Папки-передвижки

Статья «Этнография в детском саду» (из опыта работы)

Анжелика Алексеевна Гладилина
Статья «Этнография в детском саду» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Краеведение – как одна из форм этнографии (Гладилина А. А.)

В наши дни этнография переживает непростой период – из «чисто академической» перерастает в общественно значимую область знаний о человеке. Факт этот увеличивает её социальную востребованность. Актуальность рассматриваемой темы связана с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.

Публикация «Статья „Этнография в детском саду“ (из опыта работы)» размещена в разделах

Опыт работы показывает : у современного ребёнка, который живёт в условиях города, нет выраженного ощущения этнической принадлежности. Традиционную культуру своего народа городские дети воспринимают как чужую. В то же время «этнографическую компетентность» дошкольника можно охарактеризовать как первичное накопление. Интерес к теме возникает у него лишь тогда, когда затронута его эмоционально-чувственная сфера. Решается эта задача включением в ход занятий игр, элементов театрализации, фольклора (сказки, загадки, пословицы, поговорки). Иными словами, знакомство с народным творчеством, с подлинными предметами старины направлено на усвоение опыта, накопленного нашими предками в течение веков.

Погружение ребёнка в мир традиционной культуры разумнее начинать с культуры более близкой ему, знакомой, родной. Поэтому в занятия мы включаем материал по этнографии и фольклору. Этнография, т. е. знание народных обычаев, даёт возможность детям лучше понять смысл фольклорных текстов. В свою очередь фольклор, затрагивая эмоционально-чувствительную сферу, делает занятия более яркими, образными, интересными. Вот почему мы обращаемся к текстам народных сказок, тех, что живут тысячелетия, «доносят к сердцу и уму ребёнка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы…воспитывают любовь к родной земле», уже потому, что это творение народа (В. А. Сухомлинский).

Через сказку, а не скучными назиданиями народная педагогика доводит до сознания слушателя нравственные законы разных народов. При этом форма её включения в содержание занятий различна. Это и чтение, и пересказ, и обращение к знакомым сюжетам, и постановка мини-спектакля.

Ещё один вид знакомства с народным творчеством – это загадки, пословицы, поговорки. Умение разгадывать загадки – ключ к познанию ведомого и неведомого. А знакомство с пословицами и поговорками приближает юного слушателя к идеалу нравственности, к тому, каким должен быть человек: честным, физически сильным, трудолюбивым.

Разрабатывая тематику театрализованных представлений, необходимо учесть одну из народных традиций – участие всех. На праздниках никогда не бывает пассивных зрителей. Поэтому, мы активно используем ролевые игры, знакомим детей с давно забытыми русскими народными играми, которые развивают интеллект, ловкость, смекалку, силу. Увлечённость игрой, самоотдача свидетельствуют: такие занятия учат детей уважать традиции как своего народа, так и других народов России, а главное – приобщают к культурному наследию своей Родины.

Педагог должен не только знать этнологию (этнографию) и иметь представление о конкретном социокультурном контексте (в том числе этнокультурном, в котором растёт и развивается ребёнок, но и уметь анализировать межэтнические отношения, находить конструктивные способы взаимодействия с представителями той или иной этнической группы, углублять свои профессиональные знания с целью введения в содержание образования, учитывать этнопедагогическую специфику домашнего воспитания детей в моно- и полиэтнических семьях.

Не менее важны в профессиональной подготовке педагога такие характеристики, как толерантность, эмпатия, рефлексия, направленная прежде всего на минимизацию проекций собственных норм, ценностей, ожиданий и стандартов поведения на представителей других наций и культур, с которыми педагогу приходится работать, а также способность к преодолению собственных этнических стереотипов и предубеждений.

Комплексный характер краеведческой деятельности позволяет решить проблему воспитания подрастающего поколения. Работа в нашей группе ведё тся в нескольких направлениях: создание условий для познания ребенком окружающего мира, приобщения к истории родного края через оснащение в групповой комнате центра краеведения, организованные формы обучения и деятельность вне занятий, работа с родителями. В центр краеведения помещены символика России, области и района; красочные иллюстрации городов Москва, Санкт-Петербург, Белгород, Алексеевка; фотоальбом «Счастливое детство», книги «Моя Родина – Россия», «1000 сказок, загадок, пословиц, рассказов, песенок, потешек». Организованные формы предполагают проведение тематических, интегрированных и комплексных занятий, а также цикл бесед, экскурсий, праздников, досугов. Деятельность вне занятий – это, прежде всего, ролевые игры такие, как «Моя семья», «Детский сад», «Музей» и др. В данных играх формируются не только игровые навыки детей, но прослеживается уровень знаний, умений, а также развитие таких качеств личности как патриотизм, любовь к родному краю и уважение к его истории, доброжелательность, уважение к взрослым, сострадание, милосердие. Работа с родителями направлена на приобщение к образовательному процессу: оснащение и пополнение материалов в центре краеведения, консультации, беседы, совместные экскурсии, праздники, досуги.

Дошкольное детство – первая ступень в формирование маленького человека, его чести и достоинства, именно этнографические знания позволят ребенку гордиться своей страной, родным краем, домом, семьей, где он вырос. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности. Главная цель краеведения - воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей через проектную деятельность в детском саду. (Сообщение из опыта работы) В настоящее время в нашем обществе сформировалась потребность в духовно-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего.

Использование мелодекламации в детском саду. (Из опыта работы) Использование мелодекламации в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста (из опыта работы) Муз. руководитель МАДОУ МО Детский сад.

Из опыта работы «Игровой стретчинг как здоровьесберегающая технология в детском саду»Из опыта работы «Игровой стретчинг как здоровьесберегающая технология в детском саду» Охрана и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей воспитательно-образовательного процесса. Все знают, что заставить ребенка.

Из опыта работы «Использование современных игровых технологий в детском саду» Из опыта работы Тема: «Использование современных игровых технологий в МДОКУ детский сад «Колосок» 1 слайд Актуальность использования современных.

Из опыта работы педагога-психолога «Неделя здоровья в детском саду» г. Смоленск «Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дают ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые.

Проектная деятельность в детском саду в соответствии с ФГОС до (из опыта работы)Проектная деятельность в детском саду в соответствии с ФГОС до (из опыта работы) Сегодня традиционное образование сменяется продуктивным обучением, основной целью которого является развитием творческих, коммуникативных.

Рисование солью в детском саду (из опыта работы по применению нетрадиционных техник изобразительной деятельности)Рисование солью в детском саду (из опыта работы по применению нетрадиционных техник изобразительной деятельности) Приобщая детей к искусству необходимо использовать различные техники нетрадиционного рисования. Среди них много таких, которые дают самые.

Статья из опыта работы по формированию математических представлений «Использование современных развивающих игр» Статья из опыта работы по формированию математических представлений «Использование современных развивающих игр в работе с детьми дошкольного.

Статья «Я играю в куклы». (Из опыта работы)Статья «Я играю в куклы». (Из опыта работы) Дети в старших группах очень любят самостоятельно делать постановки спектаклей с помощью разных видов театра. Я каждый год обновляю и пополняю.

Статья «Малыши-поэты» (из опыта работы) СТАТЬЯ «МАЛЫШИ-ПОЭТЫ» Подготовила: учитель-логопед МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 города Железногорска Курской области Аносова.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Статья «Этнография в детском саду» (из опыта работы)
Опубликовано: 22 апреля 2017 в 18:28
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Этнография в детском саду» (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Анжелика Алексеевна Гладилина (УИ 1157596) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД