Ольга Рыбакова
Статья «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня»
▼ Скачать + Заказать документы
Рыбакова Ольга Николаевна,
E-mail : logoped_ron@mail.ru
Аннотация. Данная статья посвящена вопросам психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Рассмотрены основные проблемы организации сопровождения детей в дошкольных образовательных организациях и предложена модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, особые образовательные потребности, модель сопровождения.
Публикация «Статья „Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня“» размещена в разделах
Быть педагогом – сложная задача и большая ответственность. Набираться опыта, учиться понимать детей, развиваться как специалист, привносить в работу что-то новое. Наряду со всеми сложностями это интересно.
Как специалист-логопед я столкнулась с проблемой организации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Решение этой проблемы осуществилось через комплексный подход психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевые и другие нарушения в развитии. Изучая особенности детей, их речь, здоровье и моторику, мы пришли к выводу, что командный подход благоприятно влияет на всестороннее развитие ребенка. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в особом внимании. Так пришла идея создания инновационной модели психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.
Модель состоит из нескольких блоков: физический, психологический, профилактико-медицинский и логопедический. Тесная взаимосвязь всех специалистов позволяет корригировать психофизические отклонения, речевые нарушения, оказывать социально-психологическую поддержку и своевременно предупреждать заболевания. Психолог и логопед имеют возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые и иные нарушения: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми разного возраста. Кроме того, при совместной деятельности, появляется возможность осуществлять методическую работу: разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательною среду дошкольной образовательной организации, составлять индивидуально-развивающие программы. Блоки физической активности и медицинской профилактики направлены на здоровьесберегающие, гигиенические, профилактические и закаливающие действия. Созданные условия позволяют правильно спланировать траекторию развития ребенка с особыми образовательными потребностями.
Модель имеет системный характер, разработана в морфологическом, структурном, функциональном и генетическом аспектах. В морфологическом аспекте модель была представлена составом ее компонентов (управленческое, педагогическое, коррекционное сопровождение). В структурном аспекте все компоненты взаимосвязаны. В функциональном аспекте модель отражает и разграничивает функции участников образовательного процесса. В генетическом аспекте организована специальная образовательная среда, взаимодействие администрации, учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателя, медицинского и физкультурного блоков, а также общих и индивидуальных форм сопровождения ребёнка.
Модель командного взаимодействия всех специалистов - эффективна. Во-первых, учитываются не только речевые, но и индивидуально-психологические, физические особенности детей, а также их компенсаторные возможности; во-вторых, четко формулируются объективные заключения о развитии ребенка и, в-третьих, планируются индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Таким образом, согласованность действий специалистов позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения в развитии и помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.
Главную роль, конечно, играет семья — ее терпение и влияние на малыша. Семейное консультирование, как часть психолого-педагогического сопровождения – это целостная система. Ее можно представить как разворачивающийся во времени процесс, совместно – разделённую деятельность консультанта и семьи, в которой выделяются три основных компонента. Диагностический – систематическое отслеживание динамики развития ребенка и семьи, обратившейся за помощью; информационный - сбор и накопление сведений, включающих в себя минимальные и достаточные диагностические процедуры; результативный - когда потребности семьи и ребенка будут удовлетворены по совместному решению. Основным этапом консультирования является отбор и применение средств, которые позволяют создать условия для продуктивного взаимодействия. Поэтому одним из актуальных методов психолого-педагогического сопровождения детей с особыми нуждами, является обучение и консультации родителей с целью регулирования взаимоотношений в семье.
В результате реализации модели возможны качественные изменения у детей, которые отразятся: в развитии памяти, внимания, мышления, активной речи, подготовки руки к овладению навыком письма, общего физического развития и понижении заболеваемости.
Идея психолого-педагогического сопровождения детей в последнее время стала развиваться. И именно поэтому такую комплексную систему психолого-педагогического сопровождения мы видим в будущем во всех учреждениях, обучающих детей с особыми образовательными потребностями.
Литература:
1. Айджанова Д, Закаева Г. А., Искакова, Вместе мы лучше, Алматы – 2005 г.
2. Аромштам М. С., Открываем лекотеку, Москва, Чистые пруды – 2009 г.
3. Бабунова Т. М., Социально-личностное развитие и воспитание докшкольников, Магнитогорск. МаГУ – 2005 г.
4. Бактыбаева К. С. Проблема педагогического сопровождения Білім-Образование. – 2007.– № 3
5. Борисова Е. А., Индвидуальные логопедические занятия дошкольников, Москва – 2011 г.
6. Казакова Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка : от концепции к практике, Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка, СПб. ,1998.
7. Чернявская А. П., Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - Москва, Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2001
8. Шипицина Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С. и др. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста, СПб. : Речь, 2005 г.