Елена Куклова
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Аннотация: В настоящей статье затрагивается проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста. Хотелось бы отражает личный опыт работы с детьми младшей возрастной группы.
Ключевые слова: ФГОС, экологическое воспитание, ответственность, будущее.
Публикация «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологические проблемы сегодня волнуют многих в нашем обществе – от простых граждан до узких специалистов. СМИ периодически освещают в сводках ухудшающееся состояние природы с акцентом вины за происходящее на самом человеке. И избежать колоссальной экологической катастрофы с абсолютно непредсказуемыми последствиями можно только приняв ряд мер. Для этого необходимо воспитать экологически грамотное поколение, и системе образования поставлена одна из приоритетных задач в решении этого вопроса. Условия по формированию элементарных экологических знаний у воспитанников определены недавно принятым ФГОС ДО, ведь если с детства заложить основы бережного отношения к природе, то это станет фундаментом улучшения состояния окружающей среды в будущем.
Личный опыт организации деятельности в части экологического воспитания, приобретённый в рамках работы с группой детей младшего дошкольного возраста, показывает, что, интегрировав экологические знания практически во все виды деятельности детей, можно получить максимальный результат. Крайне важно при планировании воспитательно – образовательной работы опираться на возрастные особенности воспитанников. Учитывая, что детям 3-4 лет присущи такие качества как любопытство, непосредственность и доверчивость, не составляет труда привлекать их в совместную со взрослым практическую деятельность. Повторение за воспитателем слов и действий, а также положительная ответная реакция детей возможны только при эмоциональном общении педагога с воспитанниками. Эффективно завладеть вниманием детей возможно, применив элемент сюрприза и эффект неожиданности: действие, которого ребенок не ожидал, приглашение путешествовать, появление новой игрушки и т. д. Дети постоянно нуждаются в эмоциональной подпитке, им нужна частая смена событий, новые впечатления.
Стоит отметить, что очень важно закреплять полученные в ходе организованной образовательной деятельности знания на практике и в игровой деятельности. Из многообразия форм экологического воспитания мы часто применяем в работе следующие:
- чтение художественной литературы с последующей организацией деятельности по прочитанному (к примеру, создание съедобных кормушек для птиц и развешивание угощения на ветках для белок в зимний период времени);
- беседы на тему экологии с организацией наблюдения за объектами живой и неживой природы;
- проведение опытов и экспериментов на природе;
- «Огород на подоконнике»;
- театрализованная деятельность, где дети увлеченно проявляют добровольное и активное участие;
- наличие в свободном доступе настольно – печатных игр и пособий, многие из которых созданы своими руками. Среди них: «Покорми птиц», «Третий лишний», «Жители леса», «Жители моря» и др.
Подводя итог, отмечу, что для старта развития экологически грамотной личности лучше подходит младший дошкольный возраст. Знания, заложенные в детях сейчас, становятся фундаментом для приобретения последующих. Именно поэтому очень важно ответственно подойти к организации воспитательно – образовательного процесса, творчески его организовывать, насыщая детей положительными эмоциями. Но самое главное – важно помнить о том, что наше будущее находится в руках поколения, воспитанного на нашем примере.
Список информационных ресурсов
1. Николаева, С. Н., Создание условий для экологического воспитания детей : методические рекомендации для дошкольных учреждений Москва, Новая школа, 1993.- 32 с.
2. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. /Н. А. Рыжова. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2006.