Анжелика Алексеевна Гладилина
Статья «Этнография в детском саду» (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Краеведение – как одна из форм этнографии (Гладилина А. А.)
В наши дни этнография переживает непростой период – из «чисто академической» перерастает в общественно значимую область знаний о человеке. Факт этот увеличивает её социальную востребованность. Актуальность рассматриваемой темы связана с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни.
Публикация «Статья „Этнография в детском саду“ (из опыта работы)» размещена в разделах
Опыт работы показывает : у современного ребёнка, который живёт в условиях города, нет выраженного ощущения этнической принадлежности. Традиционную культуру своего народа городские дети воспринимают как чужую. В то же время «этнографическую компетентность» дошкольника можно охарактеризовать как первичное накопление. Интерес к теме возникает у него лишь тогда, когда затронута его эмоционально-чувственная сфера. Решается эта задача включением в ход занятий игр, элементов театрализации, фольклора (сказки, загадки, пословицы, поговорки). Иными словами, знакомство с народным творчеством, с подлинными предметами старины направлено на усвоение опыта, накопленного нашими предками в течение веков.
Погружение ребёнка в мир традиционной культуры разумнее начинать с культуры более близкой ему, знакомой, родной. Поэтому в занятия мы включаем материал по этнографии и фольклору. Этнография, т. е. знание народных обычаев, даёт возможность детям лучше понять смысл фольклорных текстов. В свою очередь фольклор, затрагивая эмоционально-чувствительную сферу, делает занятия более яркими, образными, интересными. Вот почему мы обращаемся к текстам народных сказок, тех, что живут тысячелетия, «доносят к сердцу и уму ребёнка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы…воспитывают любовь к родной земле», уже потому, что это творение народа (В. А. Сухомлинский).
Через сказку, а не скучными назиданиями народная педагогика доводит до сознания слушателя нравственные законы разных народов. При этом форма её включения в содержание занятий различна. Это и чтение, и пересказ, и обращение к знакомым сюжетам, и постановка мини-спектакля.
Ещё один вид знакомства с народным творчеством – это загадки, пословицы, поговорки. Умение разгадывать загадки – ключ к познанию ведомого и неведомого. А знакомство с пословицами и поговорками приближает юного слушателя к идеалу нравственности, к тому, каким должен быть человек: честным, физически сильным, трудолюбивым.
Разрабатывая тематику театрализованных представлений, необходимо учесть одну из народных традиций – участие всех. На праздниках никогда не бывает пассивных зрителей. Поэтому, мы активно используем ролевые игры, знакомим детей с давно забытыми русскими народными играми, которые развивают интеллект, ловкость, смекалку, силу. Увлечённость игрой, самоотдача свидетельствуют: такие занятия учат детей уважать традиции как своего народа, так и других народов России, а главное – приобщают к культурному наследию своей Родины.
Педагог должен не только знать этнологию (этнографию) и иметь представление о конкретном социокультурном контексте (в том числе этнокультурном, в котором растёт и развивается ребёнок, но и уметь анализировать межэтнические отношения, находить конструктивные способы взаимодействия с представителями той или иной этнической группы, углублять свои профессиональные знания с целью введения в содержание образования, учитывать этнопедагогическую специфику домашнего воспитания детей в моно- и полиэтнических семьях.
Не менее важны в профессиональной подготовке педагога такие характеристики, как толерантность, эмпатия, рефлексия, направленная прежде всего на минимизацию проекций собственных норм, ценностей, ожиданий и стандартов поведения на представителей других наций и культур, с которыми педагогу приходится работать, а также способность к преодолению собственных этнических стереотипов и предубеждений.
Комплексный характер краеведческой деятельности позволяет решить проблему воспитания подрастающего поколения. Работа в нашей группе ведё тся в нескольких направлениях: создание условий для познания ребенком окружающего мира, приобщения к истории родного края через оснащение в групповой комнате центра краеведения, организованные формы обучения и деятельность вне занятий, работа с родителями. В центр краеведения помещены символика России, области и района; красочные иллюстрации городов Москва, Санкт-Петербург, Белгород, Алексеевка; фотоальбом «Счастливое детство», книги «Моя Родина – Россия», «1000 сказок, загадок, пословиц, рассказов, песенок, потешек». Организованные формы предполагают проведение тематических, интегрированных и комплексных занятий, а также цикл бесед, экскурсий, праздников, досугов. Деятельность вне занятий – это, прежде всего, ролевые игры такие, как «Моя семья», «Детский сад», «Музей» и др. В данных играх формируются не только игровые навыки детей, но прослеживается уровень знаний, умений, а также развитие таких качеств личности как патриотизм, любовь к родному краю и уважение к его истории, доброжелательность, уважение к взрослым, сострадание, милосердие. Работа с родителями направлена на приобщение к образовательному процессу: оснащение и пополнение материалов в центре краеведения, консультации, беседы, совместные экскурсии, праздники, досуги.
Дошкольное детство – первая ступень в формирование маленького человека, его чести и достоинства, именно этнографические знания позволят ребенку гордиться своей страной, родным краем, домом, семьей, где он вырос. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности. Главная цель краеведения - воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край.