мазурова наталья
STEAM-образование как форма ранней профориентации детей дошкольного возраста
Добрый день! Тема моего выступления «STEAM-образование как форма ранней профориентации детей дошкольного возраста».
Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий. Дошкольник впервые задумывается над вопросом, кем он хочет стать?
Слайд 2.
Публикация «STEAM-образование как форма ранней профориентации детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
Сегодня на примере нашего детского сада мы рассмотрим, как STEAM- образование помогает детям получить более полное представление о многообразии различных профессий и в будущем определиться с правильным выбором своего профессионального пути. Каждый родитель мечтает о долгом счастливом, интересном, жизненном пути своего ребенка, не только в личностном, но и в профессиональном плане ведь правильно выбранная профессия - это основа каждого успешного человека. Так почему бы этот путь профессиональной успешности не начать в детском саду!
STEAM-образование дает дошкольникам основы программирования, математики и теории вероятности, основы картографии и астрономии, криптографии, основы чтения.
Слайд 3.
Работа по ранней профориентации детей посредством STEAM-технологий осуществляется через познавательную, продуктивную, игровую, самостоятельную и совместную деятельность педагога с детьми. STEAM-образование даёт детям возможность изучить мир системно, вникнуть в логику окружающих явлений, обнаружить и понять их взаимосвязь, открыть для себя много нового и интересного. Возможность знакомства с чем-то новым развивает любознательность у детей и их познавательную активность.
Слайд 4.
STEAM-образование дает возможность создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к научно-техническому творчеству, формированию творческого мышления и воображения, первоначальных технических навыков, расширяет у детей кругозор, формирует элементарные навыки, обеспечивает более высокий уровень развития ребенка, что предполагает более широкие возможности в будущем при выборе профессии.
Слайд 5.
В МБДОУ ЦРР «Ромашка» оборудован кабинет STEAM-образования, в котором имеются: уголок космического пространства с макетами планет солнечной системы, методические пособия «Юный астроном», «Юный биолог»,
Слайд 6.
«Детская универсальная STEAM-лаборатория», «Радужные камешки», игровые наборы на развитие мелкой моторики, танграмы, конструкторы из различных материалов и с разными способами крепления (блочный, «LEGO», магнитные, плоскостной «Веселая геометрия», болтовой, суставный, кинетический «Весёлые шестеренки»).
Слайд 7.
STEAM-среда мотивирует детей к конструктивно-модельной деятельности, в ходе которой воспитанники импровизируют, проявляют фантазию, выражают свои впечатления от архитектурных сооружений. Ребята строят здания, машины, предметы быта из различных конструкторов.
Слайд 8.
В процессе конструирования дошкольники приобретают элементарные технические навыки и умения, знакомятся с основными принципами инженерии. Эта деятельность для ребят привычна, и они легко с ней справляются: способы построения моделей, а также закрепления деталей между собой не вызывают затруднений, таким образом у ребят формируются математические задатки и технический склад ума.
Слайд 9.
С особым восторгом дети строят архитектурные постройки, используя радужные камешки, которые раскрывают их творческие способности. Создавая конструкции из камешков, дети могут работать вместе, делиться идеями, развивая командную работу, коммуникативные и социальные навыки. Возможно, кто-то из них станет архитектором или инженером.
Слайд 10.
В ходе практической деятельности по созданию космического аппарата с механизмом для захвата астероида, дети ощутили себя настоящими конструкторами.
Слайд 11.
Виртуальное путешествие в космос, участие в играх по захвату астероидов космическими кораблями с механизмом для захвата астероида, сделанные своими руками вызвали у детей массу положительных эмоций и впечатлений. У некоторых ребят появилась мечта стать космонавтом и освоить космос.
Слайд 12.
Реализация STEAM-проектов в образовательном процессе позволяет аргументированно использовать теоретический материал на практике в жизни. Так ребята узнали, что такое электричество, исследовали суть статического электричества, а затем создавали электрическую сеть с помощью батарейки и светодиода. Сколько же счастья было в глазах у детей, когда фонарики засветились разноцветными огнями. А настольная игра, созданная детьми, в которой на финише загорается свет в домике мышки, стала самой любимой. Так у детей проявляется познавательная активность к дальнейшему изучению физики.
Слайд 13.
В современном мире высокотехнологичных производств все больше профессий связаны с IT-специалистами и программистами. В нашем детском саду дошкольники знакомятся с основами программирования с помощью робота Микибота. Так, определяя маршрут движения Микибота до определенной цели, ребята просчитывают все шаги и с помощью карточек-стрелок составляют последовательность его движений.
Слайд 14.
Затем программируют робота, нажимая кнопки на Микиботе, в соответствии с составленным алгоритмом и, нажав кнопку «пуск», проверяют как движется Микибот. При необходимости вносят изменения в последовательность действий. На слайде Вы видите, сколько радости у ребят, когда они видят, что правильно запрограммировали Микибота. В последние годы наш город Таганрог считается столицей IT-юга России, благодаря большому количеству выпускников, получивших профессии IT-специалистов и программистов. Возможно, что наши воспитанники в будущем тоже освоят эти профессии.
Слайд 15.
Опытно-экспериментальная деятельность всегда интересна детям. Всё, что ребенок сам видит, слышит и делает, усваивается им быстро и надолго. Детей привлекает сам процесс, возможность осуществить действия самостоятельно, реализовать свои замыслы, сделать выводы и воплотить полученные знания на практике. Так, например, на слайде Вы видите знакомство детей со свойствами воды (цветы из бумажного полотенца впитывают воду, видно, как цветная вода поднимается вверх и окрашивает цветы).
Слайд 16.
Большое удивление вызывает у детей такое свойство воды как преломление изображения (коктейльная трубочка, ручка как-будто «сломались»). Если смотреть на изображения через воду, дети видят, что направление линий и стрелок меняется на противоположное.
В процессе опытно-экспериментальной деятельности дети испытывают положительные эмоции от ощущения важности проделанной работы, получения видимых результатов, новой информации. Ребята получают первоначальное представление о профессиях учёных в области химии, биологии.
Слайд 17.
Таким образом, можно сделать вывод, что STEAM-образование способствует развитию у детей дошкольного возраста инженерного мышления, научно-технического творчества, познавательно-исследовательской деятельности. Используемые STEAM-технологии помогут вырастить следующее поколение уникальных архитекторов, ученых, программистов, дизайнеров или мыслителей. А нашим воспитанникам в дальнейшем сделать правильный профессиональный выбор.

