Татьяна Коновал
Формирование у дошкольников нравственных качеств и чувства патриотизма к своему городу Северодвинску
Патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. Он основан на развитии нравственных чувств.
В содержании ФОП отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально – психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Публикация «Формирование у дошкольников нравственных качеств и чувства патриотизма к своему городу Северодвинску» размещена в разделах
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста — это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитания патриотических чувств, развития у него навыков и привычек нравственного поведения, потребности в деятельности на общее благо.
Характерной чертой воспитания детей в духе патриотизма является единство нравственных чувств и знаний.
Знания влияют на нравственное развитие ребенка только тогда, когда они окрашены чувствами и переживаниями. В дошкольном возрасте начинается именно формирование воли, нравственных идеалов, которые важны для патриотического воспитания.
Цели патриотического воспитания детей дошкольного возраста
1. формирование системы знаний детей о своей малой родине, которая может быть представлена следующим образом: Природно-географическая информация (географические особенности города, климат, природы, информация о жизни людей (особенности быта, труда, культуры, традиций, социальная информация (знание символов (герб, гимн, достопримечательностей родного города, некоторая историческая информация (о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знания об исторических памятниках города, улицах).
2. воспитание интереса дошкольников к окружающему миру, эмоциональной реакции на события общественной жизни.
Исходя из всего выше изложенного, можно отметить ряд основных задач:
Формировать любовь к родному краю и интерес к его прошлому и настоящему;
Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране;
Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому;
Развивать бережное отношение к своему краю и городу (достопримечательностям, культуре, природе);
знакомство детей с символикой города : герб, гимн.
Для реализации задач по формированию у дошкольников нравственных качеств и чувства патриотизма к своему городу Северодвинску использовали следующие формы работы :
создание предметно-развивающей среды по нравственно– патриотическому воспитанию;
тематические занятия;
беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях;
чтение детских книг на патриотические темы;
соответствующий подбор песен и стихов для разучивания;
целенаправленные игры;
взаимодействие с родителями;
взаимодействие с социумом.
Чтобы воспитать в детях любовь к своему городу, необходимо дать им понять, что их город – это часть Родины, ибо все места, большие и маленькие, имеют много общего. Для этого в группе оборудовали:
- Патриотический уголок «Родная история», где дети узнают о стране, в которой живут.
- Создали мини-музей «Мой родной город Северодвинск».
В мини-музей входят:
- фотографии города Северодвинска, основные достопримечательности (места отдыха горожан, кинотеатр, исторические памятники); информацию об истории возникновения города Северодвинска; альбом с названиями главных улиц города и героев ВОВ, в честь которых названы ближайшие улицы нашего района; альбом «Основные предприятия города»; макет подводной лодки; картотека стихов о городе Северодвинске; гимн и герб Северодвинска;
- родители совместно с детьми создали альбом «Моя улица, мой дом»;
- в группе провели конкурс рисунков «Мой город» и оформили выставку детских работ;
- подобрали игры: «Достопримечательности города»; пазлы «Собери герб города»; лабиринты «Пройди к памятнику»; д/и «Узнай по описанию».
У дошкольников расширяется спектр объектов, с которыми они знакомятся – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям говорят, в чью честь они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, улицы и прилегающих улиц, в честь которых они названы. Его учат, что у каждого есть родной город и город, в котором он родился и живет. Для этого были проведены:
- беседы на темы: «История моего города», «Мой город – моя малая Родина», «Где ты живешь?», «Путешествие в прошлое и настоящее родного города», «Мы гуляем по улице», «Герб и гимн города», «Мой район»;
- НОД: «Северодвинск – любимый город мой» (интегрированное); «Дом, в котором я живу» (изо);
- целевые прогулки: ближайшие улицы (Торцева, проспект Ленина, Советская, Бойчука, на площадь к Новогодней елке;
- экскурсии к памятным местам: «Вечный огонь», «Парк поколений», «Парк Патриот»; «Площадь Победы»
В свободной деятельности детей учитывали возрастные особенности дошкольников, которые необходимы для широкого использования игровых техник и повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы. Дошкольники сооружали города из крупного строительного материала, строили из лего-дупло «Парк аттракционов»; играли в с-р/ и: «Поездка по городу», «Поход в парк отдыха».
Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию имеет важное значение. Для родителей оформили стенды «Моя страна Россия», «История моего города»; предложили провести семейные экскурсии по окрестностям города, любимым местам отдыха в выходные дни и посетить с детьми памятные места (достопримечательности) в городе. Результом таких экскурсий стали фотоальбомы родителей «Мой город – Северодвинск».
Таким образом, в результате проведенной работы по формированию у дошкольников нравственных качеств и чувства патриатизма к своему городу Северодвинску у дошкольников появился интерес к получению новых знаний про свой родной город, про знаменитых людей, живущих в городе. Дети стали испытывать гордость за свой город.