Лучший педагог года

Здоровьесберегающие технологии в процессе музыкального воспитания дошкольников

татьяна галичкина
Здоровьесберегающие технологии в процессе музыкального воспитания дошкольников

«ЗДОРОВЬЕ-СБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Т. А. Галичкина

музыкальный руководитель

МБДОУ д/с №88 «Улыбка» г. Белгород

Публикация «Здоровьесберегающие технологии в процессе музыкального воспитания дошкольников» размещена в разделах

Аннотация. Статья о музыкально оздоровительной работе в ДОУ, о применении современных здоровье-сберегающих технологий музыкальным руководителем. Виды здоровье-сберегающих технологий, приёмы и особенности применения их в педагогической практике в детском саду.

Ключевые слова. Здоровье-сберегающие технологии, музыкально- оздоровительная работа, коррекционная технология, лого-ритмические упражнения, музыкотерапия.

В нынешнем обществе музыка характеризуется одним из видов худо

жественной деятельности. Музыкальную терапию широко используют во

многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений здоровья как физического, так и эмоционально психического. В прошлом музыка широко применялась в медицинской практике. Это известно из работ Платона, из жизнеописания царя Давида, цитируется в мифах об Аполлоне. [3, с. 16 ] и т. д. Платон пишет: " Музыкальное воспитание более

действенноесредство, чем другие, потому что ритм и гармония находят свой путь в глубину души. Музыка не только даёт удовольствие, но и содействует

укреплению здоровья. Известнейший врач Авиценна еще тысячу лет назад

исцелял ароматами, смехом и музыкой душевнобольных нервными и психическими заболеваниями. Было доказано, что музыка интенсивно воздействует

на структуры всех жизненно важнейших физиологических систем, интенсив

ность различных психофизиологических процессов, дыхание и сердечно

сосудистую систему, кровообращение, приводит даже к определенным эндо-

кринным и биохимическим изменениям. Психофизическое направление

музыкальной деятельности сплетено с позитивным воздействием музыки на

разные системы детского организма. [2с. 25] Музыкально оздоровительная

работа в ДОУ помимо образовательных и воспитательных ставит перед

собой и оздоровительные задачи :

1. Охранять и укреплять психофизическое здоровье детей.

2. Сформировывать условия, обеспечивающие психоэмоциональное благопо

лучие каждого ребёнка.

3. С помощью здоровье-сберегающих технологий повышать адаптационные

возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устой

чивость к заболеваниям) [1с. 8]

В работе с детьми целесообразно задействовать современные здоровье сбере

гающие технологии в игровой форме. Различают следующие виды здоровье

сберегающих технологий :

Технология сохранения, стимулирования здоровья (валеологические песенки - распевки, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, речевые

игры, фонопедические упражнения, релаксация)

- Технология обучения здоровому образу жизни (коммуникативные игры - танцы, игровой массаж)

-Коррекционная технология (лого ритмика, музыкотерапия) [1с. 12]

Для детей с ограниченными возможностями развития наиболее важными

являются тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и

времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербаль-

ных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки способности сдерживать аффекты, развитие общей тонкой моторики и артикуляционной моторики. Лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии.

В детских садах на нынешний день самая животрепещущая тема -коррекция речевых нарушений, поскольку именно эта патология весьма часто встречается именно в этом возрасте, а также весьма успешно поддаётся коррекции при своевременном лечении. Немаловажным и действенным влиянием обладают особые лого ритмические задания или упражнения голосовые, речевые и пальчиковые игры, применяемые на музыкальных занятиях, в структуре которых комплексное совмещение слова, музыки и движения. Известнейшими педагогами подтверждена прямая и закономерная связь между движениями рук (пальцев, кисти) и произнесением слов (работа гортани) благодаря тому, что в коре головного мозга речевая зона и двигательная зона кисти размещены рядом. Лого- ритмические упражнения в свою очередь благотворно влияют на развитии музыкальных способностей и вокальных навыков у детей, поскольку развивают чувство ритма, интонационный слух, координацию между слухом и голосом, а так же внимание, память, мышление, воображение и фантазию, то есть решается целый комплекс задач. Ещё одна технология на которой хотелось бы остановиться – музыкотерапия. Музыкотерапия - одно из перспективных направлений оздоровительной работы в ДОУ. Она снимает возбуждение и нервозность, головную и мышечную боль, а так же повышает иммунитет детей, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия включает : прослушивание музыкальных произведений; пение песен; ритмические движения под музыку; сочетание музыки и изо деятельности. Как показывает педагогический и научно-исследовательский опыт, музыкотерапевтическое направление работы способствует: улучшению общего психоэмоционального самочувствия детей, улучшению исполнения качества телодвижений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений); коррекции и формированию чувств, восприятий, представлений, стимуляции речевой функции, нормализации просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонации). Целесообразность музыкотерапии особо значима в работе с детьми с ограниченными возможностями. Дифференцируют следующие приемы музыкотерапии в работе с детьми :

1. Метод нацеленной визуализации К. О. Коннор (музыка и релаксация). Порой дети бывают очень напряжены физически и эмоционально. Это приводит к раздражению и иррациональному поведению. Им нужно помочь успокоиться. При релаксации дети могут прилечь на пол, могут принять любую комфортную позу, чрезвычайно полезны наклоны и потягивания тела.

2. Музыка и медитация. Специально подобранная музыка служит фоном на

музыкотерапии. После упражнений по медитации дети могут рисовать или

двигаться под музыку.

3. Метод направленных фантазий В. Оклендер (музыка и фантазии).Фантазии

весьма ценны для развития детей. Они применяются как терапевтическое

средство. [3,с. 50] Музыка используется как фон, как иллюстрация, может

гармонично вплетаться в задание.

4. Слушание музыки. Один из самых серьёзных видов музыкальной деятель-

ности - восприятие музыки. Умение слушать и слышать, понимать другого,

следить за его мыслью, является базой для результативного взаимодействия.

Именно слушая, ребёнок может решить для себя, что он уяснил и не понял, в

какой поддержки он нуждается, и соответственно, попросить что-то

разъяснить, повторить, озвучить собственное суждение по поводу услы-

шанного. И если в привычной речи внимание адресуется, прежде всего, на

вербальную сторону, то во время слушания музыки усиленно подключается

невербальное мировосприятие. А ведь психологи считают, что чтение невер-

бальных сигналов характеризуется важным условием эффективного взаимо-отношения. Мы говорим о динамике, диапазоне, тембре, темпе, ритме музы-

кального произведения или отдельных его частей и подмечаем, что именно

эти слагающие невербальной системы олицетворяют собой индикатор пере-

живаний и эмоций. И вот перед нами " ропщет, всхлипывает" больная кукла,

вот гордый, стремительный смелый всадник, вот выражает обиду на повара

кошечка, а вот хохочут веселящие малышей, клоуны. Дети вскоре учатся

сострадать, сопереживать им, начинают осознавать, что значимо в жизни, с

какой интонацией и в каком темпе звучит речь, когда нужно говорить тихо, а

когда громко. Мимика, жесты, то с какими эмоциями мы встречаемся, на

всё это мы акцентируем внимание во время восприятия музыкального произ-ведения. Для слушания произведений различного характера можно создать и

всевозможные мизансцены. Так колыбельную песнь комфортнее слушать

сидя или лёжа на ковре, а вот классическую музыку в полукруге. Можно из

стульчиков смастерить и поезд, и концертный зал, и даже космический

корабль. Музыка, отвлекая внимание от неприятных образов, содействует

концентрации внимания. Уравновешиванию нервной системы способствуют

фонограммы леса, пение птиц, пьесы из цикла "Времена года" П. И. Чайков-ского,"Луннаясоната"Бетховена и многие другие произведения классической

музыки. [5,с106] Хорошо если утром в группе или дома в семье будет звучать

мажорная классическая музыка, добрые песни с хорошим текстом. Для расслабления, устранения психоэмоционального и физического напря-жения, для приятного погружения в дневной сон желательно прибегнуть к благотворным воздействием мелодической и современной релаксирующей

музыки, насыщенной звуками природы (шорох листьев, голоса птиц, шум

морских волн, крик дельфинов, журчание ручейка).Дети на подсознательном

уровне успокаиваются,расслабляются. Особенное внимание следует обратить

музыкально-рефлекторному пробуждению детей после полуденного сна. Для

этого используется негромкая, ласковая, лёгкая, радостная мелодия. Неболь-шая композиция должна быть постоянной в течение приблизительно месяца,

чтобы у ребёнка сформировался рефлекс пробуждения. Таким образом гра-

мотное применение музыки в режимных моментах дома и образовательной

деятельности поможет поднять настроение, оптимизировать деятельность

всех структур организма, улучшить функционирование высших нервных про

цессов и значимым при этом имеет такой факт как заинтересованность роди-

телей в совместной работе по использованию музыки в повседневной жизни

ребёнка.

5. Музыкальная терапия в активной форме включает в себя игру на музыкаль-ных инструментах. Для исполнения простейших пьес можно использовать

даже такие обыкновенные инструменты, как барабан,треугольник, ксилофон.

Занятия представляют собой импровизированную игру. Развивается динами-ческая приспособляемость, способность к добрососедскому слушанию. Дети

активно контактируют друг с другом в процессе игры, между ними появляются коммуникативно эмоциональные взаимоотношения. Главное, чтобы ребенок посредством игры на музыкальном инструменте мог самовыразиться. Танцевально-двигательная терапия это единственный вид

терапии, где используется очень предостаточно свободного пространства.

Двигательное поведение расширяется в танце, помогая осознанию конфлик-тов, намерений,и может способствовать проживанию отрицательных чувств

и избавлению от них. Часто случается так, что дети в силу некоторых

обстоятельств недружелюбно относятся друг к другу. Подобный негативизм

особенно резко выявляется тогда, когда мы начинаем разучивать с детьми

парные танцы. И тут нам на помощь приходят коммуникативные массовые

танцы чудесное изобретение ещё наших предков. Известно, что танец был

средством коммуникации ещё до появления вербального общения. Ощущения и чувства единения и гармонии в массовых танцах и сегодня дают

людям эмпатическое осознание эмпатическое осознание друг друга. Коммуникативные танцы со сменой партнёра, как правило, имеют простые

фигуры и движения, доступны для исполнения в самых разных возрастных

группах. С их помощью развивается лёгкость вступления в контакт детей

друг с другом, инициативность, естественным образом снимаются зажимы,

возникает ощущение уверенности в себе, значимости в коллективе, поднима-ется показатель самооценки. Тактильный контакт, осуществляемый в танце,

дружественные жесты, способствуют формированию доброжелательности

между детьми и, тем самым, стабилизации микроклимата в детском коллек-тиве. Доступность коммуникативных танцев позволяет применить их и на

занятиях, и на праздниках и вечерах досуга, подключать к участию в них

родителей. Работая ранее около десяти лет в детском дошкольном учреждении в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением речи в группе детей с детским церебральным параличом пришла к выводу, что здоровье-сберегающие технологии, в том числе и музыкотерапия (во всех её видах и проявлениях) как часть музыкального занятия являлась лучшим помощником в музыкально-коррекционной

работе с детьми. Занятия лого-ритмикой, динамические упражнения, игры, коммуникативные танцы, игровой массаж вызывали в детях интерес и доставляли им огромное удовольствие. В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей: утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются. Пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая, радостная музыка.

Занятия проходили достаточно динамично и эмоционально. Дети с большим

желанием ждали очередной встречи с музыкой. Воспитанники находились в

таких группах в основном два иногда три года. К выпуску можно было

отследить положительные результаты музыкотерапии : импульсивные дети

становились достаточно спокойнее, а замкнутые наиболее общительными

(социализация в обществе) у многих детей развились вокальные и хоровые

навыки, музыкальная память и слух, начали формироваться коммуникатив-

ные и творческие возможности детей, улучшилась речевая и сенсомоторная функция,был заметен оздоровительный эффект (физиологический, улучши-лась координация движений, ориентация в пространстве, мелкая моторика, улучшилось эмоциональное состояние дошкольников, повысилась

самооценка, что является немаловажным вкладом в общем психическом становлении личности ребёнка. А это немаловажно, ведь здоровье ребёнка, как говориться во Всемирной организации здравоохранения, это не только

отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психи-ческое и социальное благополучие.

Список литературы

1. Арсеневская О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. Волгоград: Учитель. 2011г.

2. Бурно М. Е. Практическое руководство по терапии творческим самовыражением. М., 2002, с. 214

3. Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. Изд-во Института Психотерапии. М., 2004, с. 90.

4. Выготский Л. С. психология искусства. Минск, 1998, с. 356.

5. Назайкинский Е. О. Психология музыкального восприятия. М. : Музыка, 1974, с. 378

6. Психо-коррекционная и развивающая работа с детьми / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина. — М., 1998.

7. Музыкотерапия в музыкальном образовании : Материалы первой всероссийской научно-практической конференции/ Под ред. А. С. Клюева. СПб., 2008, с. 254.

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОО в условиях ФГОС Охрана здоровья детей - приоритетное направление деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать.

Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами ДОУ Конспект интегрированного занятия «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами.

Анкета для родителей по вопросам музыкального воспитания дошкольников Уважаемые родители! Убедительно просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты, которая поможет нам выявить проблемы музыкального воспитания.

Фотоотчет «Здоровьесберегающие технологии как средство воспитания у детей стремления к здоровому образу жизни» Я не боюсь еще раз и еще раз повторить: Забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.

Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии»Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии» Консультация предназначена для воспитателей ДОУ. Цель консультации:Повышение педагогической компетентности воспитателей по сохранению и.

Здоровьесберегающие технологииЗдоровьесберегающие технологии Всем доброго времени суток. Хочется сегодня поговорить про здоровье наших воспитанников. Все мы прекрасно знаем, что дошкольный возраст.

Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастикаЗдоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение и стимуляцию здоровья, но и на активное формирование.

Здоровьесберегающие технологии (часть 1) Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования, так как дошкольный.

Здоровьесберегающие технологии в начальной школеЗдоровьесберегающие технологии в начальной школе Здоровье для человека - самая главная ценность. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья детей. Основная задача.

Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе школы . Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе. Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в процессе музыкального воспитания дошкольников
Опубликовано: 29 сентября 2020 в 19:11
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД