Папки-передвижки

Статья «Здоровьесберегающая технология «рисование — линейная графика»  в формировании у детей 6 лет готовности к школе»

Нина Александровна Танаева
Статья «Здоровьесберегающая технология «рисование — линейная графика»  в формировании у детей 6 лет готовности к школе»

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «РИСОВАНИЕ – ЛИНЕЙНАЯ ГРАФИКА» В ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ

Танаева Н. А., воспитатель МБДОУ детский сад «Рябинушка» р. п. Сосновское

Публикация «Статья „Здоровьесберегающая технология „рисование — линейная графика“  в формировании у детей 6 лет готовности к школе“» размещена в разделах

Подготовка детей к школе – ответственный этап, завершающий дошкольное воспитание. От того, как он будет пройден, во многом зависит успешность начального обучения и формирования у ребенка нового для него социального статуса школьника. В это время важно правильно организовать образовательную деятельность детей и наполнить ее содержанием, выбрав основные виды деятельности, соответствующие психофизиологическим возможностям и возрастным потребностям.

В соответствии с социальным заказом общества в образовании наблюдается тенденция повышения сложности знаний, которые необходимо освоить как можно раньше для успешного вхождения в современный мир. Она находит свое отражение в изменении содержания и организации образовательного процесса, и в первую очередь в начальной школе. Соответственно изменяются, возрастают требования к качеству подготовки дошкольников к обучению в школе. Поэтому актуальным становится поиск вариантов подготовки ребенка к школе, которая могла бы с одной стороны, облегчить его адаптацию к школьной жизни, обеспечить плавный переход к учебной деятельности как новому для ребенка виду деятельности на следующем возрастном этапе; с другой стороны, способствовать эффективности обучения и решению задач развития личности ребенка.

Чтение и письмо – основа школьного начального учебно – познавательного процесса. Некоторые дети их легко осваивают и успешно учатся, для других загадочные палочки и закорючки становятся причиной многих бед, попреков в нерадивости со стороны учителей и родителей. Трудности в освоении грамоты, как правило, обусловлены особенностями психофизиологического развития ребенка, его неумением соотнести абстрактно – условные знаки с конкретными явлениями и предметами, и часто недостаточное развитие мышц руки и глазного контроля не позволяют ребенку красиво писать.

Есть много причин, затрудняющих обучение грамоте, но неразвитость

образного мышления и несформированность графического навыка, пожа -

луй, главные.

Наш детский сад делает все, чтобы как можно лучше подготовить детей к школе. С этой целью воспитатели нашего детского сада применяют в своей работе здоровьесберегающую педагогическую технологию «Рисование – линейная графика». Ее особенностью является целенаправленное одновременное и поэтапное развитие образного мышления, связанного с познавательной функцией, и формирование технических навыков, при помощи которых ребенок изображает то, что он узнает об окружающем мире. Таким образом, осуществляется комплексный подход в его подготовке к школе.

Задачи, которые решаются здесь, носят комплексный характер. Они состоят из 3 блоков, соответствующих тем проблемам развития ребенка, которые возникают у него при обучении к школе. Это:

1. Развитие у ребенка способностей к художественному образному мышлению.

2. Развитие умений и навыков работы над графическими композициями разной степени сложности.

3. Развитие способностей к восприятию формы и содержания в графических композициях.

Одна из главных задач занятий по линейной графике – на основе изобразительной деятельности подвести детей к пониманию необходимости овладения письмом, приобщив их к ценностям национальной и мировой культуры, раскрыв перед ними перспективы познания, заронив в их сознание зерна любви и уважения к Земле, на которой они живут, природе и всему живому, к труду людей, искусству и литературе. Темы НОД объединены общей целью – дать ребенку представление об окружающем мире. Научные факты и вымысел одинаково достойны изучения.

Работа над темами не только снабжает ребенка большим объемом доступной информации, но и обогащает словарный запас терминами и понятиями, которые пригодятся в школе, побуждает ребенка к рассуждениям по тому или иному поводу, способствуя развитию у него логического мышления, способности устанавливать причинно – следственные связи, умения делать выводы, прогнозировать будущее, т. е. развивает интеллект.

Процесс обучения построен на комплексных занятиях, где изобразительная деятельность является ведущей, и на ее основе интегрированы межпредметные связи, способствующие более глубокому осмыслению образов. Происходит интеграция образовательных областей «Познание», «Музыка», «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Коммуникация», «Труд», «Чтение художественной литературы».

Разные виды деятельности выстраиваем таким образом, чтобы процессы, требующие напряженного внимания, чередовались с эмоциональной и физической нагрузкой, а знания, умения и навыки приобретались в непроизвольной, подходящей для данного возраста, форме.

Знакомя детей с какой – либо темой, мы используем иллюстрации художников, музыку, художественное слово, прием театрализации, что помогает ребенку лучше понять новое явление. Кроме того, у детей раскрываются артистические способности, снимается внутренняя неуверенность. Ребенок психологически готовится к публичным выступлениям, что ограждает его от «комплекса школьной доски». На занятиях используем ИКТ для показа иллюстраций художников.

Теоретическая подготовка к школе тесно переплетается с практической. Ребенку для рисования дается альбомный лист, который складывается сначала в одном направлении несколько раз пополам, затем в разных направлениях. Здесь ребенок учится делить лист бумаги пополам, на 4, 8, 16 равных частей, устанавливать между ними взаимосвязи: половина меньше целого, в целом предмете 2 половинки; четвертинка меньше половинки и целого предмета, в целом предмете 4 четвертинки, и т. д. То есть ребенок учится складывать, делить, сравнивать, делать выводы, что пригодится ему в школе.

Деление плоскости на разные фигуры закладывает в зрительную память ребенка информацию о многообразии и подобии геометрических форм, их соразмерности и подчиненности математическим правилам. При делении листа на полосы, секторы, клетки складыванием мы учим детей осваивать разные зоны пространства: центр, верх, низ, справа, слева, спереди, сзади, диагональ, сторона, средняя линия. В процессе обследования образца, рельефной линии и последующего рисования мы развиваем у ребенка способности выделять форму, местоположение различных элементов изображаемого предмета, фрагментов сложной линии, анализировать расположение предмета в пространстве. Все это способствует развитию зрительно – пространственной ориентации на плоскости листа.

После складывания следует следующая операция: проведение линии по линиям сгиба. Здесь для ребенка важно правильно держать пишущий инструмент (карандаш, фломастер, ручку шариковую или гелиевую, тушь, перо и т. п., чтобы оставить ровный, четкий след, проследить за движением глазами. В процессе этой работы развивается глазомер, точность движений, твердость руки, что очень важно при письме в школе. Дети знакомятся с такими графическими средствами, как точка, линия, штрих или их сочетание, с изобразительными свойствами материалов, осваивают различные техники рисования с ними, учатся регулировать графическое движение в соответствии с задачами изображения и особенностями материала (карандаш, фломастер, ручка и т. д.). Это способствует развитию у ребенка произвольной регуляции силы нажима на материал в зависимости от его свойств; произвольного изменения размаха движения в процессе выполнения графического задания. В процессе овладения данными навыками у ребенка происходит формирование сенсомоторных координаций на уровне глаз – рука.

Разнообразие графических (изобразительных) материалов дает возможность индивидуального подхода к ребенку с целью корректировки мышечного тонуса руки и позволяет в процессе рисования решить ряд проблем, на которые уже не придется отвлекаться при освоении письменности.

Далее идет само рисование по линиям, образовавшимся клеткам. Здесь ребенку надо сосредоточиться, придумать предмет, изобразить его, вписав в клеточки. Сначала мы частично показываем, как нужно рисовать предмет по клеточкам, дети срисовывают изображенную нами часть предмета и дорисовывают его самостоятельно. Затем уже сами придумывают предмет и вписывают его в клеточки. Здесь у детей развивается внимание, воображение, умение ориентироваться на листе бумаги, а также способность срисовывать (списывать с доски, не нарушая содержания, что очень важно для школьника. Дети упражняются в счете и отсчитывании нужного количества клеточек, учатся рисовать симметричные и ассиметричные предметы. То есть задолго до школы мы знакомим детей старшего дошкольного возраста с симметрией, пропорциями, геометрическими фигурами и их преобразованием (дети получают первичные знания геометрии).

При рисовании предметов таким способом нами используется условно - схематическая стилистика, которая наиболее соответствует особенностям творчества детей старшего дошкольного возраста и близка к пониманию ими изображения окружающего мира. К тому же при использовании такой технологии рисунок получается крупнее, ребенок заполняет все пространство листа. Работы получаются у всех детей, но у всех по – разному. А это значит, что нервная система у ребенка остается спокойной. Над ребенком не будут смеяться другие дети, ведь его рисунок тоже получился красивым, заслужил похвалы. Как мы знаем, положительный опыт ведет за собой устойчивое желание учиться, рождает чувство удовлетворенности. Процесс познания становится приятным. Как показывает практика, детям больше нравится рисовать по этой технологии.

Кроме рисования предметов педтехнологией «Рисование – линейная графика» рекомендуется прорисовывание букв. А это значит, что дети будут ознакомлены с буквами, что является также подготовкой к школе.

Таким образом, в процессе работы с детьми старшего дошкольного возраста с применением здоровьесберегающей технологии «Рисование – линейная графика» ребенок приобретает основные двигательные навыки, достигшие стадии автоматизма, которые обеспечивают ему умение легко и свободно вести линию в разных направлениях, произвольно управлять своими движениями и контролировать точность их выполнения. На основе тренировки тонкой моторики кисти руки тренируются психомоторные механизмы управления тонким движением, обогащается багаж знаний новыми представлениями о внешнем мире, развивается образное мышление, что способствует переходу к абстрактному мышлению и закладывает основу для творческого отражения внешнего мира. Идет бесстрессовая подготовка к школьной жизни.

Публикации по теме:

«Рисование — линейная графика»«Рисование — линейная графика» «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет» Рисование - линейная графика Реализация педагогической технологии «Рисование.

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Здоровьесберегающая технология «рисование — линейная графика»  в формировании у детей 6 лет готовности к школе»
Опубликовано: 21 июня 2014 в 17:55
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД