деятельности.
2. Детский дизайн.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Самыми простыми и доступными из них являются рисование пальчиком, ладошкой, кулачком, печатание, обрывание бумаги. Я активно их использую в работе с младшими дошкольниками. В старшем возрасте эти же техники дополняют художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: монотипия, граттаж, кляксография, рисование по мокрому фону, рисование мятой бумагой, набрызг, изонить и др.
Стараюсь живо, эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приёмы изображений. Чтобы преодолеть неуверенность, даю возможность ребёнку сначала попробовать, а потом уже рисовать самостоятельно. Поощряю каждое усилие ребёнка, поддерживаю его. Всегда помню о том, что обучение приёмам художественно-творческой деятельности, в том числе и нетрадиционным, должно проходить на положительном эмоциональном фоне и с постепенным и с постепенным нарастанием сложности.
Дизайн-деятельность сообразно художественному труду и относится к художественному творчеству: благоустройство окружающей среды, создание архитектурных художественных композиций и др. Для успешной работы с детьми я организую эстетически грамотную среду: красивый интерьер, предметы и пособия искусства, зонирование и одомашнивание детских помещений. В живом общении с искусством они научились создавать и использовать в оформлении детские рукописные книги; макеты, аранжировки из разных материалов, атрибуты для игр и спектаклей, праздничных утренников и благоустраивать интерьер.
В результате проведённой мной работы с воспитанниками в кружке «Цветик-семицветик» повысился их творческий потенциал. Ребята стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявлять более устойчивый интерес к дизайн-искусству, повысилась их творческая активность, инициативность и художественная самостоятельность. Они научились задумывать образ, искать средства воплощения, продумывать последовательность своей работы и добиваться результата.
Возможность приобрести мастерство «из рук в руки», от воспитателя к воспитаннику осуществляется при организации «Мастер-классов». Тесное сотрудничество специалиста Центра детского творчества позволило мне выстроить чёткую линию взаимосвязи в работе над определённой темой, оказывая детям старшего дошкольного возраста возможность знакомиться с народными традициями, получать эмоциональный всплеск от продуктов художественной деятельности.
Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Театрально-игровая деятельность в самой основе своей содержит творческое начало и является сама по себе творческой деятельностью. В театральном мини-центре «Я – декоратор», который оснащен разнообразным полифункциональным материалом, мои маленькие художники делают свои первые успехи в конструировании моделей шляпок и костюмов для кукол, в изготовлении декораций для театральных сцен, приобретая личный опыт в дизайн-деятельности. Такая художественно-творческая деятельность удовлетворяет желание ребёнка что-то изменить, дополнить, сделать своими руками.
Свою педагогическую копилку постоянно обогащаю различными практическими материалами (циклы игр-занятий «Фея страны красок», цикл наглядно-методического материала «Секреты художника» и др., которые способствуют развитию интереса к экспериментированию, исследованию в различных видах художественно-творческой деятельности. Принцип интеграции различных по содержанию видов деятельности, разных видов искусств, является актуальным и органичным в направлении интеллектуально-художественного и творческого развития личности ребёнка. При таком подходе я стараюсь охватить весь педагогический процесс в целом. Это даёт мне широкие возможности для создания благоприятных педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития личности дошкольника с учётом его индивидуальных особенностей; помогает сформировать умения мобильно включаться в поиск, присваивать новые способы действий, разбираться в заданной педагогической ситуации, выходить за ее пределы, творчески варьируя и прогнозируя результат.
Созданная в группе образовательная среда предоставляет возможность самореализоваться каждому ребёнку, выявить подлинную индивидуальность, развить творческие способности в естественных условиях его жизнедеятельности. Моей задачей является умение создать ситуации успеха для каждого ребёнка, создать условия реализации и развитие творческих способностей детей. От моей организации образовательной среды (основная общеобразовательная программа, парциальная программа, демонстрационный материал, технические средства оснащения (ТСО) и развивающей предметно-пространственной среды (имеется широкий спектр различных материалов) :
1. Восковые мелки, простые и цветные карандаши, фломастеры, ватные палочки, акварельные краски, гуашь, пластилин, солёное тесто.
2. Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, самоклеющаяся бумага, гофрированная бумага, салфетки, раскраски.
3. Кисти, поролон, печатки, клише, трафареты, схемы, стеки, ножницы с тупыми концами, подносы для форм и обрезков, розетки для клея ПВА, клей-карандаш, доски для лепки, палитры, стаканчики для воды.
4. Бросовый и природный материал.
Дополнительно имеются разнообразные виды театров (би-ба-бо, мягкие игрушки, маски героев, оснащение для разыгрывания сценок, спектаклей, уголок ряженья, в котором есть различные элементы костюмов, украшений и т. п.) в группе во многом зависит развитие творчества воспитанников.
Исходя из этого, я вижу свои результаты: изготовление украшений для группового помещения к праздникам, для предметов различных игр, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности. А также создание макетов, коллекций и их оформление, рассматривание эстетически привлекательных предметов, дизайн группового помещения, игры, организация выставок и т. д.
Я вместе с родителями детей оснастила центр художественного развития разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда: кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, коктейльные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, вата, синтепон, пряжа, бросовый материал и т. д.
Ни один проект, ни одно представление в детском саду не было организовано без участия моих родителей. Семья Даниелы М. и Арсения П. шили костюмы для героев театральных, новогодних представлений, как детям, так и взрослым. Все родители моей группы, проявляя самостоятельно инициативу, стремились взаимодействовать между собой и мной для жизни детей в красочном, эстетичном образовательном пространстве группы.
Роли сказочных персонажей в новогодних мероприятиях исполняли родители воспитанников.
Я тесно сотрудничала с социальными партнё рами:
1. Дворцом культуры и Центром детского творчества (смотрели театральные постановки, посещали выставки).
2. Центром детской библиотеки (дети принимали участие в праздниках «День библиотек», «Книжкина неделя», посещали выставки в библиотеке, библиотекари приходили в детский сад с передвижной библиотекой).
3. Детской школой искусств (посещали концерты в школе, наши воспитанники занимаются в школе искусств).
4. Церковно-приходская школа (праздновали великие праздники «Рождество Христово», «Пасха»).
5. Краеведческий музей (проводили долгосрочный проект с мастер-классами).
Вся моя работа, направлена на последовательное воспитание у детей эстетической культуры, с учётом индивидуальных интересов и способностей, содействие формированию эстетического отношения к окружающему миру и целостной картины мира, гармонизации мировосприятия, открытия своего творческого «Я».
Таким образом, моя работа по развитию художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с применением дополнительных услуг успешно взаимодействовала с разными деятельностями субъектов воспитательно-образовательного и социального процессов.