МААМ-картинки

Стимулирование появления речи у неговорящих детей

Галина Кнутова
Стимулирование появления речи у неговорящих детей

Стимулирование появления речи у неговорящих детей.

Учитель-дефектолог : Кнутова Г. А.

Непременным условием овладения речью является подражание. Но, чтобы ребенок сам, по собственной инициативе начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом. Первые слова появляются при общении-взаимодействии со взрослым, при желании получить что-либо, т. е. когда необходимо назвать предмет.

Публикация «Стимулирование появления речи у неговорящих детей» размещена в разделах

Отсутствие речи может раздражать самого ребенка. Его не понимают - он капризничает, выражает свое недовольство плачем и криком, отказывается что-либо делать, выражает протест, все интенсивнее прибегает к жестам.

Появление жестов свидетельствует о том, что ребенок хочет общаться, но не знает как. При появлении речи количество жестов станет меньше.

Основной “пусковой” момент появления речи - общение.

Формирование речи происходит, прежде всего, в диалоге. Говорящий и слушающий все время меняются ролями, соблюдая принцип кооперации: каждый хочет понять, что хочет сказать другой. Первый партнер ребенка в диалоге - взрослый.

Постараться надо, чтобы стечение обстоятельств жизни "спровоцировало" ребенка на высказывание, на ответ. Обязательно поощрять речевую реакцию ребенка в любом случае - как с правильным, так и с неправильным звуковым оформлением. Четкости произношения на первых этапах требовать не надо. Пусть первые ответы ребенка - всего лишь отдельные разрозненные слова, они дают ему возможность общаться речевыми средствами и фактически становятся стержнем высказывания.

Критерий правильного ответа - понимание ситуации. Замена слов адекватными жестами свидетельствует о желании общаться, но в то же время о несформированности механизма порождения речи.

Развитию диалога помогают инсценировки стихов, специально подобранные вопросы, обращенные к ребенку, обучение «командам», игра в кукольный театр.

Серию вопросов - ответов с выделенной эмоционально окрашенной интонацией хорошо использовать во время режимных моментов, на прогулке, в совместной с ребенком деятельности, в игре, при рассматривании картинок, при самостоятельных попытках рисовать, лепить, конструировать и т. п.

Первая серия вопросов предполагает всего два варианта ответа - "да-нет". Их задают в реальных часто повторяющихся ситуациях: дома, на прогулке и т. п. Например, Хочешь есть? Идем спать? Давай играть? Дать тебе сок? Будешь смотреть телевизор? Ты не замерз? Видишь машину?

Вторая серия вопросов - усложненный вариант игры “да - нет”. Ребенка вводят в ситуацию, когда реальные действия не соответствуют смыслу вопроса. Например: “Ты сидишь? - ребенок идет; Ты не играешь? - ребенок играет. Эти вопросы активизирует речемыслительные процессы, так как ставят ребенка перед необходимостью проанализировать утверждение, содержащееся в вопросе.

Третья серия предполагает осмысление ответов на вопросы: Кто это? Что это? Кто там пришел? Кто летит? Кто идет? Что тут растет?

Вопросы задаются о людях, животных, предметах обихода, растениях, непосредственно наблюдаемых ребенком; отображенных на плоскости (карточках-лото, фотографиях, картинках, слайдах и т. д.); объемных, представленных в динамике (на экране телевизора, диапроектора и т. п).

Четвертая серия - вопрос: Что делает? Он ставит ребенка перед необходимостью использовать глаголы (идет, спит, лежит, бежит, сидит, играет, ползет, читает, рисует, варит, кормит, ест, пьет, несет, говорит, едет, прыгает, моет, чистит, шьет, смеется, плачет, строит) - основу будущего высказывания. Вопросы ставятся к знакомым одушевленным и неодушевленным предметам. Например: Что делает кукла? Что делает мама? Что делает собака? Что делает машина? Что делает самолет?

Пятая серия вопросов направлена на появления в речи ребенка указательных местоимений. Например, на вопрос Где мама? ожидаются ответы: там, тут, здесь, вон.

Глаголы в повелительном наклонении появляются в самостоятельной речи детей на ранних этапах речевого развития, что обуславливается необходимостью выразить просьбу-команду. Наиболее значимые команды в реальных жизненных или игровых ситуациях: иди, сядь, уйди, пусти, спи, лови, стой, пей, ешь, ищи, встань, помоги. Нужно, чтобы в течение дня такие ситуации возникали чаще естественным образом.

Просьба "Дай", как правило, обусловлена желанием получить что-либо, принять участие в совместной деятельности. Важно учитывать следующее: предмет должен быть хорошо знаком и любим (кукла, машинка и др. игрушки); функционально необходимым (ложка, чашка и т. п.); новым и неожиданным (фигурка, наклейки, рисунки, книги и т. п.). Предметы различного бытового назначения (пылесос, миксер, магнитофон) также могут вызывать интерес.

Имитация и звукоподражание также влияют на развитие речи у неговорящих детей.

Традиционные игры типа «Ладушки», «Поехали, поехали с орехами, с орехами…» побуждают ребенка вслед за взрослым изобразить ситуацию, а затем подражать его речи. Имитация облегчается тем, что звукоподражательные слова несложны для произнесения, так как обычно состоят из двух слогов.

Например, имитация звуков разных зверюшек: гав-гав, мяу, ква-ква; произношение междометий, отражающие эмоциональные состояния: ай-ай-ай, ох. Ребенок начнет заражаться обстановкой взаимодействия, повторять вслед за взрослым. Желательно создать игровую ситуацию. Например, что холодно: бррр; укладывая игрушки спать - бай-бай; при кормлении кукол - ням-ням; играя в прятки - ку-ку, с водой - кап-кап; в поездку на машине или на поезде - би-би, ту-ту; при разговоре по телефону алё, динь; поскакать на лошадке но-но; походить как мишка - топ-топ.

Хорошо, если ребенок будет договаривать потешки: Гуси-гуси: - Га-га-га! - Есть хотите? - Да-да-да!. Можно рассказывать сказку "Курочка Ряба", при этом ребенок участвует в рассказе, добавляя слова за курочку - ко-ко-ко; за мышку - пи-пи-пи, изображает, как упало яичко: бах, как плачут баба и дед:ой-ой-ой.

С детьми постарше лучше читать, например, отрывок из сказки Успенского "Трое из Простоквашино" (когда почтальон Печкин стучит в дом, а галчонок ему отвечает, стихотворение Д. Хармса "Весёлый старичок", в нем много звукоподражаний типа (хи-хи-хи да ха-ха-ха, хо-хо-хо да буль-буль ох! Ох).

Формировать речевую активность детей можно и в подвижных играх. Например: Игра «Солнце-дождик».

Цель: формирование речевой активности, активизация повторения звукоподражаний.

Задачи: развитие слухового внимания, сенсорных ощущений, развитие общения.

Ход игры: Занятие проводится с группой детей. Педагог предлагает детям погулять по лесу, греясь на солнышке, поясняя, что может начаться дождик, показывая большой зонт, сообщая, что скрываться от дождика необходимо, прячась под зонт. Дети изображают прогулку по лесу (можно использовать фоновую магнитофонную запись с шумом леса) : перешагивают через буреломы, оглядываются по сторонам, нюхают воображаемые цветы. Педагог в это время постоянно произносит: «Солнце светит ярко. Уф, как жарко!», стимулируя детей к повторению междометия «Уф!». В определенный момент логопед эмоционально восклицает: «Дождик! Дождик! Все прячемся под зонтик»; раскрывает зонт, детей не спрятавшихся под зонтик, логопед слегка опрыскивает из пульверизатора. Когда дети спрячутся под зонт, логопед барабанит по зонту пальцами и эмоционально произносит звукоподражание «кап-кап. Как дождик капает: кап-кап». Затем снова логопед произносит: «Солнце вышло, уф, как жарко!». Игра повторяется несколько раз.

Заучивание стихов стимулирует потребность проговаривать отдельные слова, особенно рифмующиеся. Не нужно огорчаться, если ребенок сначала только слушает стихотворение, отхлопывая его ритм; пытаясь изобразить его содержание, проговаривает всего лишь несколько слов или неправильно их произносит.

Обучение чтению почти никогда не вызывают негативистических реакций у детей. Скорей всего это связано с тем, что обучение чтению не ставит ребенка в ситуацию, когда от него ждут, чтобы он говорил. Предлагаемые ниже задания могут выполнять даже трехлетние дети. Единственное требование к ребенку - умение играть в картинно-предметное лото. В процессе обучения дети не просто учатся читать, они пытаются произносить те слова и слоги, которые им предлагаются для чтения. Не страшно, если слова при этом выговариваются недостаточно четко. Важно, что они становятся базой для развития речи.

Начинать надо с обучения глобальному чтению. Ребенок должен узнавать написанные слова целиком, как иероглиф, не вычленяя отдельных букв. Для начала напишите два-три коротких слова-названия предметов на картонных карточках размером с треть тетрадного листка (слова должны быть хорошо знакомы ребенку). Например, ДОМ, МЯЧ, ХЛЕБ. Слова следует писать крупными печатными буквами, лучше зеленым или черным фломастером. На обратной стороне карточек простым карандашом изображаются аналогичные предметы. Рисунки могут быть схематичными. В дальнейшем, когда ребенок научится узнавать слова, можно будет картинку стереть. Ребенку сообщается, что написано на карточках, а затем просят: “Дай ДОМ, дай ХЛЕБ и т. д. ”. Если ребенок не справляется с этим заданием, можно разрешить ему перевернуть карточку и посмотреть на картинку-подсказку. Со временем он научится находить нужные карточки без подсказки, ориентируясь только на буквы. Количество слов-карточек увеличивается, слова "удлиняются", вводятся слова, обозначающие действия, т. е. глаголы.

Раннее обучение чтению не только стимулирует появление речи, но и улучшает внимание, облегчает произнесение слов, приучает к более четкому проговариванию их.

На начальном этапе у ребенка могут возникнуть трудности не только в звуковом оформлении слов, но и в воспроизведении их ритмического рисунка. Например, на вопрос “Кто там пришел?” он вместо дядя отвечает дя, на вопрос “Что тут растет?” вместо дерево говорит веве. Взрослый, принимая любой вариант ответа, сам обязательно должен дать правильный, утрированно подчеркивая ритмический рисунок слова и словесное логическое ударение.

При отборе речевого материала для занятий с ребенком следует начинать с одно- и двухсложных слов, потом можно перейти к трехсложным. Отбираются карточки с заведомо знакомыми ребенку изображениями. Например, из картинно-предметного или тематического лото хорошо использовать карточки, на которых нарисованы мяч, дом, кот, жук, суп; бусы, шуба, муха, ваза; банка, сумка, вилка, мишка, кошка, кофта, елка, пальто; машина, собака.

Мелкая моторика - точные движения пальцев рук - особенно тесно связана с процессом формированием речи. Для развития мелкой моторики и зрительного восприятия, формирования пространственных представлений, различению предметов по форме и цвету необходимы: кубики, конструкторы, мозаики, сборные игрушки, пирамидки, матрешки, головоломки, принадлежности для рисования и лепки.

Занимаясь с ребенком нужно учитывать его возможности (работоспособность, внимание, память). Первые занятия могут быть непродолжительными. Успех любых начинаний всецело зависит от систематичности работы! Не стоит ругать ребенка при неудачах. Исследования психологов, наблюдения опытных педагогов свидетельствуют, что при отсутствии стресса, критики у детей не только намного выше работоспособность, но они легче справляются с интеллектуальными и творческими заданиями.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Фотоотчет «Подвижная игра с прыжками и бегом на стимулирование двигательной активности»Фотоотчет «Подвижная игра с прыжками и бегом на стимулирование двигательной активности» Учитывая, что в утреннее время у детей была спокойная деятельность, решила провести подвижную игру более подвижного характера. Цель: Стимулирование.

«История появления кукол». Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста«История появления кукол». Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста История появления кукол. Долгосрочный проект для старшего дошкольного возраста. Подготовила воспитатель Мажова С. А. 2019 год Цель проекта:.

Конспект беседы для родителей с детьми «История появления книги» к празднику Всемирный день книгиКонспект беседы для родителей с детьми «История появления книги» к празднику Всемирный день книги 23 апреля празднуется Всемирный день книги. Цель : Организация совместного времяпрепровождения родителей и детей. А также улучшение взаимодействия.

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Стимулирование развития речи детей с ОНР с помощью мелкой моторики рук. Перчаточный мини-театр «Веселые ребята»Стимулирование развития речи детей с ОНР с помощью мелкой моторики рук. Перчаточный мини-театр «Веселые ребята» Презентацию подготовила: воспитатель высшей категории, Тюрина Надежда Александровна Подготовительная группа В последнее время.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Развитие интонационной речи через театрализованную игру» Цель: Формирование.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]»Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]» b]Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук (Ш)»[/b] Цель: Формирование звуковой культуры речи у.

Автор публикации:
Стимулирование появления речи у неговорящих детей
Опубликовано: 29 сентября 2020 в 20:10
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД