STEM-образование: Математическое развитие. Проект «LEGO — математика» в старшей логопедической группе

Ольга Сергеевна Сидоренко
STEM-образование: Математическое развитие. Проект «LEGO — математика» в старшей логопедической группе

STEM-образование: Математическое развитие. Проект «LEGO — математика» в старшей логопедической группе

Проект «LEGO – математика»в старшей логопедической группе.

Авторы-составители: Воспитатели логопедической группы

Сидоренко О. С. Имайкина Л. А.

Актуальность.

Математическое развитие детей дошкольного возраста по-прежнему остается одной из актуальных проблем дошкольного образования. В соответствии с ФГОС дошкольного образования формирование математических представлений осуществляется в процессе решения образовательной области «познавательное развитие» и осуществляется в разных видах детской деятельности.

При помощи LEGO - конструкторов можно создать эффективную предметно-игровую среду для развития и обучения ребенка. Конструкторы LEGO можно использовать во всех образовательных областях. Но именно конструирование, наполненное математическим содержанием, является основой математического развития дошкольников. Игры и совместная деятельность взрослых с детьми в детских садах, конечно, не обходятся без конструкторов. Конструктор LEGO является очень подходящим материалом для целей математического развития, будучи образным для ребенка, доступным для его тактильного восприятия, вмещающим в себя огромный мир математических задач.

Как известно, применение LEGO способствует:

• Обогащению у детей математических и сенсорных представлений;

• Формировать первоначальные измерительные умения (измерять длину, ширину, высоту предметов);

• Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение);

• Развитию умения ориентироваться в пространстве и на плоскости;

• Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;

• Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

С помощью конструктора можно составлять и решать задачи. Когда решение задачи превращается в интересную и увлекательную игру, то и процесс познания и усвоения материала становится легким. Составляя задачи, дети могут сделать объемные фигуры, чтобы рассказать свою интересную историю. Умение составлять задачу пригодится детям в школе, а если они поймут, что этот процесс интересен, то в школе они будут делать это с легкостью.

Конструктор помогает детям научится ориентироваться в пространстве. С помощью LEGO можно составлять схемы, планы, маршруты, карты. Также можно научить "читать" простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве. Пластины LEGO можно использовать как лист бумаги или как фланелеграф. Например, дать задание расположить солнышко в верхнем левом углу, дерево внизу справа, дом внизу слева, под деревом гриб, над домом птица. Так дети учатся, и конструировать, и ориентироваться на платформе.

В процессе совместной деятельности взрослого с детьми по развитию математических способностей с конструктором у детей вырабатываются привычки сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с конструктором с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей.

Таким образом, мы пришли к выводу, для того, чтобы значительно повысился уровень сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста лучше использовать конструктор LEGO.

Цель проекта: формирование математических представлений у старших дошкольников посредством конструктора LEGO.

Задачи проекта:

• формировать знания о симметрии, пропорциях, понятии части и целого;

• запоминать и свободно использовать в речи названия LEGO -деталей.

• знакомить с элементарными умственными операциями анализа построек по таким параметрам: форма, величина, цвет деталей, учить сравнивать предметы;

• пополнять словарь новыми словосочетаниями: длинная (короткая, широкая (узкая) дорожка;

• совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за, слева — справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.).

• формировать умение ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).

• развивать мелкую моторику и зрительную координацию в процессе крепления деталей конструктора.

• стимулировать детское техническое творчество;

• обучать моделированию по чертежу и собственному замыслу;

• формировать умение самостоятельно решать технические задачи;

• познакомить с основами компьютерного моделирования;

• совершенствовать умения прямого и обратного счета; соотнесения количества с цифрой; упражнять в решении математических задач.

Коррекционные задачи:

• развивать ориентировочные действия, детей формируя у них умение предварительно рассматривать, называя, показывая по образцу и по словесной инструкции педагога форму, величину, количество предметов в окружающей обстановке, в игровой ситуации, на картинке;

• решать простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения (палочки, геометрические фигуры);

• развивать речевые умения детей, необходимые для определения и отражения в речи оснований классификаций по ведущему признаку (форма, величина, количество и т. п.).

Планируемые результаты:

• имеют представления о симметрии, пропорциях, понятии части и целого;

• свободно используют в речи названия LEGO -деталей.

• умеют ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за, слева — справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.).

• умеют ориентироваться на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу).

• развита мелкая моторика и зрительная координация в процессе крепления деталей конструктора.

• моделируют по чертежу и собственному замыслу; умеют самостоятельно решать математические задачи; владеют основами компьютерного моделирования.

I этап. Организационный:

Изучение возможностей внедрения образовательной робототехники в образовательный процесс ДОУ, анализ имеющихся условий, разработка и защита инновационного проекта, формирование программного обеспечения деятельности, организация начального материально-технического обеспечения LEGO –проекта.

II этап- Практический.

Неделя Тема Содержание оборудование

Октябрь 2019

1 Знакомство с Lego-деталями Познакомите детей с деталями конструктора Lego Конструктор Lego

2 Д/и «Найди пару» Развивать умение группировать с учетом выделения одинаковых признаков. Конструктор Lego

3 Д/и «Чудесный мешочек» Учить детей узнавать знакомые детали на ощупь. Конструктор Lego

4 Д/и «Счет шипов» Сосчитай шипы на Lego-деталях Конструктор Lego

Ноябрь 2019

1 «День народного единства» (физминутка) Ориентировка в пространстве Конструктор Lego «Городские жители» Duplo 45010

2 Д/и «Собери по образцу» Измерение длины с использованием мерки Конструктор «Увлекательная математика» 45210

3 Д/и «Свяжи шарф» Закрепление понятий «узкий», «короткий» Конструктор «Увлекательная математика» 45210

4 Д/и «Цветы» Соотнесение числа с количеством Конструктор «Увлекательная математика» 45210

5 Д/и «Львы» Деление целого на части Конструктор «Увлекательная математика» 45210

Декабрь 2019

1 Д/и «Пруд» Ориентировка на плоскости Конструктор «Увлекательная математика» 45210

2 Д/и «Узор» Закрепление знаний цветов и их оттенков Конструктор «Увлекательная математика» 45210

3 Д/и «Бабочка» Упражнение в симметричном изображении предметов Конструктор «Увлекательная математика» 45210

4 Д/и «Магазин» Решение задач на сложение Конструктор «Увлекательная математика» 45210

Январь 2020

1 «Новый год» Закрепление знаний основных цветов и их оттенков, навыков счета, ориентирования на плоскости Конструктор Lego «Построй историю» 45100

2 «Наш дом» Измерение предмета (высота, длина, ширина) Конструктор Lego

3 «Зимний мир чудес» Закрепление знаний времен года и частей суток Конструктор Lego «Построй историю» 45100

Февраль 2020

1 «Профессии» Моделирование по чертежу Конструктор Lego «Городская жизнь» 45103

2 «Юла» Знакомство с шестеренками Конструктор Lego «Первые механизмы» 9656

3 «Качели» Освоение навыков проектирования Конструктор Lego «Первые механизмы» 9656

4 «Машина» Развитие мышления, логики, интереса к наукам Конструктор Lego «Первые механизмы» 9656

Март 2020

1 «Мамин день» Совершенствование навыков счета, выделения признаков предмета Конструктор Lego «Построй историю» 45100

2 «Моя комната» Закрепление умение ориентироваться в пространстве

Конструктор Lego «Построй историю» 45100

3 «Фантазии» Развитие творчества, логического мышления Конструктор Lego «Построй историю» 45100

4 «Паровоз с животными» Закрепление счета в пределах 10, знаний цвета, формы, величины Конструктор Lego

Апрель 2020

1 «Вентилятор» Построение поделки по схеме Конструктор Lego «Первые механизмы» 9656

2 «Космос» Совершенствование умений анализировать схему и постройку, разделять ее на части Конструктор Lego 45103

3 «Собака» Развитие внимания, умения находить сходства и различия в похожих постройках Конструктор Lego «Первые механизмы» 9656

4 «Парусная лодка» Составлять целую поделку из ее частей Конструктор Lego «Первые механизмы» 9656

Май 2020

1 «Техника военного времени» Развитие моторики и зрительной координации Конструктор Lego

2 «Программа» Обучение взаимодействию с роботом и основам программирования Matatalab Pro Set

3 «От пустыни к морю» Найти оптимальный путь к цели путем программирования робота Matatalab Pro Set

4 «Робот рисует и поет» Развитие логического мышления Matatalab Pro Set

Список литературы.

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29 декабря 2012г.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17. Октября 2013 г. №1155 г. Москва.

3. Волосовец Т. В. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т. В. Волосовец и др. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. – 112с.

4. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала. Мозаика -Синтез Москва 2010.

5. «LEGO в детском саду». Парциальная программа интеллектуального и творческого развития дошкольников на основе образовательных решений «LEGO Education». Маркова В. А., Житнякова Н. Ю. – М., 2018.

6. ПервоРобот LEGO® WeDo. Книга для учителя. М., 2018

7. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. - М. : ТЦ Сфера,2012. – 144с.

8. www.education.lego.com

Публикации по теме:

Педагогический проект «Математика повсюду, математика везде»Педагогический проект «Математика повсюду, математика везде» Участники проекта: дети старшей группы, родители Вид проекта: познавательно – игровой Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь.

Педагогический проект в старшей логопедической группе «День защитника Отечества»Педагогический проект в старшей логопедической группе «День защитника Отечества» Педагогический проект в старшей логопедической группе "День защитника Отечества" Проект по социально – коммуникативному, познавательному,.

Педагогический проект в старшей логопедической группе «Праздник Пасхи»Педагогический проект в старшей логопедической группе «Праздник Пасхи» Педагогический проект в старшей логопедической группе «Праздник Пасхи» Проект по социально – коммуникативному, познавательному, речевому,.

План самообразования «Развитие технического творчества дошкольников посредством LEGO конструирования» План самообразования «Развитие технического творчества и познавательных интересов дошкольников посредством LEGO конструирования»Цель: развитие.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Учимся считать
  • Учимся считать
Автор публикации:
STEM-образование: Математическое развитие. Проект «LEGO — математика» в старшей логопедической группе
Опубликовано: 28 ноября 2020 в 16:46
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 января. Всемирный день снега

Инициатором и основателем проведения праздника является Международная федерация лыжного спорта (FIS), учредив его под жизнеутверждающим девизом «Насладиться, ознакомиться и испытать!» По замыслу...

19 января. День сравнения на МААМ

Что, как и с чем сравнивать — этому вопросу посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы научить детей сравнению или закрепить у них это умение.

Фотозарисовка «Новогодние открытки-привет из прошлого»
Приветствую друзей и гостей страницы! Эту публикацию я планировала уже перенести на будущий Новый год, но по просьбе дорогих мне друзей публикую сейчас....
Оформление группы к Новому году, как средство для развития временных понятий у детей...
Оформление группы к Новому году, как средство для развития временных понятий у детей дошкольного возраста. Воспитатель : Исаева Светлана Анатольевна....
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию младшая группа тема «Моя...
Программное содержания: 1. Систематизировать представления детей о семье 2. Воспитывать привязанность ребенка к своему дому, любовь и заботливое...