Приложение МААМ

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня»

Ольга Рыбакова
Статья «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня»
▼ Скачать + Заказать документы

Рыбакова Ольга Николаевна,

E-mail : logoped_ron@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Рассмотрены основные проблемы организации сопровождения детей в дошкольных образовательных организациях и предложена модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, особые образовательные потребности, модель сопровождения.

Публикация «Статья „Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня“» размещена в разделах

Быть педагогом – сложная задача и большая ответственность. Набираться опыта, учиться понимать детей, развиваться как специалист, привносить в работу что-то новое. Наряду со всеми сложностями это интересно.

Как специалист-логопед я столкнулась с проблемой организации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Решение этой проблемы осуществилось через комплексный подход психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевые и другие нарушения в развитии. Изучая особенности детей, их речь, здоровье и моторику, мы пришли к выводу, что командный подход благоприятно влияет на всестороннее развитие ребенка. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в особом внимании. Так пришла идея создания инновационной модели психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.

Модель состоит из нескольких блоков: физический, психологический, профилактико-медицинский и логопедический. Тесная взаимосвязь всех специалистов позволяет корригировать психофизические отклонения, речевые нарушения, оказывать социально-психологическую поддержку и своевременно предупреждать заболевания. Психолог и логопед имеют возможность осуществлять помощь, как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые и иные нарушения: отслеживать процесс развития; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми разного возраста. Кроме того, при совместной деятельности, появляется возможность осуществлять методическую работу: разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательною среду дошкольной образовательной организации, составлять индивидуально-развивающие программы. Блоки физической активности и медицинской профилактики направлены на здоровьесберегающие, гигиенические, профилактические и закаливающие действия. Созданные условия позволяют правильно спланировать траекторию развития ребенка с особыми образовательными потребностями.

Модель имеет системный характер, разработана в морфологическом, структурном, функциональном и генетическом аспектах. В морфологическом аспекте модель была представлена составом ее компонентов (управленческое, педагогическое, коррекционное сопровождение). В структурном аспекте все компоненты взаимосвязаны. В функциональном аспекте модель отражает и разграничивает функции участников образовательного процесса. В генетическом аспекте организована специальная образовательная среда, взаимодействие администрации, учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателя, медицинского и физкультурного блоков, а также общих и индивидуальных форм сопровождения ребёнка.

Модель командного взаимодействия всех специалистов - эффективна. Во-первых, учитываются не только речевые, но и индивидуально-психологические, физические особенности детей, а также их компенсаторные возможности; во-вторых, четко формулируются объективные заключения о развитии ребенка и, в-третьих, планируются индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Таким образом, согласованность действий специалистов позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения в развитии и помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Главную роль, конечно, играет семья — ее терпение и влияние на малыша. Семейное консультирование, как часть психолого-педагогического сопровождения – это целостная система. Ее можно представить как разворачивающийся во времени процесс, совместно – разделённую деятельность консультанта и семьи, в которой выделяются три основных компонента. Диагностический – систематическое отслеживание динамики развития ребенка и семьи, обратившейся за помощью; информационный - сбор и накопление сведений, включающих в себя минимальные и достаточные диагностические процедуры; результативный - когда потребности семьи и ребенка будут удовлетворены по совместному решению. Основным этапом консультирования является отбор и применение средств, которые позволяют создать условия для продуктивного взаимодействия. Поэтому одним из актуальных методов психолого-педагогического сопровождения детей с особыми нуждами, является обучение и консультации родителей с целью регулирования взаимоотношений в семье.

В результате реализации модели возможны качественные изменения у детей, которые отразятся: в развитии памяти, внимания, мышления, активной речи, подготовки руки к овладению навыком письма, общего физического развития и понижении заболеваемости.

Идея психолого-педагогического сопровождения детей в последнее время стала развиваться. И именно поэтому такую комплексную систему психолого-педагогического сопровождения мы видим в будущем во всех учреждениях, обучающих детей с особыми образовательными потребностями.

Литература:

1. Айджанова Д, Закаева Г. А., Искакова, Вместе мы лучше, Алматы – 2005 г.

2. Аромштам М. С., Открываем лекотеку, Москва, Чистые пруды – 2009 г.

3. Бабунова Т. М., Социально-личностное развитие и воспитание докшкольников, Магнитогорск. МаГУ – 2005 г.

4. Бактыбаева К. С. Проблема педагогического сопровождения Білім-Образование. – 2007.– № 3

5. Борисова Е. А., Индвидуальные логопедические занятия дошкольников, Москва – 2011 г.

6. Казакова Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка : от концепции к практике, Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка, СПб. ,1998.

7. Чернявская А. П., Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - Москва, Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2001

8. Шипицина Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С. и др. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста, СПб. : Речь, 2005 г.

Публикации по теме:

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в адаптационный период Приход в детский сад – важный этап в жизни детей. С ним связано изменение социальной ситуации развития ребёнка: из семьи ребёнок попадает.

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровняКонспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня Тема: Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки М. Гаршина «Лягушка – путешественница»)[/b] Задачи: 1.

Ознакомление детей с ОНР III уровня речевого развития с родственными словами Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ОНР Ш уровня речевого развития - это обогащение словарного.

Психолого — педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью Общеизвестно, что развитие аномального ребёнка, коррекция и компенсация нарушенных у него функций в значительной степени зависят от условий.

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в адаптационный период Приход в детский сад – важный этап в жизни детей. С ним связано изменение социальной ситуации развития ребёнка: из семьи ребёнок попадает.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи как фактор успешной адаптации ребенка раннего возраста к ДОО Уважаемые коллеги! Каждый год дошкольные организации открывают свои двери новым воспитанникам, и перед нами встает проблема: как организовать.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребёнка с нарушением зрения. На сегодняшний день в России, в зависимости от ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными.

Статья Педагогическое сопровождение музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение социальной адаптации ребенка 6–7 лет к условиям школьного обучения» Раздел: Организация психолого-педагогического сопровождения и образование детей. статья принята к публикации в сборник тезисов и статей.

Статья «Социально-педагогическое сопровождение ребенка из неполной семьи в условиях дошкольного образовательного учреждения» В настоящее время каждая третья семья неполная, так как разрушительные последствия реформ сказались и на моральном климате в обществе, что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня»
Опубликовано: 27 апреля 2017 в 10:45
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Рыбакова (УИ 847630) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД