Экспериментальная деятельность в ДОУ (из опыта работы)

Елена Ерофеева
Экспериментальная деятельность в ДОУ (из опыта работы)

«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде» (А. И. Савенков).

В нашем дошкольном учреждении действует инновационная площадка по теме «Развитие познавательной активности дошкольников через организацию опытно-экспериментальной деятельности».

В рамках инновационной площадки проводится следующая работа:

- психолого-педагогическая диагностика воспитанников (сентябрь, май);

- обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе (оснащение мини-лаборатории);

- организация образовательной деятельности с детьми по программе площадки;

- привлечение родителей воспитанников к совместной проектно-исследовательской деятельности.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.

Наша работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей и предполагает решение следующих целей и задач:

ЦЕЛЬ: Способствовать формированию и развитию навыков экспериментально-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ:

Способствовать развитию исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности

Выработать у детей умение видеть проблемы и ставить вопросы, делать выводы из представленных фактов.

Содействовать формированию умения отражать полученные знания в других видах деятельности.

Способствовать развитию речевых навыков и умений.

Побуждать к оформлению результатов исследования.

Повысить компетентность родителей в вопросах развития исследовательской активности детей посредствам опытно-экспериментальной деятельности.

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Стремление исследовать окружающий мир – одна из самых удивительных особенностей

психики живых существ. Наблюдать его можно во всех сферах жизни и во всех без

исключения видах деятельности. Исследовательское поведение служит одним из

действенных инструментов обучения, совершенствования познавательных функций всех

уровней, приобретение социального опыта. У человека оно выступает важнейшим

источником личностного развития и саморазвития.

В ходе экспериментально- исследовательской деятельности ребёнок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить, предлагает возможные решения, проверяет, исходя из данных, делает обобщения, делает выводы в соответствии с результатами проверки, применяет выводы к новым данным.

Интеграция:

Социально-коммуникативное развитие – свободное общение со сверстниками и взрослыми;

Познавательное развитие – формирование целостной картины мира;

Речевое развитие – развитие диалогической и монологической речи

Художественно-эстетическое развитие – моделирование, конструирование, зарисовки.

Физическое развитие - свободное перемещение, развитие мелкой и крупной мускулатуры.

Этапы работы:

1. Создание предметно-развивающей среды.

При создании развивающей среды, мы предполагали расширение возможностей ребенка в игре, общении, экспериментировании, конструировании и пр. на основе предметной базы.

Кроме того, мы учитывали ряд требований, а именно:

Наша предметная среда создавалась для формирования ведущего вида деятельности и особенностей других видов; учитывали возможности ребенка для перехода к следующему этапу развития; в развивающую среду включались уже известные ребенку объекты и объекты, которые побуждают его к последующей деятельности; среда строилась также по инициативе ребенка.

2. Пробные занятия: выбор темы, составление плана исследования, сбор материала (с фиксацией сведений, сообщение, мини-доклад.

Методы и приемы:

Показ

Объяснение

Проведение опытов и экспериментов

Наблюдения

Сравнения

Чтение познавательной литературы

Просмотр учебных кинофильмов

Беседы познавательного характера

При организации познавательной деятельности мы учитываем ряд особенностей: уделяем внимание развитию познавательной активности. Для этого детям задаем вопросы о свойствах и качествах исследуемых объектов, предметов и явлений, о функциях и значении объектов, о видах объектов, о том, на что они влияют и как взаимосвязаны с другими объектами. Дети собирают информацию и зарисовывают ее символами на листочках, в тетрадях, или подбирают картинки. При этом обращаем их внимание на то, что можно спросить у родителей о нужной информации, узнать из книг, найти в литературе, посмотреть фильм, содержащий нужные сведения, провести наблюдение и эксперимент.

Построение познавательных занятий.

1. Интересное начало – удивление, мотивация.

2. Игры на систематизацию знаний: «Чем похожи, чем отличаются?», «Что сначала, что потом?», «Найди общее» и др.

3. Сообщения детей.

4. Физкультминутка.

5. Опытно-экспериментальная деятельность.

6. Умозаключения детей на основе опытов.

7. Решение проблемных задач, ситуаций.

8. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование, домашнее задание).

9. Такой алгоритм занятия позволяет с помощью системы активных методов включить в деятельность каждого ребёнка, поставить его в личностно-развивающую ситуацию, обеспечивающую становление своего опыта, выработку своего знания, собственного мнения, собственной культуры деятельности.

Модель построения занятия мы можем поменять в зависимости от поставленных задач.

3. Работа с родителями.

Провели анкетирование родителей по теме: «Организация поисково-исследовательской деятельности ребенка в домашних условиях» с целью выявления степени участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.

Оформили наглядную информацию в родительском уголке: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников». Также в родительском уголке разместили информацию о различных формах проведения совместных с детьми опытов и экспериментов.

Создали картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома: «Эксперименты и опыты дома (домашняя лаборатория)».

Провели мастер-класс для родителей: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность».

Оформили памятку: «Чего нельзя и нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

На сайте ДОУ была размещена информация для родителей на тему: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность».

Привлекли родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогли в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами.

Критерии результативности работы:

1- умение осуществлять поиск информации

2- умение выделять признаки и свойства

3- умение сравнивать по признакам и свойствам

4- умение устанавливать причинно-следственные связи

5- педагогическая компетентность родителей

Ожидаемые результаты:

в отношении детей:

• умение осуществлять поиск информации (книги, беседы со взрослыми, телепередачи, и т. д.);

• умение выделять признаки и свойства;

• умение сравнивать по признакам и свойствам;

• умение устанавливать причинно-следственные связи.

в отношении родителей:

повышение педагогической компетентности в вопросах раскрытия интеллектуального и эмоционального потенциала ребенка.

Дети научились:

ставить проблему;

осуществлять поиск информации (книги, беседы со взрослыми, телепередачи);

выделять признаки и свойства, выдвигать гипотезы;

сравнивать по признакам и свойствам;

проводить эксперимент;

устанавливать причинно-следственные связи;

делать выводы и умозаключения.

Родители узнали как:

Помочь раскрыть интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка.

«Люди, научившиес наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

К. Е. Тимирязева

А добиться таких результатов, как мы уже говорили, мы можем только в тесном сотрудничестве: педагоги – родители.

Публикации по теме:

«Проектная деятельность музыкального руководителя ДОУ в соответствии с ФГОС» (из опыта работы) Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Сосновский детский сад» «Проектная деятельность музыкального руководителя.

Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме «Экспериментальная деятельность дошкольников» МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ Тема «Экспериментальная деятельность дошкольников» Подготовила Воспитатель Мурыгина С. П.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность дошкольников» Мастер – класс для педагогов ДОУ. Выполнила: Первушкина Е. М Тема. Экспериментальная деятельность дошкольников. Цель: дать участникам мастер-класса.

Обобщение опыта работы по самообразованию «Экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста»Обобщение опыта работы по самообразованию «Экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста» «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Ребенок усваивает все прочно и надолго когда слышит, видит.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Экспериментальная деятельность в ДОУ (из опыта работы)
Опубликовано: 22 июля 2018 в 11:59
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет праздника «Яблочный Спас — яблочки припас»
«Яблочный спас – яблочки припас! » Фотоотчет праздника в младшей группе Сегодня малыши праздновали Яблочный спас, веселились и играли с яблочками. [ К...
Фотоотчёт о конкурсах «Рукописная книга» и «Герб писателя» по литературе для 5–7 классов
Фотоотчёт о конкурсах «Рукописная книга» и «Герб писателя» по литературе Автор: Краснова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ...
Фотоотчёт «Делаем сами — своими руками» из опыта работы
Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию поделки помогающие при оформлении развивающей среды в группе детского сада. Предметно-развивающая среда...
«Секрет из фольги» фотоотчет о традиции «Я дарю тебе общение»
Фотоотчет. Традиция «Я дарю тебе общение»- 2. "Секрет из фольги" Сегодня к нам в гости мамочки пришли и с собой свой «секрет» принесли. - Вот вам,...
Фотоотчёт о конкурсе коллажей по литературе
Фотоотчёт о конкурсе коллажей по литературе Автор: Краснова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Средняя школа №1 имени А. М....